Паря Вася и другие писатели Читы, которых я знал

Глава 1. Осень патриарха. Продолжение


Часть I
Часть II

Часть III
Часть VI (начало Главы 1. Осень патрирха)
Часть V 


Это книга о забайкальских писателях. Автор – Александр Михайлович Алёшкин, краевед, журналист, литератор, кандидат исторических наук. Вот уже 40 лет он не живёт в Забайкалье, но наш край для него до сих пор родной. И люди, которые были рядом. Наверное, поэтому и получилась она, пока, правда, в рукописном варианте. Но это не мешает нам начать знакомить вас с её фрагментами и надеяться, что она всё же будет издана. А в том, что это надо сделать, нет никаких сомнений. Верим, что и вы будете считать так же, прикоснувшись к драгоценным воспоминаниям человека, искренне любящего Забайкалье.


Глава 1. Осень патриарха


Балябин Василий Иванович (09.01.1900, ст-ца Булдуруй Второй Забайкальской области – 22.09.1990, Чита). «Паря Вася», – так с добродушной иронией и неизменной любовью и уважением звали его за глаза современники.

Что ещё привлекало меня в Балябине за многие годы нашего дружества – это его непосредственность, какая-то ну прямо детская радость при праздновании его юбилеев. Каждую пятилетку они отмечались торжественно в областной библиотеке имени А.С. Пушкина, окружном доме офицеров ЗабВО, областном драматическом театре. А заканчивались неизменно товарищескими застольями в ресторанах за счёт юбиляра. Конечно, это влетало в копеечку. Но и он сам, и его добрая и замечательная супруга Виктория Геннадьевна были людьми щедрыми, хлебосольными и не считались с расходами.

В моём домашнем архиве сохранился по этому поводу такой любопытный документ. Рукой Василия Ивановича шариковой ручкой с синей пастой написано: «В редакцию газеты «Забайкальский рабочий». Писатель В. Балябин. Сердечно благодарю организации, друзей и всех поздравивших меня с 70-летием, с правительственной наградой и присвоением звания почётного гр-на г. Читы. В. Балябин. 2.2.70 г.».

Почему любопытный? Дело-то вроде элементарное: герой юбилейных торжеств благодарит через газету его устроителей. Всё дело в обстоятельствах, при которых появился этот автограф, оказавшийся в моём домашнем архиве
.

2 февраля 70-го в моём редакционном кабинете появился Балябин. Он уселся на предложенный ему стул и затеял, как всегда, неспешный разговор о том, о сём:

Ну, как она, станишник, жись-та молодая?

А когда в конце беседы сказал о цели своего визита в редакцию, я, каюсь, схитрил, чтобы заполучить от классика ещё один автограф. Проблем нет, сказал я ему, вашу благодарность газета обязана напечатать, но вы уж извините за формализм, за бюрократизм, но нужна бумага, документ, текст, написанный вашей рукой.

Да как, паря, эту беду писать-то? Я не силён... Вы уж лучше сами, Саша, напишите. Вы грамотнее меня в этом деле...

Нет, дорогой Василий Иванович, вот вам ручка, вот лист бумаги. Пишите, я вам продиктую...


Берегу, как драгоценные семейные реликвии, полученные из его рук пригласительные на 70-летие, 75-летие, буклеты, подготовленные юбилейными комиссиями для вручения участникам торжеств.

И что трогательно? На 80-летии писателя я при всём желании не смог присутствовать: в 1980 году я жил и работал в семи тысячах километров от Читы, в Северной Осетии, городе Орджоникидзе. Но получил от Василия Ивановича сердечное письмо, в которое он вложил... приглашение на свой очередной юбилей!

В 1990 году общественность Читы чествовала своего патриарха в связи с его 90-летием.

Теперь пришло время сказать нужные слова о творчестве Балябина, о главном труде его жизни, огромной народной эпопее «Забайкальцы». Я, к сожалению, не силён как литературный критик. А ещё точнее – никакой не критик. И в своё время при необходимости обращался за помощью к людям, которые занимались критической оценкой издающихся книг вполне профессионально
.

От имени редакции заказывал им рецензии, которые затем и публиковались на страницах «Забайкальского рабочего». Так, 27 августа 1969 года «Забайкалка» напечатала большую рецензию на роман «Забайкальцы» журналиста Николая Фёдорова. Она называется «Побеждают сильные духом». Литературоведам она, не сомневаюсь, известна. Я же приведу заключительный абзац этого объёмного и объективного исследования: «Анализируя художественную структуру «Забайкальцев», неизбежно сделаешь вывод – автор следует лучшим традициям советской литературы, народной поэтики».

А вот газетный отчёт с конференции по роману, прошедшей в областной библиотеке, «Наследники Егора Ушакова», напечатанной 21 декабря 1969 года в «Забайкалке». Автор её пишет: «В фойе читательского зала, где проходила конференция, сотрудники библиотеки организовали выставку, посвящённую творчеству писателя. На ней представлены издания романов «Голубая Аргунь» и «Забайкальцы», газетные и журнальные рецензии на них, памятные сувениры, преподнесённые автору читателями: огромных размеров символическое пишущее перо, шахтёрская каска. Здесь же – объёмная папка читательских писем. Буквально со всех концов страны пишут Балябину письма! Читатели благодарят писателя за огромную радость, которую он доставляет им своей книгой, возможностью близко узнать жизнь и быт забайкальского дореволюционного казачества».

