Лесное дело Дальневосточной республики

Часть I


Продолжается публикация материалов по истории лесного дела в Забайкалье. Общность взглядов старой и новой власти на лесные проблемы даже в этот сложный для страны период способствовала поиску новых путей совершенствования государственного управления по сохранению и рациональному использованию лесов Дальневосточной республики.

Исследование истории развития лесного хозяйства свидетельствует о его постоянных структурных изменениях — в одно время оно находилось при сельском хозяйстве, затем при лесной промышленности, а сегодня в составе Министерства природных ресурсов.

В связи с юбилейными датами 100-летия Дальневосточной республики (ДВР) важно напомнить о развитии лесного хозяйства в те сложные для страны годы, потому как леса Дальневосточной республики являлись естественными богатствами громадной ценности, предназначенными для всестороннего удовлетворения потребностей государства и местного населения в лесных материалах, а также извлечения из лесов возможных доходов, путём правильного их использования.

Заботились о природном богатстве
Интересным является документ, хранящийся в Государственном архиве Забайкальского края: «Доклад Забайкальского отдела Всероссийского Союза лесоводов о целях и задачах лесного хозяйства на территории ДВР в связи с предстоящей реорганизацией Министерства Земледелия». Этот документ представляет научный интерес и сегодня. Так, Совещание Забайкальского отдела Союза лесоводов ДВР состоялось весной 1922 года. Учёные-лесоводы в тот период прикладывали максимум усилий для правильного ведения лесного хозяйства, настойчиво предлагали выделить его в самостоятельную отрасль. В документе читаем: «С образованием 2 января 1922 года Министерства народного хозяйства ДВР, Министром которого назначен Сергей Филиппович Суховий, а товарищем (заместителем) Министра по ведомству земледелия Владимир Кондратович Бахарев, согласно проекту, вносимому Советом Министров ДВР в Народное Собрание, предлагалось слияние 3-х Министерств: Земледелия, Промышленности, Продовольствия и торговли в одно Министерство Государственных хозяйств, по которому Лесной отдел Министерства земледелия включался в состав Управления промышленности, с выделением лесопильных заводов Лесного отдела в особый Отдел Фабрично-Заводский».

На совещании отмечалось, что вывод лесозаготовительных организаций из Лесного отдела ещё более усугубит ненормальное положение Лесного ведомства в будущей структуре вновь организуемого Министерства. Лесоводы республики понимали, что роль ведомства принижается, а доминирующим направлением является эксплуатация (использование) лесов. Кроме этого, они опасались, что станет невозможным планомерное обеспечение лесными материалами государственных и общественных учреждений и населения республики, и в процессе выполнения обозначенных задач, проводимых Управлением промышленности, приведёт к нарушению ведения правильного лесного хозяйства.

Очевидным было то, что курс на развитие по эксплуатации лесов на базе Лесного ведомства является основной целью организации Государственной лесной промышленности. Лесоводы республики того времени понимали, что Управление промышленности стремится к возможному облегчению и удешевлению работ по эксплуатации леса, за счёт нарушения Правил ведения лесного хозяйства. Было крайне нежелательным, но стало неизбежным влияние Управления промышленности на развитие крупной, частной лесной промышленности в эксплуатации лесов на концессионных началах, в особенности в районах, намеченных им для организации своих работ.

Выступающими лесоводами на совещании также упоминалось об извлечении из лесов постоянного, непрерывного, наивысшего дохода без истощения лесных дач. Они говорили: «…где нет эксплуатации леса, там не может быть и лесного хозяйства».

Аналогичную ситуацию, характерную для лесного хозяйства ДВР, описывал в Иркутской губернии заведующий Лесным отделом Г.А. Шмунк: «Лесное хозяйство и лесозаготовки входят в единый процесс. Без заготовок лесное хозяйство обречено на полную потерю всякого авторитета и перейдёт в разряд органов, которые находятся на последнем месте в шкале нашего народного хозяйства. Нам надо, чтобы лесничий был не только сборщиком дохода, лесным милиционером, старшим культурным надзирателем над лесами, но был и лесным хозяином…».

