Стратегическая ошибка

3 июня (22 мая по ст. ст.) 1896 года в Москве между Россией и Китаем был подписан секретный договор


Россия обещала Поднебесной защиту от возможного вторжения Японии. Китай предоставил право на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была связать по китайской территории Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги, завершив таким образом Транссибирскую магистраль.

Интересно, что этот договор подписали три человека. С китайской стороны это был Ли Хунчжан – самый влиятельный сановник императрицы Цыси. Ему было 73 года, что в те времена было уже глубокой старостью. Тем не менее, тяжелобольной Ли Хунчжан в последнее десятилетие 19-го века фактически заведовал внешней политикой Китайской империи. 

На его долю выпало подписать в 1895 году позорный мирный Симоносекский договор с Японией, которая в тот год разгромила императорские армию и флот в недолгой войне. Именно с целью обуздать аппетиты нового азиатского хищника он и подписал Московский договор. Правда, как утверждают некоторые современники тех событий, у него был и личный корыстный интерес. Близкий к российскому императору князь Эспер Ухтомский спустя годы вспоминал, что согласие господина Ли подписать договор стоило российскому правительству трёх миллионов рублей.

С российской стороны договор подписали два высокопоставленных чиновника: министр иностранных дел Алексей Лобанов-Ростовский (был только на год младше своего китайского визави) и сам инициатор проекта Сергей Витте. 46-летний министр финансов вынашивал далеко идущие планы. Ему удалось убедить Николая II поддержать эту идею, которая, казалось, открывала для России удивительные перспективы. И поначалу у него всё получилось, Витте даже премьером стал. Но потом случилась неудачная война с Японией, первая русская революция, отставка...

А поначалу благодаря договору Россия не только в кратчайшие сроки построила КВЖД, но и стала её хозяйкой, более того, по сути дела оккупировала Ляондунский полуостров и завладела Порт-Артуром – незамерзающим портом на Тихом океане. В начале 20-го века всерьёз заговорили о создании «Желтороссии», которая должна была включить в себя Маньчжурию и Монголию. 

Столицей КВЖД стал выстроенный русскими Харбин. Какие деньжищи были вложены в этот проект – и сегодня дух захватывает. А ведь Россия могла потратить их на строительство южного варианта Транссиба. 

Несколько лет назад, во время одного из комиссионных осмотров Забайкальской железной дороги, обсуждали с её тогдашним начальником Сергеем Ивановым, как могла измениться история не только Забайкалья, но и всей России, если бы вместо КВЖД был построен южный (вдоль Амура) вариант великого Сибирского пути. Сергей Иванов даже хотел установить там памятную стелу. Не успел.

Первый раз вариант дороги от Сретенска до Хабаровска через Благовещенск посчитали дорогим по сравнению с КВЖД. Второй раз, когда после поражения в русско-японской войне 1904-1905 годов (отчасти ставшей результатом того самого Московского договора 1896 года) его снова посчитали более дорогим, чем северный вариант, прошедший через Могочу, Сковородино и Белогорск. А ведь он был бы дешевле этих двух вариантов вместе взятых. Если бы российские купцы с такой же энергией, как они осваивали и отстраивали КВЖД и Харбин, освоили тогда Забайкалье и Дальний Восток, то этот край потянул бы всю Россию. Возможно, тогда вспыхнула бы война между Японией и... Германией, которая в конце 19-го века заняла порт Циндао. Тогда позорной была бы война не у Николая II, а у кайзера Вильгельма. Возможно, тогда не было  бы Первой мировой, а развитие Дальнего Востока, России, Китая, Европы и всего мира пошло бы иным путём. 

Но  история не терпит сослагательных наклонений. Произошло то, что произошло. И лишь спустя годы можно утверждать, что подписание Московского договора России и Китая для нашей страны оказалось одной из крупнейших стратегических ошибок.

Последний штрих. Сразу же после Октябрьской революции 1917 года ленинское правительство предложило китайским коллегам вступить в переговоры об аннулировании неравноправных договоров. Первым был назван Московский союзный договор 1896 года. Правда, это на несколько десятилетий породило проблему «Российской Атлантиды», как любовно называли в эмигрантских кругах русский Харбин и КВЖД. Но это была уже другая история.

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№22 (1350) // 03.06.2015 г.


Все материалы рубрики "Этот день в истории"