Журналист Лариса Радько свой отчёт с юбилейного торжества в областном драматическом театре «Счастливая судьба», напечатанный в «Забайкалке» 15 января 1975 года, закончила выступлением на нём юбиляра: «Я счастлив, друзья, от того, что вы любите мои книги, от того, что сказали мне так много хороших, добрых слов. А за то, что счастлив, я благодарю партию, власть Советскую, наш народ. Ведь если бы не революция, не новая прекрасная жизнь, разве стал бы я писателем? Так бы и гнул спину всю жизнь в батраках».

Литературные критики всегда были едины в своём отношении к творчеству Балябина: писатель он от Бога, жизнь казачества изобразил с пронзительной силой, достоверно и с любовью. А читатели и без литературных критиков знают и любят романы Балябина.



И всё-таки одну газетную статью приведу. Её автор – тоже писатель, младший современник и друг патриарха Геннадий Донец. И это не учёное мудрствование, а живой и увлекательный рассказ о природе художественного творчества. Итак: Геннадий Донец, «Хорошо быть писателем», газета «Комсомолец Забайкалья», 8 января 1975 года. Отрывок:

«Книга, настоящая книга, обязательно чудо... Но чудо, вдвойне, втройне, заключается ещё в том, что подвиг сотворения многотомной эпопеи «Забайкальцы», романа «Голубая Аргунь», молодёжной повести «Комса» совершил не писатель-профессионал, а малограмотный вначале человек, достигший столь многого ценою неимоверного упорства.

...Балябин писал «Голубую Аргунь» на фанерке. Стола не было. После войны две семьи – четырнадцать душ – жили в подвальной комнатёнке, и для работы оставались лишь ночи....

...Балябин благоговел перед большим искусством и побаивался его. Но чувствовал в себе одно: мелко сделать работу он себе не позволит, он постигнет те высоты и те глубины, которые ему дано видеть и прочувствовать. А что-то же дано! Горький тоже из народа, и университеты его тоже среди людей пройдены...

Его подталкивали к «житейскому реализму»: «Вася, ноги у тебя худые, кончай ты дрова пилить, уголь грузить. Вон в хозмаге место за прилавком освободилось, как раз по тебе». Творчество его даже близкие находили блажью, чудачеством. А ну, поддайся Балябин этим уговорам?!

...А ноги у Василия Ивановича действительно повреждены. В ночной разведке на село Чашино, обстрелянный семёновцами, на всём скаку рухнул конь под Василием Балябиным в реку, проломив некрепкий лёд... Выкарабкался Василий. Разбивая прикладом карабина лёд, еле выволок коня из воды, взобрался на него, подхлёстываемый близкой пальбою, поскакал дальше через реку – и тут пуля ударила в ногу... Старший дозора, Василий, отвечал за разведку, поэтому, без задержки, наспех перетянув ногу ремнём, чтоб кровь не потерять, снежной целиною поскакали всадники к своим, в Кунгурово. А там оказалось, что стельки в промоченных унтах к подошвам примёрзли. Каково же было ногам? Они и сейчас донимают. Стащит Василий Иванович унты, добротно сшитые северным его читателем, и, потирая ноги, смотрит вдаль... и вдруг – подняла рука перо, пошла работа, боль привычно забыта...

Телефонный звонок. На читательскую конференцию? Конечно. Никогда не отказывался... Машины нету? Ничего, доберусь....

...К кому-кому, а к Василию Ивановичу с полным правом надо отнести слова Льва Толстого о том, что искусство есть высшее проявление могущества человека. А человек в искусстве, – добавим от себя, – таков, какова мера его труда и таланта, а талант сам – опять же труд, труд, труд!»
.

Особое место в жизни и творчестве Василия Ивановича занимает спектакль «Забайкальцы», поставленный читинским драмтеатром по одноимённому роману. Это время нас особенно сблизило, потому что волею случая это событие имело особое значение и в жизни нашей семьи. Главную женскую роль – Насти – в спектакле играла моя супруга, актриса Татьяна Минина.

Инсценировку романа сделал артист театра Иван Борисович Кузин. Постановку осуществил главный режиссёр Валерий Васильевич Бухарин. Спектакль большой, густонаселённый – как и сам роман. В нём была занята практически вся труппа. Артисты и весь постановочный коллектив работали с воодушевлением. Спектакль стал заметным событием в культурной жизни в области
.

На премьере забитый до отказа зал стоя вызывал на сцену автора. И это была для него подлинная минута славы!
В память об этом событии в нашей домашней библиотеке любовно хранятся два издания романа. На одном дарственная надпись: «Другу моему Саше Алёшкину и Тане, талантливо сыгравшей роль Насти в спектакле «Забайкальцы». Признательный автор В. Балябин. 17.3.70»
.

Автограф на другом томе: «Тане Мининой (Насте) с пожеланием новых успехов. В. Балябин, 28 октября 74 г.».

В последующих номерах «ЧО» будут опубликованы фрагменты 4-й главы «Странник с берёзовым посохом» о Михаиле Вишнякове.


Часть VII
Часть VIII
Часть XIX


Все материалы рубрики "Читаем"

Александр Алёшкин
(г. Москва)

«Читинское обозрение»
№34 (1466) // 23.08.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).