Уверен, что многие читатели нашей газеты были в числе шести тысяч забайкальцев, пришедших 23 сентября на центральную площадь краевого центра, чтобы своим участием в митинге поддержать жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Референдумы о вхождении в Российскую Федерацию прошли в этих регионах с 23 по 27 сентября. Их результаты были предсказуемы и ожидаемы. В ДНР сторонниками присоединения стали 99,23% проголосовавших избирателей, в ЛНР – 98,42%, в Запорожье – 93,11%, в Херсонской области – 87,05%.
О том, что Россия поддержит эти решения, президент Владимир Путин ещё накануне референдумов заявил в своём обращении к россиянам: «Мы не можем, не имеем никакого морального права отдать близких нам людей на растерзание палачам».
Так всегда было в российской истории. Мы хорошо помним, что за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков сложили головы многие наши земляки. Их потомкам и сегодня приходится там же проливать свою кровь, решая задачи специальной военной операции.
Я хочу напомнить об одном недавнем знаменательном событии. Оно произошло в Донбассе незадолго до референдума. Владимир Путин назвал его «возрождением памяти о подвигах и героях поколения победителей». Восьмого сентября 2022 года в ДНР состоялось торжественное открытие восстановленного мемориального комплекса «Саур-Могила».
В рассказе А.П. Чехова «Счастье» есть такие строки: «Солнце ещё не взошло, но уже были видны все курганы и далёкая, похожая на облако, Саур-Могила с остроконечной верхушкой. Если взобраться на эту Могилу, то с неё видна равнина, такая же ровная и безграничная, как небо…».
В древнерусском языке слово «могила» имело значение «холм», «курган».
Этот курган, как господствующая высота, как наблюдательный пункт и огневая позиция, играл важнейшую роль в сильно укреплённом оборонительном рубеже, который во время Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Донбасс, они возвели на западном берегу реки Миус.
С середины июля до конца августа 1943 года шли ожесточённые бои за овладение Саур-Могилой, которая стала важнейшим плацдармом при наступлении Красной армии летом 1943 года.
8 сентября 1943 года Красная Армия освободила от немецких захватчиков главный город Донбасса – Сталино (в прошлом – Юзовка, ныне – Донецк), один из крупнейших промышленных центров не только Украинской ССР, но и всего Советского Союза. В операции по освобождению Донбасса участвовали колоссальные силы – не менее миллиона человек с военной техникой (около полутора тысяч самолётов, более 1,2 тысячи танков и самоходных артиллерийских установок).
При освобождении Донбасса одна только 5-я ударная армия нашего Южного фронта потеряла свыше 23 тысяч бойцов, как гласила надпись на обелиске, установленном на Саур-Могиле вскоре после войны.
В 1960 году этот скромный обелиск решено было заменить величественным мемориальным комплексом. Для его проектирования объявили всесоюзный конкурс. Поступили заявки от 37 творческих организаций. Победу одержал совместный проект трёх скульпторов из Киева: Ф. Коцюбинского, И. Горового и К. Кузнецова (архитекторы М. Потипако, А. Игнащенко, И. Козлингер).
Соавтор победившего проекта – скульптор Флориан Коцюбинский, внук классика украинской литературы Михаила Коцюбинского – знал войну не понаслышке. Он принимал участие в Зимней войне 1940 года с Финляндией и Великой Отечественной в составе ВВС, демобилизовался в звании лейтенанта.
Ровесник Коцюбинского – Иван Горовой – тоже понюхал пороху. Он служил в воинских частях Батумского укрепленного сектора Черноморского флота, был награждён медалью «За боевые заслуги».
Третий соавтор проекта мемориального комплекса – Ксанфий Кузнецов – был на восемь лет старше своих коллег. По возрасту он мог быть участником войны. Но в скудной информации о нём, которую удалось найти, лишь на сайте «Соцреализм» Киевского клуба коллекционеров (socrealizm.com.ua) говорится, что он являлся участником Великой Отечественной войны. Без каких-либо подробностей.
Однако именно о нём хотелось бы рассказать, поскольку скульптор Кузнецов – наш земляк. Родом из Забайкалья.
Но сначала расскажем о самом мемориале.
