Техническая ошибка

Как одна маленькая ошибка в автоматизированной системе может принести немало проблем


Изобретения и искусственный интеллект, пропускные системы, автоматизированное оборудование... Ещё несколько лет назад всё это было на грани фантастики, но сейчас уже стало неотъемлемой частью мира. Современные технологии упрощают жизнь человека и работу на предприятиях. Но задумывались ли вы о том, как многое теперь зависит от них? И как одна маленькая ошибка в автоматизированной системе может принести немало проблем...

В редакцию «Читинского обозрения» обратилась постоянная читательница газеты Галина Ивановна Колобова, ветеран труда, больше 35 лет она работала в медицине. В июне ей исполнилось 80 лет.

Галина Ивановна живёт в собственной квартире в обычном многоквартирном доме в Чите. Ей как ветерану труда и инвалиду II группы положена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, а также на взносы за капитальный ремонт (для пенсионеров старше 80 лет).

— Все коммунальные услуги я оплачиваю вовремя, полные суммы по квитанциям, капремонт, — рассказывает пенсионерка.

Недавно Галине Ивановне пришло письмо из Краевого центра социальной защиты населения Забайкальского края (г. Чита, ул. Недорезова, 30). В нём было указано, что сделан перерасчёт компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с 1 марта 2021 года в связи с тем, что Галина Ивановна — инвалид II группы и пенсионер старше 80 лет. А также написано, что по итогам перерасчёта переплатили больше 2800 рублей компенсации за этот период, и что теперь ей нужно ежемесячно платить более 300 рублей на протяжении 9 месяцев в счёт этой переплаты.

Это письмо очень расстроило пенсионерку. «Наше старшее поколение так воспитано ещё с молодости, мы оплачиваем всё вовремя, по всем квитанциям, как ответственные люди. Некоторые жители не платят годами за коммуналку, копят большие долги. А тут это письмо мне... Обидно, — с грустью говорит Галина Ивановна. — Почему и за что с меня будут взыскивать такую немалую для меня сумму, если я всё плачу исправно? Мне постоянно нужны лекарства, которые стоят тоже немало. Пенсия у меня обычная, и все расходы расписаны, а тут ещё мне платить нужно. В связи с чем был выполнен этот перерасчёт компенсации, если мне по-прежнему 80 лет, и я попрежнему инвалид II группы? И почему, если перерасчёт был произведён в марте, не сообщили об этом ранее, чтобы не образовалась эта переплата, которую теперь взыскивать будут с меня?».

С этими вопросами, направив запрос, мы обратились в министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.

В ответе ведомство подтвердило, что «Колобова Галина Ивановна состоит на учёте в межрайонном ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края города Читы как ветеран труда, инвалид 2 группы и является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда (по наиболее выгодному основанию)».

В ответе министерства социальной защиты населения Забайкальского края указана и причина, в связи с которой был выполнен перерасчёт компенсации оплаты за жилищно-коммунальные услуги, о котором говорилось в письме, полученном Галиной Ивановной.

«В результате технической ошибки в автоматизированной системе АС ACП (автоматизированная система «Адресная социальная помощь») выплата компенсации ЖКУ с марта по сентябрь 2021 года производилась дважды по двум основаниям: как ветерану труда и инвалиду 2 группы», — указано в ответе министерства.


Справка «ЧО»
Закрытая автоматизированная система «Адресная социальная помощь» разработана компанией «Центр социально-информационных технологий» ООО «СоцИнформТех». Используется для автоматизации деятельности органов социальной защиты населения в различных регионах России. На сайте разработчика указано: «Автоматизированная система «Адресная социальная помощь» (Единый социальный регистр населения) обеспечивает автоматизацию процессов предоставления социальной поддержки населению путём формирования единой или территориально распределённой базы данных в масштабах субъекта Российской Федерации, содержащей комплексную информацию о гражданах».


Именно сбой в этой системе привёл к тому, что компенсация Галине Ивановне выплачивалась по два раза на протяжении нескольких месяцев.

— Но ведь я сразу, когда узнала об этой переплате, позвонила по «горячей линии» отдела соцзащиты. Там мне сказали, что молодая, неопытная сотрудница ошиблась. Потом я обращалась в Пенсионный фонд, в администрацию, но мне там не смогли помочь, в прокуратуру, — говорит Галина Ивановна.

В ответе министерства социальной защиты края уточняется, что, «согласно действующему законодательству, компенсация ЖКУ при наличии нескольких льготных оснований производится только по одному основанию по выбору гражданина. Общая сумма излишне выплаченной компенсации составила 2838,85 рублей, о чём Колобова Г.И. была письменно уведомлена специалистами филиала. С октября 2021 года удержание излишне выплаченной компенсации производится частично с текущих выплат».

Галина Ивановна с 1 июля 2021 года получает также компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в размере 100% как неработающий собственник жилья, достигший возраста 80 лет. Ранее, до 1 июля, эта компенсация предоставлялась в размере 50% как неработающему собственнику старше 70 лет, но при этом младше 80-ти.

Также министерство дополнительно сообщает, что «в соответствии с Порядком предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Забайкальском крае, в случае предоставления компенсации в завышенном или заниженном размере излишне выплаченные средства засчитываются в счёт будущей компенсации, а при отсутствии права на получение компенсации в последующие месяцы эти денежные средства возмещаются получателем компенсации в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанных средств уполномоченный орган истребует их в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Получается, что ошибка в автоматизированной системе привела к тому, что теперь Галина Ивановна вынуждена возмещать излишне уплаченную ей компенсацию, о которой она даже не подозревала.

— Приходят деньги, я думала, что на лекарства. Мне 80 лет, у меня болят ноги, я инвалид. Даже представить сложно, сколько мне нужно лекарств. Больше 6 тысяч рублей только одни капли стоят, а их всего 10 миллилитров... А тут ещё нужно отдать почти 3 тысячи рублей за то, в чём я никак не виновата. Сейчас сложная ситуация с коронавирусом, у меня уже возраст большой, в апреле мне нужно будет поставить прививку, и тогда я буду обращаться к юристам, в суд, — говорит Галина Ивановна. — Почему я должна отвечать, платить из-за какой-то ошибки?

Автоматизированные системы упрощают работу, заменяют людей, но раньше в случае ошибки за неё отвечал конкретный сотрудник. Тот самый пресловутый человеческий фактор, который не присущ специально разработанным программам. Но, как видим на примере Галины Ивановны, они тоже допускают сбои и путают данные. Вот только никто не спросит с бездушной компьютерной программы или системы...

Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"

 


Юлия Юдина
Фото автора
«Читинское обозрение»
№47 (1687) // 17.11.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).