О самых подкованных в мире актёрах

Часть II


Часть I

Быстрые, сильные, красивые... Нет в кино таких жанров, где бы они не появлялись, особенно в исторических, приключенческих лентах, вестернах и, конечно же, в мультиках. Все виды фильмов просто немыслимы без этих «актёров». Они не люди. Они многовековые друзья, помощники человека, в том числе и на съёмочных площадках. Они кони-лошади...

Мы продолжаем наше знакомство с таким видом лошадиной деятельности в жизни человека, как работа в кино. Сегодня больше о курьёзах ржущих актёров, но начнём всё же с серьёзного.

С заботой о коне, но не об актёре

До запрета подсечек (опасный трюк, когда каскадёр резко фиксирует ноги животному на полном скаку, и оно летит кувырком, рискуя сломать шею… впрочем, как и вылетевший из седла сам наездник) сцену с падением гривастых допускали в фильм лишь при условии, что в кадре видно, как лошадь падает, встаёт и убегает — то есть зритель убеждался, что с ней всё в порядке. Если конец кадра был отрезан, сцена не могла войти в картину. А вот о людях-актёрах как-то не задумывались: так, отважный Арнольд Шварценеггер несколько раз получал травмы, пытаясь самостоятельно выполнить «завал» (лошадь поднимают «на свечку», сгибают шею на сторону, у животного смещается центр тяжести, и оно валится на бок или через спину назад) в фильмах о Конане-варваре. А Мила Йовович на съёмках фильма Л. Бессона «Жанна Д'арк» (1999) чуть не погибла — вылетела из седла и едва не угодила под копыта, выполняя опасную подсечку...

И-го-го-интересность. У африканского племени масаи (Кения) убитый лошадью (как, впрочем, и любым копытным животным, например, антилопой) автоматически попадал в рай.

И ещё: По статистике смертность от удара некованым копытом выше, чем от удара подкованной ноги.

Как и у людей-актёров, у их «коллег по цеху» — копытно-ржущих артистов во время съёмок, какими бы они ни были сложными, происходят забавные курьёзы.

Психоз «мерина»
Кому неизвестно, сообщу лошадиный «секрет»: они все большие лакомки и гурманы. Вспомним того же дядю Кузю-водовоза из «Волги-Волги», что угощал свой «транспорт», вечно останавливающийся у пивнушки, и приговаривал: «Хлеб с солью — психоз у этого мерина». Подобный «психоз» приключился с чёрным конём в фильме «Послушай, не идёт ли дождь» — на съёмках, без седла и уздечки, он изображал Смерть. Жеребец выскакивал на аллею в зимнем парке и мчался по ней. В общем, всё казалось просто: по аллее надо было поставить специальные загородки и гнать конягу вдоль них. Времени, как и самих перегородок, у киношников не оказалось, и поэтому сделали проще — в конце аллеи положили подсолённую краюшку хлеба. Конь, к радости киношников, лихо мчался в нужном направлении, быстро рубал вкусность и... удирал в лес. Дальше почти вся группа садилась на других коней и с ненормативными угрозами ловила беглеца. Каждый дубль всё, включая погоню, повторялось сначала. «Смерть» таким образом сожрала три буханки хлеба и под конец, сытая и довольная, вообще «забила» бегать и только радостно ржала. К счастью, подходящий кадр был снят.

И-го-го-интересность. Если поставить перед лошадью ведро с кофе и ведро с какао, лошади в четырёх случаях из пяти предпочтут кофе.

Шляпка, конь и колбаса
Во время съёмок известной комедии «Соломенная шляпка» одна из лошадей, что съедала эту самую шляпку, так гастрономически полюбила сей предмет, что умудрилась стащить и слопать не только «дубликаты» реквизита, но и все соломенные головные уборы киногруппы (снимали летом и на «югах»).

Преподносил «кулинарные» сюрпризы на съёмках фильма «Наследие Ники» пегий конь Персик, у него было две особенности: он любил вкусно подзакусить и к тому же приспособился вылезать из любого недоуздка. Однажды актёры, придя утром на съёмочную площадку, обнаружили там полицию (дело было в Венгрии). Полицейские объяснили, что ночью «грабанули» буфет — с двух подносов исчезло четыре десятка бутербродов с сыром и... колбасой. «Дело» моментально было раскрыто, когда в стойле увидели очень довольного и толстого Персика, разумеется, без недоуздка. Он дожёвывал последний бутерброд с колбаской. Вот и верь теперь, что конь — животное травоядное...

И-го-го-интересность, табуретка и Сталин. Иосиф Виссарионович очень любил кино и разбирался в нём, однако, бывало, так увлекался, что принимал всё снятое за реальность. Как-то он пересматривал очередной раз картину «Смелые люди» (1950). В зале присутствовал известный режиссёр Григорий Александров. Когда Сталин увлёкся и воскликнул: «Эх, здорово скачет артист Грибов», Александров решил пояснить: «Товарищ Сталин, да он не скачет. И лошади под ним нет. Это приём такой. Комбинированные съёмки — он на табуретке подпрыгивает». Сталин жутко обиделся: «И что, вы хотите на этой табуретке обскакать Голливуд?».

