«Космический рейс» Часть II


СССР первый высадил людей на Луну! За 34 года до лунных шагов Нила Армстронга. Экипаж из троих человек ступил на грунт естественного спутника Земли 80 лет назад – 15 апреля 1935 года. Сегодня мы продолжаем разговор об истории успешной советской лунной миссии, незаслуженно умалчиваемой, неизвестной отчасти среднему и полностью - молодому поколению русских. Истории первого в мире полнометражного научно-фантастического кинополёта «Космический рейс» под руководством Василия Журавлёва.

Земля-Луна-Земля
Старт космического корабля (по совету главного консультанта картины – великого учёного, основоположника мировой космонавтики К.Э. Циолковского) должен был осуществляться со специальной эстакады, горизонтальной, затем плавно устремляющейся вверх, а посадка на Луну – при помощи ракетных двигателей (практикуется в реальности и по сей день). Возвращение ракетоплана «СССР-1. Иосиф Сталин» тоже было продумано – спуск на Землю происходил при помощи парашютной системы (реальные возвращаемые космические аппараты используют парашюты). Пригодилась и кукла, которую прихватили с собой по просьбе учёного кинематографисты, прибыв в Калугу к Циолковскому. На симпатичном пупсе Константин Эдуардович показал Журавлёву и его коллегам, как будет передвигаться по Луне человек, где тяготение в шесть раз ниже земного: не всегда обычным шагом, но «прыжками по-воробьиному»...

«Лёгкий» сценарий и «тяжёлая» реальность
Подготовка сложнейших декораций и реквизита к съёмкам фильма, не имевшего аналогов в мире, началась осенью 1932 года и длилась в течение двух лет.

В сценарии Александра Филимонова всё было просто, увлекательно, динамично. Трое бесстрашных астронавтов: академик Седых, аспирантка Таня и «космический заяц» – пионер Андрей стартуют с Земли, летят через космическую бездну, паря в невесомости, исследуют с приключениями Луну и возвращаются на родную планету.

Технари «Мосфильма» поначалу восприняли сценарий «Космического рейса» с энтузиазмом, но позже едва не взвыли: как всё это сделать? Ни в Голливуде, ни в Европе не делали ничего подобного. Как сотворить невесомость? Откуда и как будет стартовать ракетоплан? Каким образом снять немигающие звёзды (Циолковский особо подчёркивал в сценарии, что звёзды в космосе светят ровным светом)? Где взять огромный ангар, где собираются ракетопланы?



Особо сложная работа досталась главному художнику Юрию Швецу. Ему пришлось придумывать внутренний и внешние виды космических кораблей, скафандров, стартовых сооружений в то время, когда даже прототипов этих устройств в мире не существовало.

Сверхангар и сверхкосмодром
На помощь пришли специалисты различных профессий: инженеры и архитекторы, астрономы и лётчики, медики и физики. Начали с ангара, где собирались ракетопланы. Реальный размер каждого – 100 м! По сценарию было два корабля: «СССР-1. Иосиф Сталин» улетал к Луне, «СССР-2. Клим Ворошилов» дублировал лунную миссию первого. Длина ангара – не менее 400-450 м, ширина – 250 м. Вес ракетоплана перед стартом – примерно 100 тонн. По весу можно судить о конструкции эстакады-«трамплина», с которой он должен был стартовать в космос. Художники проекта нарисовали эскиз декорации, проконсультировались с инженерами. Режиссёр комбинированных съёмок Фёдор Красный, которому предстояла съёмка ангара, рассчитал, что минимальный размер куколки, которая может заменить человека при съёмке в макете, равен 7 см. Куколка в 25 раз меньше человека, значит, ангар и ракетоплан можно уменьшить в 25 раз. Кинематографические размеры ангара должны быть 18 на 10 м.

Стройка звёзд, Луны...
Рядом с декорацией «Ангар» строился с учётом пожеланий Циолковского «Космос». На громадном, размером 20 х 20 метров, полотнище из чёрного бархата (этот материал не отражает света), натянутом на деревянную раму, монтировали немигающие «звёзды». Двухвольтные (те, что от карманного фонарика), автомобильные шестивольтные и 20-40-ваттные лампочки – всего 2500 штук! Электрик по команде поднимал рубильник и «космос» сиял ровным светом.

Возле «космоса» воздвигались странные, в две сотни кв. метров, деревянные конструкции. В течение месяца их закрывали кусками материи, покрывали камнями, песком и цементом, подсвечивали прожекторами под разными углами. То была удивительно натуральная поверхность Луны.

