Посвятить себя без остатка...

К юбилею Нины Степановны Козловой


12 декабря исполняется 70 лет замечательной женщине, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату медали «За заслуги перед Забайкальским краем», ветерану музейного дела, декабристоведу, 25 лет возглавлявшей музей «Церковь декабристов», Нине Степановне Козловой.



Всего через год после окончания института Нина получила приглашение на должность научного сотрудника в Музей истории Читы (филиал краеведческого музея), который открыли в здании Михайло-Архангельской церкви. На втором этаже была оборудована экспозиция, посвящённая декабристам. С тех пор вся её творческая и производственная деятельность будет посвящена этой теме.

Превратить храм в музей
В 1974 году руководством города было принято решение: отреставрированное здание Михайло-Архангельской церкви полностью оборудовать под музей, посвящённый участникам мятежа 1825 года, так как их судьбы тесно соприкасались с этим храмом. Руководить всеми подготовительными работами довелось Елене Фёдоровне Калашниковой, назначенной заведующей музеем. И самым первым, активным помощником, постоянным соратником и спутницей была Нина Степановна Козлова.

До открытия читинского музея в Сибири уже существовали музеи с подобной тематикой. Чтобы все их посмотреть, познакомиться, Елена Фёдоровна с Ниной Степановной побывали в Петровске-Забайкальском, Новоселенгинске, Иркутске, Кургане, Ялуторовске. Но там музеи размещались в домах деревенского типа, в которых государственные преступники жили на поселении. В Чите же стояла задача устроить экспозицию в интерьерах здания совершенно другого назначения – православного храма. Этим наш музей принципиально отличался от всех других и требовал индивидуального подхода.

Как собирали экспонаты
Для будущего музея в Чите собственных экспонатов было немного, но зато это были мемориальные предметы: часы и столик работы Бестужева, шкатулка и вышивка бисером из дома Волконской, книги с автографом С.Р. Лепарского, личные вещи Д.И. Завалишина. Но этого было слишком мало. И женщины решили в первую очередь взяться за сбор материалов, предметов, экспонатов.

Из Москвы привезли гостиную мебель, из Петербурга – бюро, визитный столик, каминные часы, трёхсвечный канделябр. На «Ленфильме» с трудом удалось купить мундир полкового пехотного генерала, в котором снимался один из актёров в фильме «Звезда пленительного счастья». Государственный Эрмитаж выделил пистолет 1813 года и полусаблю, Бородинский музей – картечь, пули, ядро с Бородинского поля. Встал вопрос: как везти в Читу? Сдавать в багаж нельзя. Решено было взять с собой в салон самолёта. Но при переходе через рамку металлоискателя экспонаты «зазвенели». На вопрос «что это?» пришлось предъявить документы, разрешающие вывоз оружия. Собирали и мелкие бытовые вещи: веер, подсвечники, чернильные приборы, венчальные свечи, флейту, трубки курительные… Кое-что подарили потомки декабристов. Все эти дворянские предметы XIX века должны были создать ощущение того времени, когда происходили отображаемые в экспозиции события. В обменном фонде библиотеки им. Салтыкова-Щедрина отобрали книги круга чтения декабристов XVIII- XIX веков.



Знающие люди посоветовали пройтись по комиссионным и антикварным точкам. В одном магазине присмотрели каминные часы из чёрного мрамора. Нина Степановна вспоминает: «Мы их не могли не купить. Но они весят 20 кг. С трудом привезли в аэропорт. О сдаче в багаж не могло быть и речи. Работники аэропорта порекомендовали рабочего, который за плату пронесёт их до самолёта. Мы доверчиво отдали ему часы, сами ждали посадки и переживали: а вдруг он их куда-нибудь унесёт. У трапа, увидев нас, он закричал: куда вы пропали? Давайте, расплачивайтесь, я всё устроил. Только тогда отлегло».

Как-то в комиссионке попался на глаза канделябр начала XIX века. Он стоил 2,5 тыс. рублей, по тем временам – огромная сумма. Тратить такие деньги без разрешения министерства культуры было непозволительно. На свой страх и риск купили. Потом всё оформили, обошлось. Так можно рассказывать о каждом экспонате.

Теперь Нина Степановна уже не может припомнить, сколько раз они рисковали, таская в сумках по Москве или Питеру антикварные вещи, копии картин, исторические документы, большие суммы денег, ведь пластиковых карточек тогда не было. А как она благодарна судьбе за встречи и знакомство с замечательными художниками, историками, потомками декабристов. Один из них, внук Д.И. Завалишина, Б.И. Еропкин, в 1994 году приехал в Читу и был в гостях у Елены Фёдоровны и Нины Степановны.