«Послушай ветры над Саур-Могилой –
И ты поймёшь, кто эту землю спас,
Чьё мужество в боях освободило
Врагу не покорившийся Донбасс.
Вознёсся в небо памятник бессмертья
Героям, павшим доблестно в боях,
Которым жить не годы, а столетья,
И вечно в благодарных жить сердцах…».
Эта песня впервые прозвучала, когда праздновали 25-летие освобождения Донбасса. Её слова написал бывший фронтовой артиллерист Фёдор Серебрянский, участник штурма Саур-Могилы, на музыку самодеятельного композитора Ивана Бирюкова из шахтёрского города Тореза, расположенного километрах в пятнадцати.
В тот день, 19 сентября 1967 года, в присутствии более трёхсот тысяч человек, состоялось торжественное открытие мемориального комплекса. Его ступени вели на вершину кургана, где был установлен 36-метровый обелиск, облицованный гранитом, и 9-метровая чугунная скульптура советского солдата с автоматом.
Расположенные по бокам четыре огромных пилона своими многофигурными батальными горельефами символизировали подвиги представителей одного из родов войск – пехотинцев, танкистов, артиллеристов, лётчиков. Скульпторы изучали документальные свидетельства участников штурма Саур-Могилы, чтобы реалистично воспроизвести героические события. На боках пилонов были высечены наименования войсковых подразделений, которые участвовали в освобождении Донбасса.
Мемориал на Саур-Могиле, самая яркая местная достопримечательность, попал на герб Шахтёрского района Донецкой области. В создании такого памятного комплекса принимал участие наш земляк.
Кто бы мог тогда предположить, что спустя почти полвека после открытия мемориала здесь развернутся новые сражения. На сей раз между армией украинских нацистов и ополченцами Донецкой народной республики.
С 2014 года комплекс лежал в руинах. Его восстановили за три месяца, и 8 сентября 2022 года, в 79-ю годовщину полного освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков, состоялось торжественное открытие возрождённого мемориала. В нём участвовали главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.
Частицу огня, из которой разгорелось пламя Вечного огня, потушенного у Саур-Могилы в 2014-м, доставили с Вечного огня под стенами московского Кремля.
«Воссоздание мемориала защитникам Донбасса, мужество наших солдат, офицеров и ополченцев – это предупреждение всем, кто отрёкся от своих предков и забыл уроки истории», – подчеркнул в своём обращении Владимир Путин.
Настало время рассказать о скульпторе Кузнецове – одном из соавторов проекта мемориала «Саур-Могила».
…9 марта (22 марта по новому стилю) 1913 года у 27-летнего выпускника Читинской учительской семинарии, казака Андрея Кузнецова из посёлка Новодурулгуевский Дурулгуевской станицы второго военного отдела Забайкальского казачьего войска родился сын, которого нарекли именем Ксанфий.
Ныне Новый Дурулгуй, административный центр сельского поселения «Дурулгуйское», находится в западной части Ононского района, в полусотне километров по прямой от райцентра – села Нижний Цасучей.
Вскоре после рождения сына Андрей Герасимович оказался на фронте Второй Отечественной войны (в народе её называли «германской», а в советской историографии – Первой мировой). Он был отравлен удушающим газом и дважды контужен. За боевые отличия удостоен Георгиевского креста 4-й степени. Повышен в чине: от младшего урядника (помощника командира взвода) дорос сначала до прапорщика и хорунжего (был казначеем при штабе 1-го Верхнеудинского казачьего полка), затем до сотника и есаула. Но это произошло уже во время Гражданской войны, когда он служил в белых войсках Восточного фронта. Скорее всего, под началом своего земляка, атамана Григория Семёнова, который родом из Куранжи, что по соседству с Новым Дурулгуем.
О судьбе отца будущего скульптора в советский период мне ничего не известно. А сам Ксанфий Кузнецов, с детства проявивший интерес к художественному творчеству, в начале тридцатых годов поступил в Иркутское художественное училище. Его преподавателем стал живописец, театральный декоратор и педагог Александр Вологдин (1889–1938), председатель Восточно-Сибирского краевого Союза советских художников, который был незаконно репрессирован.