Кабина ракетоплана с его противоперегрузочными отсеками, иллюминаторами, рабочими местами астронавтов и пультами управления выглядит правдоподобно и для зрителя XXI века. Вся аппаратура космического аппарата первой половины 1930-х соответствует современным требованиям космических экспедиций, пожалуй, за исключением двух деталей.

Трубы и... «баранка»
Первая – обилие системы сложных трубопроводов жизнеобеспечения корабля (ручная очистка воздуха, подачи кислорода и т.п.). В то время об электронике понятия не имели. Царствовала механика. И вторая – настоящая «баранка» для космического «шофёра» – руль ракетоплана. Одним из консультантов фильма был авиаконстркутор Михаил Громов. Авиатор в прямом смысле воспринял понятие Циолковского «руль ракеты». Калужский гений имел в виду пластины, погружённые в реактивную струю сопла ракеты, поворачивая которые с пульта управления системой рычажков (прототипы «джойстиков» современных космических кораблей), можно управлять полётом. Циолковский, увидев отснятый материал, только всплеснул руками. Переделывать было поздно. Так и осталась в кадре эта «космическая баранка».

Экипаж «СССР-1»
Командиром лунной миссии «СССР-1. Иосиф Сталин» академиком Седых стал заслуженный артист РСФСР Сергей Комаров («Щорс», «Молодая гвардия»), роль аспирантки Марины досталась актрисе Ксении Москаленко, а юным 12-летним астронавтом Андрюшей стал московский школьник Витя Гапоненко.

Съёмки начались в августе 1934 года. Основная часть времени была затрачена на уникальные комбинированные съёмки. Институт межпланетных сообщений – здание-небоскрёб. Рядом ангар и стартовая эстакада-космодром. Вокруг института аллеи деревьев, широкие улицы, заполненные транспортом и людьми, монорельсовая дорога. Всё это движется, шумит, живёт. Огромный макет, сооружённый на полу размером в 200 кв. м, раскинулся в одном из павильонов «Мосфильма». Аниматоры миллиметр за миллиметром оживляли сотни фигурок авто и людей с таким качеством, что зрители по сей день не подозревают о мультипликации. Однако самой трудно решаемой задачей на пути создания фильма стала невесомость.

Верёвки не годились – бросались в глаза. Выручил изобретатель, будущий академик и авиаконструктор Александр Микулин. Он предложил использовать струны от рояля.

Наши на Луне
Не менее сложно было снять перемещение астронавтов по поверхности Луны. На каждом актёре был тяжёлый скафандр с кислородными приборами (прототип первых реальных разработок). Стёкла гермошлемов не запотевали от дыхания. (В знаменитой картине «Чужой» Р. Скотта астронавты в половине сцен ходят с мутными от конденсата стёклами). Дело в том, что в скафандрах команда Журавлёва применяла... вентиляцию! Это одно из обязательных устройств любого костюма астронавта.

Все исполнители, включая юного Витю Гапоненко, наотрез отказались от предложения использовать на общих планах дублёров-циркачей. Они стоически переносили нагрузку, жару от прожекторов, и бесконечное число раз прыгали со скалы на скалу, водружали знамя СССР, перетаскивали тюки с горючей массой для подачи сигнала на Землю.

После опасных лунных приключений в финале фильма ракетоплан «СССР-1. Иосиф Сталин» благополучно приземлился, использовав систему парашютов (что делается до сих пор при возвращении на Землю).

Триумф
Первый показ фильма состоялся в Кремле в октябре 1935 года и был горячо одобрен главным кинолюбителем СССР – И.В. Сталиным, а в январе 1936-го лента вышла на экраны. Кино уже начинало «говорить», но первая серьёзная полнометражная картина вышла в немой версии в сопровождении произведений Бетховена, Листа, Мендельсона. Беспрецедентное космическое путешествие русских произвело фурор в мире. Раскупленная десятками стран лента собрала миллионы восторженных зрителей. Известные конструкторы будущих космических кораблей Глушко, Кондратюк, Королёв и немец Вернер фон Браун (гитлеровский ракетчик, а затем основатель лунных программ США) черпали вдохновение в картине, где гениальные идеи Циолковского были так ярко проиллюстрированы.

Пока весь мир 1935 года с замиранием сердцем следил за советской космической мечтой, никто не догадывался, что в это время по Земле уже учился ходить годовалый малыш по имени Юра Гагарин...

Начало читать здесь:

«Космический рейс». 80 лет назад совершён первый кинокосмический рейс на Луну

Сергей Балахнин
«Читинское обозрение»
№15 (1343) // 15.04.2015 г.

Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).