На совещании Союза лесоводов говорилось, что дело Лесного ведомства заключается и в сборе доходов, но за лес на корню. После этого лес поступает в руки промышленника и из объекта лесного хозяйства становится объектом промышленности, почему его судьбой при этом должно ведать не Лесное ведомство, а Министерство Промышленности, а при продаже — Министерство Торговли? Лесное хозяйство — есть дело промышленное. Частные владельцы, имевшие крупные лесные площади, почти всегда сами эксплуатировали лес, превращая его часто в очень ценные продукты механической и химической переработки древесины, т.е. вели полное лесное хозяйство, осуществляя его при этом через орган управления лесами.

Включение Лесного ведомства в Управление промышленности ставит под угрозу не только нормальное обеспечение государства и населения необходимыми лесными материалами и правильное ведение лесного хозяйства с проведением лесоустройства, но и лишает возможности влияния на концессионную политику государства.

На данном совещании лесоводов ДВР приводились примеры печального опыта разделения функций Лесного ведомства в Советской России, где ведение лесного хозяйства в те годы было возложено на Комиссариат Земледелия, а лесозаготовительные организации — на Главлеском Высшего Совета Народного хозяйства, организацию совершенно не зависимую от Комиссариата Земледелия, которая выполняла свои работы, не считаясь с требованиями Лесного хозяйства Наркомзема. Далее лесоводы ДВР говорили, что если бы на Главлескоме лежала ответственность не только за заготовку леса, но и за состояние лесов, то требования лесного хозяйства выполнялись бы без нарушения правил Лесного ведомства. Но, на самом деле, практика пребывания лесного хозяйства в дальнейшем при лесной промышленности, приводила к ослаблению контроля над использованием лесных ресурсов.

В те далёкие годы лесоводы Забайкалья обращали большое внимание на использование лесов, которое ни в коем случае нельзя отделять от общей системы государственного управления лесами, вопросы, относящиеся к интересам лесного хозяйства, должны входить в компетенцию Лесного ведомства. Лесное хозяйство надо вести одним органом и этот орган должен быть промышленно-хозяйственным. На эту же точку зрения встало и Междуведомственное совещание по недавно рассмотренному вопросу о передаче лесопильных заводов из Лесного ведомства в Министерство промышленности. Пока это Положение в отношении лесного дела не будет твёрдо усвоено Правительственной властью ДВР, до тех пор использование лесов не даст ожидаемых доходов.

На совещании Союза лесоводов ДВР отмечалось, что, начиная строительство молодой Дальневосточной республики, незачем повторять ошибки, уже осознанные другими.

При этом Лесное ведомство, призванное к охране своих лесов, ведению в них правильного лесного хозяйства, в связи с заботами по использованию лесов, но исключительно на рационально хозяйственных основаниях, при возможно полном удовлетворении нужд в лесе государственных учреждений и населения, также обязано нести ответственность в полном объёме лишь при условии самостоятельного вхождения во вновь организуемое Министерство Государственных хозяйств, наряду с другими управлениями, объединяемыми единой политикой Министерства.

Лесам нужен хозяин
Для правильного проведения единой Государственной лесной политики Союз Лесоводов ДВР предлагал принятие следующих основных положений:

1. Все леса республики объявляются Государственными.

2. Областным Управлениям передаются леса местного значения, в первую очередь расположенные на земельных и лесных наделах для удовлетворения личных хозяйственных нужд населения.

3. Дальнейшее выделение лесов местного значения из Государственных лесов осуществлять в порядке общего землеустройства.

4. Порядок управления и распоряжения лесами предоставить местным органам власти под контролем Государственных областных лесных органов, но пользование в них должно производиться по нормам, утверждённым Центром.

5. Отпуск леса из Государственных лесов производится за плату. При этом беднейшее население может пользоваться лесными материалами из Государственных лесов на льготных условиях или же бесплатно.

6. Поступающие лесные доходы от лесов местного значения включаются в казну областных управлений.

7. Аппарат Управления Государственными лесами должен быть построен строго по принципу централизации без подчинения на местах областным Земельным Управлениям.

Часть II

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"

 


Григорий Климов,
Заслуженный работник лесного
хозяйства Забайкальского края

Фото Виолетты Вдовяк
«Читинское обозрение»
№5 (1645) // 27.01.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).