Когда «кров» горячий
Как известно, кони, в определённый период времени, существа весьма любвеобильные. Случай на съёмках фильма «Олигарх» — тому подтверждение. По сюжету герой картины (актёр В. Машков), выезжает к гостям на слоне! Собравшиеся дарят ему девицу-королеву красоты, которую привозят в пролётке, а также коня-ахалтекинца. Владелец, предоставивший для съёмок коня-двухлетку по кличке Кагар, предупредил, что конь в принципе «очень смирный и послушный, только кобыл ему показывать нельзя — «он это самое». Совет учли, и карету, запряжённую двумя кобылами, заранее отогнали подальше от места съёмок. Но никто не подумал о задействованной в фильме цирковой слонихе-красавице Чани. Между тем жеребец мигом сообразил, что слониха тоже относится к прекрасному «слабому» полу, и взыграли инстинкты. Едва увидев эту бо-оольшую-пребольшую серую «кобылу», Кагар лихо раздул ноздри, встал на дыбы и с диким ржанием помчался в её сторону (по-видимому, такая «мелочь», как хобот, его не смущала). Озабоченного конягу поймали в тот момент, когда он подбежал к обалдевшей от удивления слонихе. Вот что значит «горачий» восточный конский «кров»!

И-го-го-интересность. В финском языке слово «конь» является оскорбительным, а слово «лошадь» — ласкательным. Любой финке будет приятно, если её мужчина скажет: «Ах, ты моя прекрасная лошадь!».

Кино-лошадиные «деликатности»
Лошади и в жизни, и, понятное дело, в кино, животные чистоплотные. Ну, по крайней мере — в кадре. За его пределами — дело должного ухода человека. Конь — не кот или собака — ему особо не объяснишь, где можно делать свои «дела», а где нет, поэтому во время съёмок для таких «оказий» и у нас, и за рубежом, специально запасаются пустыми мешками и опилками... Однажды вышеупомянутого коня Кагара «пригласили» сниматься в рекламе часов и прямо в центре Москвы. В обед кинорекламщики проголодались и притащили пакеты с едой из «Макдоналдса». Закусили. Начали съёмку. Всё было отлично — конь вёл себя хорошо, но под конец взял да и справил свои дела прямо на асфальте. Съёмщики хватились, а спецмешков-то нет (просто забыли захватить). Стоящий рядом постовой нахмурился и погрозил. Поэтому сложили навоз в пустые пакеты из-под гамбургеров, аккуратно поставили их невдалеке и начали снимать дальше. Вдруг из-за угла появился бомж, схватил два «макдональдсовских» пакета и бросился бежать. Как ни кричали ему вслед — бесполезно. Сначала участники съёмок пожалели бомжа, а потом расстроились совсем по другому поводу — ну что бы ему украсть все девять пакетов! Что испытал сам бомж, когда радостно начал открывать пакеты — несложно догадаться.

И-го-го-интересность. Возможно, вы видели, как лошадь делает странное выражение, в котором она загибает верхнюю губу и обнажает свои зубы в широкой улыбке — кажется, что животное смеётся. На самом деле это является частью «мимики», усиливающей обоняние, чтобы направить ароматы, плавающие в воздухе, к специальным чувствительным железам внутри носа. Так что, лошадь не смеётся над вами, она просто пытается определить, плохо ли вы пахнете.

…И ещё один случай на тему «деликатности». Однажды конь... устроил замыкание. Он умудрился налить лужу аккурат на то самое место, где соединялись все кабели осветительной аппаратуры. Обошлось без трагедии только потому, что питание было отключено. А когда включили свет — полетели все предохранители. В воздухе стоял специфический аромат с дымком, приправленным могучими словами осветителей.

И всё же, несмотря ни на что, большинство киношников любят своих ржущих актёров и стараются их по мере возможности оберегать. Иной раз до фантастической степени.

Уважайте лошадей!
У того же всемирно известного режиссёра Стивена Спилберга, автора нашумевшего «Боевого коня» (2011), есть собственная гуманистическая позиция. Лошадей, участвовавших в съёмках, старались не утомлять, а для сцены, в которой конь Джои запутывается в колючей проволоке, были изготовлены резиновые муляжи. Для работы с лошадьми были приглашены тренеры, ветеринары, диетологи и стилисты. Защитники животных организацией съёмочного процесса остались очень довольны и даже предложили учредить для режиссёра специальную награду.

В нашей стране, конечно, такого нет, впрочем, как и большого количества фильмов с участием лошадей — это пока остаётся в великом советском кинопрошлом с его «Смелыми людьми», «Ильёй Муромцем», «Неуловимыми мстителями» и т.д. Ныне славный добрый русский конь виден на экране больше в анимации, как, скажем, в недавней мультипликационной картине «Конь Юлий и большие скачки», нежели в «реале». Ну, или в исторических (чаще, околоисторических) современных российских фильмах, или сказках, как «Последний богатырь 2: Корень зла» или в будущем «Коньке-горбунке», что проскачет по экранам страны с 18 февраля. И всё же с оптимизмом в финале всего сказанного хочется гаркнуть оптимистическое: «Даёшь наши, русские И-ГО-ГО-ООО приключения!».

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№4 (1644) // 20.01.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).