«Красный призрак»

Война не любит фантастики...


Война. Великая Отечественная… Люди огненных 1940-х. Наши и враги. По Ту сторону – полчища нелюдей с паучье-балочными крестами на форменках и предатели. По Эту – защитники Отечества – истекающие кровью, измотанные в ожесточённых боях с наступающим врагом, попадавшие в окружение под Вязьмой, но самоотверженные воины – зримые и …не очень, при этом фатально-смертельные для Тех, которые по Ту сторону. Он был именно таким, почти несуществующим фантомом, в эту ледяную зиму 1941 года.

Он был самой Смертью для врага. Он носил странное имя-псевдоним-прозвище-народный слух – Красный призрак. Сегодня о нём, но более о том, что…

Война «не любит» фантастики…
...Её кровавая, беспощадная, невероятно жестокая реальность и, казалось бы, с невероятными, но пронзительно реальными подвигами советских героев сама по себе уже балансирует на лезвии ножа Бытия, по обе стороны которого находится нечто запредельное, неизвестное, страшное, безвозвратное, а значит, тёмное, и всё вместе – фантастическое.

Наша Война «не любит» фантастики, но допускает… В редких случаях… Если к ней и к её героям (мужчинам, женщинам, старикам, детям) относятся с должным уважением, без фальши и со всей правдой Истории. Неслучайно в советской литературе этого жанра произведений с сюжетами, касающимися темы Великой Отечественной войны, было совсем немного. При этом почти никаких инопланетян, суперменов, никакой мистики, а только технико-биологические «артефакты» и перемещения во времени. Вот, пожалуй, и все «допуски». Так что война допускает фантастику по-своему правдивую, если вообще можно так сказать, фантастику «светлую».

«Попаданцы»
Советский кинематограф в военно-фантастическом жанре создал на моей памяти всего три полнометражные картины, ныне изрядно подзабытые, две из которых были популярными в своё время (и одну короткометражную ленту). Первая из полнометражных – режиссёра Антона Тимонишина «Эксперимент доктора Абста», ставшая одним из лидеров проката 1969 года. В остросюжетной экранизации романа А. Насибова «Безумцы» действовал моряк-военврач Карцов, попавший на секретную базу нацистов, где экипажи немецких подводников в ходе медико-биологических экспериментов трансформировали в зомби - смертников-торпедистов, слепо подчиняющихся зловещему руководителю – Артуру Абсту.

Следующие две картины (+ короткометражка)… темы так называемых «попаданцев» - людей, в силу различных обстоятельств внезапно попавших из обычного мира на другую планету, будущее или, как в нашем случае, в прошлое. Точней, во время Великой Отечественной войны.

Если вы, уважаемые друзья, думаете, что прорывом в фантастическом жанре «попаданцев» стала известная и довольно финансово успешная картина Андрея Малюкова «Мы из будущего» от 2008 года, то вы ошибётесь. Первыми стали почти «тандемом» по времени производства фильмы для детской аудитории: приключенческая «Пятёрка отважных» режиссёра Леонида Мартынюка от 1970-го и скорей драма (хотя и не слишком динамичная), нежели приключения, «Если это случится с тобой» 1972 года И. Николаева. В первой пятеро пионеров – посетителей музея боевой славы силой фантазии переносятся в лето 1941-го, в приграничный городок, захваченный немцами. Четверо мальчишек и одна девочка создали свой отряд и начали беспощадную борьбу с врагом. Во втором фильме трое пионеров отправились вместе с учителем по местам боёв, где он принимал участие. Двое мальчишек и девочка, рассуждая и споря, как бы они повели себя на месте бойцов Великой Отечественной, пройдя в сумерках через туман, сами попадают в её время.

Короткометражная лента «Что-то с телефоном», поставленная режиссёром К. Осиным в 1979 году, являла собой экранизацию рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?», где главный герой, москвич, накануне встречи Нового года пытается дозвониться знакомой девушке Нине. АТС его постоянно соединяет с Ниной… но с другой - девочкой лет 12-ти. Казалось, банальный сбой в работе телефонной станции… вот только выясняется, что у Нины – девочки, голодной, озябшей, в холодной московской квартире на календаре …1942 год.

«Тёмная» «кинофантастика»
Великая Отечественная не любит «фантастики», поскольку от фантастики до фантазии один шаг. В наше неспокойное и, возможно, предвоенное время это чревато. За этим шагом для поколений, ныне живущих через 6-7 десятилетий после Войны, в другой стране, считающейся правопреемницей СССР и при другом строе, в современный мир через экраны - порталы кинотеатров уже шагнула Ложь – обратная, тёмная сторона фантастики. Она опасна, помимо прочего, ещё и тем, что маскируется ныне в обозначении вполне реалистических правдивых жанров: «история», «военный», «драма», «биография». На деле это - «тёмная» «фантастика». Она прячется в титрах-заявлениях по типу: «фильм основан на реальных событиях» или «за основу картины взята книга (или воспоминания) героя имярек» и т.п. И это вся та же «тёмная» «фантастика». За этими титрами следует на фоне каких-то реальных событий передёргивание военно-исторических фактов, порой их извращение, бредовые домыслы сценаристов-режиссёров, циничный пересмотр вечных ценностей героев этой войны. Героев, воюющих теперь уже не за Родину, а, по утверждению киноноводелов, как теперь доподлинно известно: за «булочку», «трамвай» (как в фильме «Зоя» 2021), «за Катю» («Сталинград» 2013) и т.д., иначе говоря, за личные шкурническо-биологические «ценности». Эти «нео-герои» протягивают дружескую руку предателям, нацистам. Этих псевдогероев вечно преследуют садисты-особисты – смершевцы и прочие представители изуверской советской власти. Для них, кроме войны, было настоящим подвигом жить в тираническо-монструозном чудовище-государстве под названием СССР. А ещё они, так или иначе, пытаются косвенно обелить предательство и даже нацизм, иной раз выставляя его представителей «цивилизованными» и «благородными», а то и заслуживающими сочувствия.

