Великие, музыкальные и очень Бременские

Часть II


Часть I

Эй, народ, «ну-ка все вместе, уши развесьте!», ибо поющие эти хитовые строчки сегодня вновь в «Синескопе». А посему «лучше по-хорошему, хлопайте в ладоши вы-ыыы!» и читайте далее…

«Бременские» погромы

...Ровно 50 лет назад, весь июль и август 1969 года, всё население СССР от мала до велика с упоением ...цатый раз пересматривало мультфильм с «хипповыми» музыкантами, «ой-ля-ля – разбойничками», с не слишком интеллектуальным монархом и его «тусовкой», слушало пластинки с записью сказки и с энтузиазмом распевало хиты Гладкова и Энтина. А в это время... официальная критика и киномузыкальная номенклатура безжалостно громила «Бременских музыкантов». Досталось конкретно и лично авторам. Так, режиссёру скандально-популярного мультфильма Инессе Ковалевской пришлось немало выслушать о своём непрофессионализме и о «тлетворном влиянии Запада» в своей ленте. Из-за «Бременских» ей даже отказали в приёме в Союз кинематографистов.

Добрый Ильич не одобрил
Актёр Олег Анофриев, спевший за Трубадура, пса и кота, а также за знойную Атаманшу и разбойников, тоже получил свою порцию неприятностей. Вскоре после выхода мультфильма, выступая на концерте в Кремле, Олег с энтузиазмом пел главную песню «Бременских» и, когда дошёл до слов «...Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы», сделал рукой жест в сторону правительственных лож. Несмотря на то, что генсек Леонид Ильич Брежнев был человек чуткий, отзывчивый, добрый и с юмором, этот «прикол» ему всё же очень не понравился. У Анофриева начались неприятности. Мечтающему работать в серьёзном, драматическом кино, талантливому актёру довольно долгое время удавалось сниматься лишь во второсортных комедиях и петь за кадром.

Народ требует мульт-зрелища!
Однако, несмотря на официальную «антибременскую» канонаду, многомиллионная армия зрителей стала требовать продолжения. В течение трёх лет «Союзмультфильм» заваливали письмами, а от руководства некоторых кинотеатров даже пошли телеграммы: «Народ требует! Имейте совесть!».

К этому времени режиссёр «Бременских» Ковалевская успела снять знаменитый «Катерок» с хитом «Чунга-чанга» и уже занялась другими проектами. Оставшиеся авторы: поэт Юрий Энтин, композитор Геннадий Гладков и актёр, писатель, сценарист Василий Ливанов решили действовать своими силами, «избрав» режиссёром самого Ливанова (будущего Шерлока Холмса «всех времён и народов»).

Гениальный сыщик… хулиган
Поначалу вся эта «бременская» компания вообще не имела понятия, о чём снимать продолжение, пока Энтина в январе 1972 года не осенило: «Раз принцесса, хотя и со своим законным мужем, но убежала, Король должен непременно нанять детектива и отправить его на поиски». Поэт даже черкнул четыре строчки «партии Сыщика» и, заранее хихикая, понёс их Гладкову с Ливановым.

«Ну, и чего ты там выдумал?», – измученные поиском сюжета, они были настроены пессимистично. Энтин с порога заявил, что вторая часть начнётся с того, что глупый Король нажимает на кнопку, появляется гениальный Сыщик, и звучит песня:

«Я – гениальный сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На ж…пе у слона».


Гладков и Ливанов с минуту смотрели на поэта-хулигана совершенно безумными глазами, а потом с ними приключилась форменная истерика с диким хохотом до слёз. До икоты.... Идея продолжения была настолько хороша, что готовый сценарий «По следам бременских музыкантов» уже проходил на «Союзмультфильме» формальности по запуску в производство, для чего понадобилось всего три дня! (Разумеется, то место, где гениальный сыщик обнаружил дефект кожи у слона, перенесли на более нейтральную телесную территорию).

Анофриев, с нетерпением ожидавший продолжения работы над озвучиванием полюбившихся персонажей, с ужасом прочёл сценарий второй части. «Да это же бред сивой кобылы!», – и ...отказался участвовать в проекте, о чём впоследствии очень и очень жалел.

Муслим орудует у микрофона
Место Анофриева занял уже взлетевший на музыкальный советский Олимп великий Муслим Магомаев. Певца пригласили ещё и потому, что авторам мультфильма нестерпимо хотелось снова чем-нибудь ошеломить публику. И это было идеальным попаданием «в яблочко». Во время записи фонограммы мюзикла Магомаев с видимым кайфом хулиганил перед микрофоном вовсю, изображая то хитрого Сыщика, то молодчагу Трубадура, а то и саму разбойничью Атаманшу. Активно включился в запись и сам композитор. Помог случай. Однажды Магомаев не смог прийти на студию по причине срочного концерта, и, чтобы заполнить «окно», Гладков вместо Муслима попробовал спеть за глупого Короля в известном хите «Такая-сякая». Ливанов с Энтиным прослушали пробную запись и остались очень довольны: «Гена, ты Король и точка!».

