«Объясни свою маленькость»

В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов


Часть I
Часть II

Обсуждаем язык социальных сетей. Сегодня предмет нашего рассмотрения — неологизмы.

Коммуникация в социальных сетях не отличается регламентированностью (то есть не имеет строгих фиксированных правил). Поэтому каждый пользователь может стать создателем новых слов и выражений, которые могут получить распространение в сети и даже стать популярными мемами.

Такие слова носят название неологизмы. Свежесть и необычность этого слова или оборота ясно ощущается носителями языка. В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеет недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, становясь неотъемлемой частью речевой практики. Неологизмы делятся на общеязыковые и индивидуально-авторские (окказионализмы). Именно последние обычно отличаются высокой степенью экспрессивности, многие — ещё и сниженной стилистической окраской. Стилистически окрашенные неологизмы выполняют экспрессивную функцию и служат средством выражения эмоций или отношения к чему-либо.

Приведём примеры популярных неологизмов: заценить, улыбизм, печенька, ржака, днюха, вкусняшка, ржач, адчайший, улётный, аватарка, маленькость, твитить, лайкать, забанить/разбанить и мн. др.

Разновидностью словотворчества также можно назвать эрративы — слова или выражения, подвергнутые умышленному графическому или грамматическому искажению для придания особого эффекта. В них часто имитируются особенности устной речи.

Эрративы активно используются в мемах для придания юмористического эффекта: смари (смотри), питса (пицца), агонь, сабачька, почаны, посоны, кросивое, рыбов. В отличие от других видов сленгизмов, эрративы чаще всего имеют положительную эмоциональную окраску. Они могут передавать состояние умиления, беспомощности, близкой эмоциональной связи, милой просьбы, игривости и т.д.

К неологизмам можно отнести и универсальные усилительные слова. Это необычные короткие слова-усилители, которые могут обозначать множество эмоций в зависимости от контекста. Например: «бу», «ня», «мяф», «гы», «вах», «пум-пум», «пам-пам», «ыыы» и др.

В целом язык соцсетей характеризуется резким ростом образования новых слов, в том числе ярко окрашенных стилистически.

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"

 


Юлия Щурина,
зав. кафедрой русского языка и
методики его преподавания ЗабГУ
Полина Макарова,
студентка историко-
филологического факультета ЗабГУ

«Читинское обозрение»
№23 (1715) // 08.06.2022 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).