Война не любит особенно Такой «тёмной» «фантастики», поскольку оная ещё и оскорбляет, унижает её, превращая в пускай и кровавую, нашпигованную под завязку спецэффектами, но компьютерную игру, развлекаловку, аттракцион с танчиками, самолётиками, силиконогубыми, белозубыми дамочками-бойчихами, с уложенными причёсками, макияжиком, одетыми в чистенькую (иногда с такой же чистенькой грязью) с иголочки фронтовую форму «от кутюр» (постельнофронтовые сцены прилагаются) и мишенями-врагами…

Месть Войны
…Война особо ненавидит такую «тёмную» «фантастику» и однажды она, видимо, сможет отомстить. И тем, кто создавал её образчики, и тем, кто этому потворствовал, выделяя немалые суммы из госбюджета страны и тем, кто нахваливал оные «блокбастерышедевры», после их выхода, в СМИ и в Интернете. Каким образом? Посвоему. К примеру, пустеющими залами кинематографов, провальными кассовыми сборами (в качестве примера – недавний «самолётный» блокбастер). А ещё несмотря на кассовые сборы, вытянутые полуобманным путём особенно у доверчивого, не слишком образованного, в первую очередь, молодого зрителя, моральнопсихологически – массовыми соответствующими откликами зрителей в Интернете. Хотя для иных современных киноноводелов, как говорится, извините за грубость, «хоть … в глаза – скажут божья роса». «Касса» главнее. Но, возможно, месть Войны будет гораздо изощрённей, поскольку она отыграется на юных зрителях. Они всё меньше знают о ней по школьным урокам (на эту тему всё меньше информации в учебниках), ни по книгам (их почти не читают), им уже неведомы ни рассказы её героев - ветеранов, поскольку оных почти не осталось, и те, оставшиеся в живых, вот-вот уйдут. Она почти не известна юным по советским фильмам (там же нет крутых спецэффектов, «экшена», а некоторые, вот ужас, вообще чёрно-белые). А парады и трескучий показушный патриотизм ситуацию не исправят. Скорей наоборот. И не дай Бог, придёт лихая година…

Война боится, но уважает современную кинореальность и её героев в виде картин «В августе 44-го», «Брестская крепость», «28 панфиловцев» и некоторых других. Но подобных единицы…

Оттенок «Красного»?
Война «не любит» фантастики, но допускает… В редких случаях… Какого её оттенка будет детище режиссёра Юрия Богатырёва («Иуда» 2013, сериал «СашаТаня» 2015) по имени-названию «Красный призрак», чьё явление на экраны страны, «Бригантины» и других кинотеатров города и Забайкальского края состоится 10 июня сего года? Совсем кратко о его сюжете…

30 декабря 1941 года, выходя из окружения в районе посёлка Вязьма («Вяземский котёл»), небольшой отряд советских солдат вступает в неравный бой с особым подразделением Вермахта. Каждый красноармеец готов пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины. И был среди них получеловек-полупризрак, который внушал фашистам смертельный, животный страх. Его почти никто не видел, зато всегда очень заметны горы трупов, которые он оставляет после себя. В годы Великой Отечественной войны все знали его как «Красный призрак». О нём слагались легенды по обе стороны баррикад…

В роли Красного призрака выступил Алексей Шевченков («Иуда» - Иуда, 2013, «Спасти Ленинград» 2019, сериал «Перевал Дятлова» - капитан НКВД Волков, 2020).

В СМИ по ряду заявлений-интервью авторов фильма: «...никакой голливудской «супергеройщины» в образе Призрака». Также утверждается, что: «Красный призрак» снят в стиле работ Тарантино, в частности, его фильма «Бесславные ублюдки» (псевдовоенный боевик 2009 года о борьбе группы героических молодых евреев против нацистов, в финале - с ликвидацией …Гитлера (!), приехавшего в …кинотеатр посмотреть новый фильм (!) – прим. автора). Зрители «Призрака» столкнутся с реалистичной картиной военного времени: здесь будет много крови, насилия и смертей. Поэтому эту киноленту лучше смотреть без детей». Ну что ж, комментарии к вышеизложенному излишни… Какого «оттенка» будет новейшее и всё-таки «фантастическое» изделие отечественного кинематографа, пусть решит каждый для себя.

Война не любит фантастики, но допускает… В редких случаях… 

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№24 (1664) // 09.06.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).