Известно, что женился совсем ещё молодой Ксанфий, будучи студентом. В августе 1934-го у него родилась дочь Мария. Через два года он окончил художественное училище. Предвоенный и военный период его биографии для автора этих строк пока является белым пятном.
Известно лишь, что его дочь Мария Ксанфиевна Кузнецова (в браке – Потехо) в 1959 году окончила Читинский медицинский институт.
Фамилия Потехо – редкая для Забайкалья. В своё время я был знаком с ныне покойным Алексеем Олеговичем Потехо, кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры информатики, вычислительной техники и прикладной математики ЗабГУ. Знал и его супругу Галину Васильевну Потехо, которая работала в Читинском радиокомитете. Позвонив ей, попросил уточнить, не является ли дочь скульптора их родственницей.
Оказалось, что Мария Ксанфьевна Кузнецова вышла в Чите замуж за сотрудника милиции Игоря Прокопьевича Потехо, который приходился родным дядей (братом отца) знакомого мне педагога-математика, и вместе с ним переехала на Кубань, в станицу Брюхавецкую, где всю жизнь проработала оториноларингологом, то есть ЛОР-врачом (в обиходе «ухо-горло-нос»). Она скончалась совсем недавно, в марте 2022-го, на 88-м году жизни. У неё остался сын и дочь Наталья, тоже врач.
Надеюсь, что внучка скульптора, связаться с которой обещала Галина Потехо, поможет восстановить неизвестные страницы жизни героя этого очерка.
Заголовок заключительной части этого материала я позаимствовал у древнегреческого поэта Гесиода. Так называлась его поэма. Далее речь пойдёт о послевоенных «трудах и днях» нашего земляка – его работе и судьбе, которая сложилась вполне успешно.
В 1949 году 36-летнему Кузнецову вручили диплом с отличием об окончании факультета монументально-декоративной скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).
В числе его преподавателей были главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Василий Яковлев – мастер живописи и реставрации, стремившийся соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма; создатель декоративных панно «Герб Москвы» и «Герб Киева» для здания Киевского вокзала в столице Борис Ланге; академик Академии художеств СССР, автор посмертной маски И.В. Сталина Матвей Манизер.
Уже через год после окончания института Кузнецова приняли в Союз художников СССР. Он много работал в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры. Переехал в Киев. Участвовал в различных выставках и конкурсах, в восстановлении пострадавшего в военные годы скульптурно-архитектурного убранства украинской столицы и парка-заповедника «Софиевка» в городе Умань Черкасской области – памятника садово-паркового искусства конца XVIII-первой половины XIX века.
Среди лучших работ мастера специалисты отмечают барельеф «Евгений Вахтангов» для московского театра, который носит имя своего основателя и режиссёра; монументальные композиции «Мир» и «Днепровский простор» возле киевской станции метро «Днепр» (обе созданы в соавторстве и обе не сохранились); надгробие народного артиста СССР, оперного певца Бориса Гмыри, установленное на киевском Байковом кладбище; станковые композиции «Кузнец Вакула», «Казак», «Кобзарь», «Тарас Бульба», «Варнак», «Два матроса», «В лесу прифронтовом», портреты «Школьница», «Студент», «Старый партизан», «Литейщик», «Академик Пётр Чайка», «Драматург Михаил Старицкий», «Гетман Пётр Сагайдачный», «Генерал Андрей Олейников», «Профессор Вадим Телешев», «Скульптор Иван Горовой» (соавтор мемориала на Саур-Могиле).
Особая страница в творческой биографии Кузнецова – создание скульптур из фарфора, выпускавшихся на Полонском заводе художественной керамики. Это была совместная работа с художницей Галиной Погребной. Он являлся автором форм для оригинальных керамических статуэток, она – автором росписи, в которой использовала позолоту и люстр (особую разновидность глазури, придающей поверхности изделия металлический или перламутровый отблеск различных оттенков).
Среди лотов интернет-аукционов мне дважды встречалась полуметровая фарфоровая скульптура Кузнецова «Тарас Бульба». Одна – с дарственной надписью: «Генералу армии Лащенко П.Н. в честь 26-й годовщины победы над Германией. 9 мая 1971 г.». Герой Советского Союза Пётр Лащенко в то время являлся первым заместителем Главнокомандующего Сухопутными войсками СССР. Надпись на другой фигуре гласила, что она была предназначена в подарок министру внутренних дел СССР генерал-полковнику Николаю Щёлокову.