Одновременно вели поисковую работу необходимых документов в архивах городов Улан-Удэ, Читы, Тобольска, Иркутска, Москвы. Ведь копии документов усиливают ощущение того времени.

Неоценимую помощь в художественном оформлении музея оказал Г.Г. Кравцов, художник Ленинградского отделения комбината живописно-оформительского искусства, активно подключившийся к работе по созданию музея. Он помогал заказывать тематические картины московским и ленинградским художникам, отбирать вещественные экспонаты в антикварных магазинах. На основе тематико-экспозиционного плана, собранных экспонатов создал художественный образ музея. Нина Степановна: «О создании картины «Восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года» хочется сказать особо. Она появилась в результате объявленного конкурса среди художников Ленинграда. Когда были представлены эскизы, отобрали эскиз художника Мельникова, и он получил задание на выполнение картины. Работал над ней полтора года. Когда мы в очередной раз прилетели в Ленинград, то увидели, что от эскиза мало что осталось, картина не смотрелась совершенно. Тогда Кравцов ему твёрдо сказал, чтоб он вернулся к первоначальному варианту. В итоге получилась замечательная картина».

У каждого предмета – своя история его появления в музее. Нина Степановна может рассказать о любом из них: картины, акварели, мебель, музыкальные инструменты, посуда, чернильные приборы, скульптурные портреты Николая I и Наполеона, подсвечники, венчальные свечи, перчатки, флейта, курительные трубки, орудия труда… На многие экспонаты брали экспертные заключения у специалистов центральных музеев.

За всё в ответе
Покинув пост заведующей в 1988 году, Елена Фёдоровна решила посвятить себя полностью научно-исследовательской работе. А музей продолжает работу в напряжённом режиме уже во главе с Ниной Степановной. Кроме постоянных экскурсий в его стенах проводятся викторины с участием школьников всей области, студентов вузов и техникумов. По сценариям, которые она составляла, актёры краевого театра драмы показывают спектакли об узниках Читинского острога, о Пушкине, оживляя их образы для наших современников. Она же инициировала ежегодно проводимые декабристские вечера. Каталог «Гравюры и литографии XIX века в собрании музея», справочный альбом «Места каторги, поселения, захоронения декабристов в Сибири», публикации в местной печати, статьи для «Энциклопедии Забайкалья» и двухтомника «Декабристы» – далеко не полный перечень научных трудов Нины Степановны.



Традиционны под сводами музея праздники «Ночь в музее». Пианино второй половины XIX века фирмы «Шредер» и духовой клавишный инструмент фирмы «Орган», на которых исполняется музыка, любимая декабристами, вызывают особое ощущение пребывания в музыкальной гостиной. Многие мероприятия организуются в тесном сотрудничестве с библиотекой имени Нарышкиных.

Нина Степановна осуществила издание каталогов, составленных Еленой Фёдоровной Калашниковой: «Музей декабристов в Чите», в котором даётся описание и изображение каждого экспоната. А также каталога документальных архивных материалов о декабристах, проработанных сотрудниками музея в разных архивах страны.

Лариса Вадимовна Храмова, много лет собиравшая материалы о Михайло-Архангельской церкви и подготовившая к изданию научно-исследовательский труд «Тот храм, построенный из брёвен» признаётся, «что каждая строка этой книги согласовывалась с Ниной Степановной».

Большой и интересный проект «Нетленна слава поколений», созданный при непосредственном участии Нины Степановны к 200-летию войны с Наполеоном, участниками которой были многие декабристы, включил в себя театрализованные инсценировки, отдельную экскурсию на эту тему и многое другое. За работу по патриотическому воспитанию Музей декабристов был отмечен Почётным знаком Коллегии Российского государственного историко-культурного центра при правительстве г. Москвы.



Без небольшого, но очень дружного, целеустремлённого коллектива не могло быть успешной работы. И первая помощница во всём – Надежда Евгеньевна Баранова. Ей и передала свои полномочия в 2014-м Нина Степановна, перейдя на должность старшего научного сотрудника, а в сентябре нынешнего года ушла на заслуженный отдых.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Людмила Арзамасцева
Фото из личного архива
Н.С. Козловой

«Читинское обозрение»
№50 (1534) // 12.12.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Иннокентий 11:07 14.12.2018
Искорёженному большевизмом сознанию невдомёк, как мерзко выглядит переоборудование церкви, построенной нашими предками казаками, под музей государственных преступников! Не удивляемся. Ведь церкви использовались под склады, мастерские, свинарники и т.д. Совесть где, богохульники? И почему молчит РПЦ???
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).