Вернуться на главную страницу

Обсуждение
НЕ кандидат исторических наук 17:18 08.06.2015
В очередной статье под громким заголовком «Стратегическая ошибка» в рубрике «Этот день в истории» А.О. Баринов называет строительство КВЖД «крупнейшей стратегической ошибкой» и размышляет на тему: что было бы, если бы…
Поражение России в войне с Японией А.О. Баринов считает следствием ошибочного, по его мнению заключения русско-китайского договора 1896 года. Кстати, историк не указывает полного названия договора, которое звучит так: Договор о союзе и постройке КВЖД. Ключевое слово здесь – «союз». И вот почему.
В конце XIX века Россия на Дальнем Востоке получила мощное противодействие Великобритании, Франции, США, Германии и Японии. Каждый хотел заполучить в АТР вообще и в Китае в частности сферы влияния и концессии.
Японцы претендовали на строительство железной дороги Цзиньчжоу – Шэньян с продлением её в районы Маньчжурии. Тогда бы они непосредственно угрожали российским юго-восточным границам!
Германия хотела получить базу на побережье Китая и концессии на строительство и эксплуатацию железной дороги.
Франция получила концессию на продление принадлежащей ей железной дороги из Индокитая до Гуанси.
США добивались железнодорожных концессий в Северо-Восточном Китае, т.е. на ближайших подступах к России!
Эти державы всячески препятствовали намерениям группы русских капиталистов.
Все эти честолюбивые антироссийские планы и разрушил русско-китайский договор и последующее на основании его строительство КВЖД. И всё это А.О. Баринов считает «крупнейшей стратегической ошибкой»!
КВДЖ обеспечивала быструю переброску войск и транзит грузов, как в мирное, так и в военное время, а также влияние российского капитала на экономику и торговлю прилегающих к КВЖД провинций. И это А.О. Баринов считает «крупнейшей стратегической ошибкой»!
Китайцы поставили вопрос о союзе с Россией для противодействия японской агрессии, развивающейся при поддержке США и Великобритании. Поэтому договор предусматривал СОЮЗ России и Китая, который должен был вступить в силу в случае нападения Японии на Россию, Китай или Корею. При этом предусматривалось, что во время военных действий все порты Китая будут открыты для русских военных судов. И это тоже А.О. Баринов считает «крупнейшей стратегической ошибкой»!
Основной задачей русско-китайского оборонительного союза было предотвращение нового вторжения Японии на континент.
Договор позволил:
- упрочить позиции России на Тихом океане;
- открыть китайский рынок для русской торговли;
- лишить Великобританию её господствующего положения в Китае;
- помешать японской агрессии против Китая…
И это, по мнению А.О. Баринова, «крупнейшая стратегическая ошибка»?!
А вот если бы вместо КВЖД, считает историк-железнодорожник А.О.Баринов, построили бы «южный (вдоль Амура) вариант Великого Сибирского пути», тогда бы русские купцы «освоили тогда Забайкалье и Дальний Восток, тогда бы этот край потянул бы всю Россию». Нужно было строить прямо вдоль границы?! Через Сретенск, Покровку, Албазино, Благовещенск и Райчихинск?! На расстоянии прямой видимости с сопредельной стороны?! Тогда бы, по мнению историка, не было бы русско-японской войны, «не было бы Первой мировой (!), а развитие Дальнего Востока, России, Китая Европы и всего мира пошло бы иным путём»! Если продолжить эту цепочку, то, видимо, не было бы и в России революции 1917 года, не возник бы Советский Союз, не было бы предвоенного мирового кризиса, не было бы Гитлера, а англосаксы бы были лучшими друзьями России… Вот, оказывается, что наделали русские, совершив «крупнейшую стратегическую ошибку» в 1896 году!
Однако противники России тогда не успокоились. Согласно разработанной ими «Концепции сфер влияния» они усилии борьбу за сферы влияния и концессии в Китае. Например, Германия в ноябре 1987 года захватила бухту Цзяочжоу. Великобритания, усилив свою сферу влияния в районе Янцзы, 19 февраля (3 марта) 1989 года заключила с Китаем соглашение о займе…
Поэтому логическим продолжением русско-китайского договора 1896 года 15(27) марта 1989 года было заключение конвенции о предоставлении в «полное и исключительное» арендное пользование России Порт-Артура и Дальнего (на 25 лет) и о разрешении провести к этим портам железнодорожную магистраль от КВЖД. Согласно дополнительному к договору протоколу Китай обязывался не уступать иностранцам без согласия России ни одного участка нейтральной зоны к северу от арендуемых территорий, не открывать для торговли ни одного из портов восточного и западного берегов арендуемой зоны и не предоставлять иностранцам железнодорожных, горнорудных и промышленных концессий. Порт-Артур как исключительно военный порт России и Китая объявлялся закрытым для всех иностранных судов. По существу Россия отобрала у Японии стратегический Ляодунский полуостров. Это было не «крупнейшей стратегической ошибкой», а несомненным успехом русской политики на Дальнем Востоке. Но этот успех был бездарно упущён царским правительством в результате поражения России в русско-японской войне.
В ответ Япония, готовясь к войне с Россией и стремясь завладеть Северо-Восточным Китаем и Кореей, 30 января 1902 года заключила с Великобританией союз, направленный против России и Китая. Ранее, в феврале 1901 года Великобритания, США, Япония, Германия и Италия потребовали от Китая отклонения русских условий в готовящемся к подписанию русско-китайском Соглашении о Маньчжурии.
А.О. Баринов упоминает китайско-японский Симоносекский мирный договор, но только в скандальном псевдосенсационном ключе – якобы, китайский представитель подписал договор за взятку. И это – всё об этом Договоре! Однако главное было в другом – по этому договору Китай наряду с другими территориальными и экономическими потерями уступал Японии Ляодунский полуостров (Порт-Артур) и предоставлял Японии право организовывать промышленное производство во всех портах Китая. Но под давлением России, Германии и Франции Япония вынуждена была отказаться от аннексии Ляодунского полуострова.
Что касается поражения России в войне с Японией, то «позорная война» была бы ещё позорней и с несоизмеримо тяжёлыми последствиями, если бы не КВЖД. Однако поражение в русско-японской войне было предопределено не «крупнейшей стратегической ошибкой», а отсталостью России от передовых стран в самом начале ХХ века.
Сильный удар по политике «Концепции сфер влияния» нанесла Октябрьская революция, выдвинув лозунг мира «Без аннексий и контрибуций». Советская Россия аннулировала все неравноправные договоры, заключённые царским правительством, в т.ч. и о разделе территорий колониальных и зависимых стран на сферы влияния. А позже Советскому Союзу пришлось даже строить БАМ, т.к. Транссиб проходит в непосредственной близости от границы.
* * *
В очередной раз осмелюсь скромно посоветовать редакции «ЧО» не соблазняться большими научными званиями и должностями авторов и пригласить грамотного рецензента (исторического редактора) для исключения появления на страницах газеты подобных публикаций.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).