Когда работа в радость

Талант объяснять все премудрости наук


«Скинуло кафтан зелёный лето», – вдохновенно читает Наталья Михайловна Потапова. В окна заглядывают кроны тополей, тронутые позолотой, из динамиков льётся мелодия Чайковского. Всё настраивает на лирический лад, и ты уносишься мыслями туда, где «осень, в шубу жёлтую одета, по лесам метёлкою прошлась».

Погружённые в атмосферу поэзии и музыки, ученики откликаются на вопросы учителя, анализируют стихи Дмитрия Кедрина. Я отмечаю, как свободно излагают ребята свои мысли, насколько богат у них словарный запас. И это во втором классе! Впрочем, чему удивляться, если их ведёт в мир русской литературы педагог с 30-летним стажем, Почётный работник общего образования РФ, человек, влюблённый в свою профессию.

Наталья Потапова не мечтала о педагогической стезе, хотя все предпосылки имелись: она была организатором, активной участницей всех школьных мероприятий, будь то концерты художественной самодеятельности или спортивные состязания; с удовольствием вела школьные вечера, много и охотно читала.

– К сожалению, эти книги не пользуются популярностью у современных школьников, – сетует моя собеседница после урока. – А мне очень нравился роман Н. Островского «Как закалялась сталь», повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Я всегда любила работать в команде. Вот и сейчас тружусь в замечательном, сплочённом коллективе.

Да, в начальной школе №21 г. Читы, где Наталья Михайловна работает учителем и завучем, педагоги что надо. Многие родители мечтают о том, чтобы их дети учились в этой школе – маленькой, но такой уютной, опрятной.

– У нас хорошо! – восклицает Наталья Михайловна. – Активно используем новые методы работы. Помогает и участие в экспериментах, и курсы повышения квалификации в Москве. Неслучайно наша школа выиграла миллион. Вообще, всегда стремимся перенять что-то новое, интересное. А ко многому приходишь чисто интуитивно: дети-то разные.

Администрация школы даже нехватку помещений стремится превратить в плюс: ищет новые формы работы. Большое значение имеет и единство требований, когда трудиться плохо просто невозможно. Помогает учителю и техническое оснащение. Один клик компьютерной мыши, и на большом экране репродукции картин известных русских художников. Наталья Михайловна просит ребят назвать авторов полотен, выразить чувства, которые рождают осенние пейзажи. И вновь – интересные эпитеты, точные метафоры. Постепенно разговор переходит к природе родного края, и педагог восклицает: «Ребята, какие красивые сопки в Забайкалье, правда!».

Она выросла в Гомельской области, где вешние сады утопают в пене цветущих яблонь, груш, вишен; затем жила под Оренбургом, где созревают сочные арбузы, юность прошла на Брянщине. После педагогического училища и нескольких лет работы в школах Брянской и Ленинградской областей приехала в неведомый край. И осталась.

Её удивление вызвала когда-то зимняя одежда забайкальцев, особенно унты.
– Я же никогда не видела меховой обуви. И только зимой поняла, почему она пользуется здесь таким спросом.

Дивилась уроженка Белоруссии и забайкальскому диалекту. Интерес к нему вылился со временем в рабочую тетрадь к книге для чтения Георгия Граубина «Наша малая родина». Это методическое пособие было написано в соавторстве с директором школы Татьяной Андреевной Гарбуз и сейчас используется на уроках краеведения многими педагогами.

Легко ли быть учителем? Даже если ты образован, начитан, обладаешь творческим потенциалом, все мечты о профессии могут разбиться о неумение «держать» класс. Приходит способность налаживать дисциплину не ко всем и не сразу. Главное – не спасовать, суметь найти подход к ребятам. Ей, вчерашней выпускнице педагогического училища, дали не первый класс, а второй. Восьмилетние сорванцы никак не хотели воспринимать всерьёз юную блондинку с синими глазами, и она даже плакала украдкой. Сейчас трудно в это поверить, поскольку на её уроках царит тишина. А ведь в классе 30 учеников – активных, непоседливых, творческих. Вон какие открытки ко Дню учителя сделали они своими руками! Многие из ребят занимаются музыкой, изобразительным искусством, танцами.

– Это заслуга родителей, – утверждает Наталья Михайловна. – Благодаря им дети получают дополнительное образование. Родители – наши главные помощники. От них во многом зависит и увлечение ребёнка чтением. Школьнику необходимо обеспечить условия для развития.

Это и семейное чтение, и совместные выходы в театр – обычно вместе с учителями (в школе есть традиция: театр выходного дня).

Педагог всегда в гуще школьной жизни, в общении с учениками. Мужу давно пришлось смириться с ненормированным графиком её работы. Более того – помогать по мере необходимости. Впрочем, это участь многих представителей сильного пола, чьи жёны посвятили себя педагогическому труду. А профессия учителя, по мнению Натальи Потаповой, невозможна без самопожертвования, самосовершенствования и самообразования. И, конечно, без любви к детям.

Эта любовь плещется в её глазах, сквозит в её словах, обращённых к школьникам, которые отвечают ей взаимностью. И совсем не обязательно расспрашивать ребят об отношении к учителю. Красноречивее слов – внимание, с которым они слушают Наталью Михайловну, их желание правильно ответить на заданный вопрос, стремление быть поближе к любимому учителю на переменках. С кем ещё делиться своими радостями и печалями?

Вот строчки одного из школьных сочинений: «Иногда она просто посмотрит, и я её уже без слов понимаю! А ещё хорошо понимаю тот материал, который она рассказывает на уроках, потому что у неё талант ясно объяснять все премудрости наук. Наталья Михайловна учит нас жить в коллективе, учит дружить друг с другом. И эта наука, как говорит наша учительница, не менее важна, чем математика или русский язык. И своего свободного времени Наталья Михайловна для нас не жалеет».

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Оксана Сидоренко
Фото автора

«Читинское обозрение»
№40 (1410) // 05.10.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).