Высокое качество изготовления в сочетании с индивидуальной художественной росписью и впечатляющим размером делали фарфоровые фигуры Кузнецова и Погребной настоящими интерьерными произведениями искусства. Не случайно одним из институтских педагогов Кузнецова был прекрасный художник-керамист Борис Ланге, участник Международных художественных выставок в Петербурге, Париже, Милане.
Кстати, в керамическом бизнесе России хорошо известна фамилия Кузнецовых. До революции её представители свыше ста лет лидировали в выпуске посуды, с которой ели и в императорском дворце, и в сельских избах. Однако их предприятия – «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий Матвея Кузнецова», Дулёвский фарфоровый завод и другие – ничего общего с нашим Кузнецовым не имели.
Помимо кратких стандартных биографических сведений в Интернете встречается мало информации о нашем земляке. Так, доктор исторических наук, лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники Альберт Ненароков свидетельствовал, что после выхода первого издания его книги «Верность долгу: о Маршале Советского Союза А.И. Егорове» (1973), «киевский скульптор Ксанфий Андреевич Кузнецов прислал фотографию сделанного им после прочтения книги скульптурного портрета А.И. Егорова».
Один из выдающихся полководцев Гражданской войны и один из первых Маршалов Советского Союза, кавалер двух орденов Красного Знамени Александр Ильич Егоров (1883–1939) был расстрелян в период репрессий. «Портрет командарма Егорова» Ксанфия Кузнецова осенью 2018 года демонстрировался в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова на выставке «История Хакасии XIX – начала ХХ века в изобразительном искусстве».
В апреле 1969 года на центральной площади украинского города Черкассы в день рождения вождя мирового пролетариата торжественно открыли памятник В.И. Ленину работы Ксанфия Кузнецова. В ноябре 2008-го украинские власти снесли этот памятник, да и площадь имени Ленина переименовали в Соборную. Такая же участь постигла или ждала подавляющее большинство памятников деятелям советской эпохи в русле кампании по декоммунизации, начатой на Украине ещё осенью 1990 года, когда с санкции местных властей бронзовую фигуру Владимира Ильича во Львове переплавили для изготовления памятника жертвам коммунизма.
Другой памятник Ленину, выполненный Кузнецовым, был установлен в 1972 году в городе Артёмовске Донецкой области. В июле 2015 года его демонтировали, а за день до этого сняли установленный в 1959-м гранитно-бронзовый памятник (его авторами были скульпторы Андрей Шапран и Михаил Декермеджи) коммунисту Фёдору Сергееву (Артёму), основателю Донецко-Криворожской советской республики, благодаря которому Артёмовск получил свое название. А вскоре, в сентябре того же года, городу вернули прежнее название Бахмут, существовавшее до 1924 года.
Правда, одна из работ Кузнецова в Артёмовске сохранилась. Это установленный в 1971 году памятник атаману донских казаков, предводителю народного восстания Кондратию Булавину. Во время того восстания в западных губерниях России русские войска отражали нашествие шведской армии Карла XII. Булавинский бунт явился ударом в спину и был жестоко подавлен. Однако в советский период любое народное выступление против царских властей рассматривали как положительный факт истории.
…В специальной военной операции, которую сегодня проводят вооруженные силы России, ДНР и ЛНР, украинские войска понесли большие потери в Бахмуте (Артёмовске). По сообщению газеты «The New York Times», им не помогли даже поставленные из США реактивные системы залпового огня HIMARS.
Наверное, потомок забайкальского казака Ксанфий Андреевич Кузнецов, соавтор глубоко патриотичного мемориала на Саур-Могиле, и в страшном сне не мог себе представить, что на Украине, ставшей ему второй родиной, могут произойти такие события. К счастью, он не дожил до этого. 71-летний скульптор скончался 9 марта 1984 года (в день своего рождения по старому стилю) и похоронен в Киеве. Ряд его работ хранится в российских и украинских музеях.
Все материалы рубрики «Страницы истории»
Сергей Забелин
«Читинское обозрение»
№40 (1732) // 05.10.2022 г.
0 комментариев