«Инновации» семейной пары
Во второй части сказки главные герои претерпели некоторые изменения, особенно Трубадур. Лицо стало более выразительным, лучше прорисовали глаза, исчез нос картошкой, подбородок стал более мужественным. Изменилась у Трубадура и причёска: на смену «лохматости» в стиле «Битлз» пришла стрижка с аккуратным пробором и бакенбардами. И вообще он стал постарше. Принцесса тоже заметно повзрослела: вместо двух хвостиков – распущенные волосы, но облегающее платье-мини из первой части осталось – оно подчёркивало, как нельзя лучше, женственную фигуру.

Трубадур Элвис, животные «битлы» и осёл «Джаггер»
Большинство зрителей в момент выхода второй части мультика (декабрь 1973 года) видели в Трубадуре не иначе, как Элвиса Пресли, а в его друзьях-музыкантах – легендарную ливерпульскую четвёрку. По мнению советских поклонников «Битлз», Пёс походил на Джорджа Харрисона, Кот – на Пола Маккартни, барабанщик Петух – на Ринго Старра, а Осёл – на Джона Леннона. Правда Осёл, особенно, когда группа «заграничных певцов» пела бессмертное «Баю-баюшки, баю», виделся многим музыкально-продвинутым зрителям лидером другой британской рок-группы «Роллинг Стоунз» Миком Джаггером. В первую очередь из-за «агрессивного» поведения на сцене и манеры на весь экран растягивать «по-джаггеровски» губы, а также выпячивать небритую челюсть с крупными зубами.

Мегахиты и… наногонорары
Как и первая часть мультика, его, как сейчас говорят, сиквел вышел одновременно с пластинкой. Победа вновь была поистине триумфальной. Страна взахлёб смотрела мульт и самозабвенно распевала новые хиты Гладкова и Энтина. Супершлягер «Серенада Трубадура», более известный, как «Луч солнца золотого», прибавил ещё больше славы Магомаеву. Диск «По следам бременских музыкантов» разошёлся миллионными тиражами, да и те было невозможно достать.

Как практиковалось в то время, несмотря на баснословные прибыли, которые имели с этих фантастических тиражей фирма «Мелодия» и Госкино, авторы получили смехотворные гонорары. Так, один из главных зачинателей «Бременских музыкантов» Юрий Энтин получил как за первый, так и за второй «ультрасверхзолотой» диск мюзикла целых ...18 рублей! А за гигантские тиражи – премию аж в ...девять рублей сорок копеек!!! «Щедрость» киномузыкальных чиновников явно не знала границ.

«Бременские» растлители и намекатели
Впрочем, не отставала и критика. Вновь на мультфильм обрушились стоящие на страже идеологии и нравственности. «Растление буржуазной поп-культурой», «Идолопоклонничество Западу» и ещё массу подобных обвинений пришлось вынести авторам. Дошло до того, что в песенке глупого Короля «Такая-сякая, сбежала из дворца...» усмотрели намёк на дочь генсека Галину Брежневу. Славясь развесёлым образом жизни, она увлеклась на тот момент цирковым акробатом, вышла за него замуж и отправилась по городам и весям.

Другой пример, связанный с высшими политическими кругами и мультиком, был всё же положительным. Спустя много лет стало известно, что охрана Л.И. Брежнева, отправляясь в специальном автобусе за генсеком, постоянно распевала: «...Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч». Сам глава команды, сотрудник КГБ, признался, что эта песня стала, по существу, гимном всех охранников Леонида Ильича.

Вперёд, в будущее, но… классика «forever»!
В 2000 году Ливанов, Энтин и режиссёр Мария Степанова решили повторить успех мультдилогии и выпустили её продолжение – «Новые бременские». Несмотря на большой хронометраж (56 минут) и участие в озвучке звёзд М. Боярского, Н. Бабкиной, Ф. Киркорова, проект не то чтобы провалился, а прошёл незамеченным, а ведь отличался новыми, в общем-то, неплохими песнями. Нечто подобное произошло после выхода несколько «переосмысленной» версии мультика режиссёра А. Лукьянчикова «Бременские разбойники» (2016). Видимо, энергия, задор и бескорыстие бременских музыкантов несовместимы со временем и страной, которую поработил «золотой телец». А потому настоящие весёлые, неунывающие Трубадур и его друзья из далёких 1960-70-х годов продолжают радовать новые поколения зрителей. Для «Бременских» нет прошлого, а есть только музыка, песни и настоящее, тем более, что: «...Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы! Йе! Йе-йе!!!».

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№29 (1565) // 17.07.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).