Путешествие к Острову сокровищ

Часть I


Необъятный морской простор… Посвист ветра в снастях и парусах. На палубе и вантах — сорвиголовы, джентльмены удачи — просмоленные, неустрашимые, со шрамами на лицах, в банданах, треуголках, в живописно-расхристанных одеждах, с мушкетами, саблями, кортиками. На верхушке грот-мачты — чёрный стяг с ухмыляющимся Весёлым Роджером. Канониры запалили фитили. Скоро атака и команда — «На абордаж!» Прямо по курсу — каравеллы, фрегаты и прочие парусники всех мастей, гружёные драгоценностями, опасностями и приключениями.

В книгах и фильмах, в фантазиях мальчишек (и не только) от 5 до 99 лет… На горизонтах — неведомые страны, берега, острова с сокровищами! В бухте одного из оных, самом-самом известном, бросим сегодня якорь. «Остров сокровищ» — роман и одна из его лучших экранизаций в мире — одноимённая кинокартина Евгения Фридмана, коей исполняется ныне ровно 50 золотых лет!

…Эй! Ведущий этой страницы… как там тебя? Ты сегодня, так и быть, сухопутная твоя душа, будешь синескоп-штурманом и заодно рулевым, а я, буду командовать всей этой чудной кинопосудиной вместе с твоей командой — зрителей-читателей. Понятно? Ну что? Карр-амба! Команде — по местам! Отдать швартовы… Поднять паруса… Отходим! Курс — открытое море мечты, фантазий, приключений, опасностей. Идём к Острову сокровищ! Но для начала зайдём в порт его «приписки» — Эдинбург.

Вначале был Капитан Норт
…Мы на месте. Эй, на палубе, штурман, тебе слово…

Начну с любопытного совпадения: 140 лет назад, в шотландском журнале для детей и юношества «Young Folks» («Молодые люди») началась публикация романа писателя под именем капитан Джордж Норт. Ему тогда 31 год от роду. Захватывающие приключения отважного юнги Джима Хокинса (Jim Hawkins), доктора Дэвида Ливси, сквайра Джона Трелони, капитана Смоллетта, их товарищей, борьба против шайки пиратов во главе с одноногим Сильвером и поиски клада зловещего капитана Флинта привела в буйный восторг юных читателей, чего не скажешь о критике и реакции взрослых. В редакцию журнала пошёл поток гневных писем: «Безобразие, чему учите детей — пьянство, убийства, кровь, скелеты какие-то…», «романтизируете морской бандитизм…», «восхваляете авантюристов и дух лёгкой наживы…», «кошмар, когда ребёнок убивает человека, пускай и пирата…» и т.д. и т.п.

Первая публикация нового литературного произведения в журнале была завершена в январе 1882 года и, понятное дело, несмотря на восторг читающей молодёжи, не принесла писателю капитану Джорджу Норту успеха.

Но капитан был дьявольски упрям и верил в свою литературно-путеводную звезду. В ноябре 1883 года в Великобритании вышел в свет уже в виде книги роман «Остров сокровищ» — тот самый, о котором ныне знает, наверное, каждый человек на свете. Его автор родом из Эдинбурга впервые подписался своим подлинным именем — Роберт Льюис Стивенсон (полное имя Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон)…

…Прежде чем продолжить, а ну-ка, якорь мне в глотку, штурман, курс — на несколько миль-лет назад.

Вначале была карта
Сочинить роман о пиратах и морских приключениях Стивенсон задумывал давно. И пробовал осуществить эту «авантюрную экспедицию». Начинал писать. Бросал. Снова начинал… Однако ничего путного не выходило — не было какой-то «изюминки», «стержня». И вот однажды Роберт увидел, как его 10-летний пасынок Ллойд, сынишка его жены Фанни (Стивенсон женился на разведённой американке — художнице Фанни Осборн, имеющей двоих детей) рисовал какую-то карту.

Стивенсон заинтересовался увиденным и вскоре оба с азартом принялись дорисовывать «настоящую» «пиратскую» карту острова, где лежат сокровища. Уже на следующий месяц — это был сентябрь 1881 года Роберт Льюис, вдохновлённый картой, с энтузиазмом взялся за написание романа, который, кстати, поначалу назвал было как «Судовой повар» (в честь одного из главных героев произведения — хитроумного двуличного одноногого пирата Джона Сильвера, устроившегося на шхуну «Испаньола» в качестве кока). Но вскоре название было изменено на более броское и соответствующее сюжету — «Остров сокровищ». Написанное автор тут же читал своим родным. Порой это помогало в творческих поисках. Так именно отец писателя, Томас Стивенсон, знавший, кстати, определённый толк в морском деле (был инженером, специалистом по маякам) предложил сыну идею ввести в книгу теперь уже легендарный сундук другого знаменитого персонажа романа — пирата Билла Бонса. Он же придумал сцену с бочкой яблок, сидя в которой юнга Джим Хокинс случайно подслушал разговор о готовящемся захвате пиратами «Испаньолы»....

Но теперь, гром и молния, нашу шхуну на прежний курс — вперёд!

Бешеный успех
Первый тираж книги, правда, разошёлся не сразу, но второй и третий тиражи «Острова сокровищ», с богатыми иллюстрациями-гравюрами произвели во всём читающем мире эффект разорвавшейся бомбы… нет… пиратского ядра! Стивенсон приобрёл кипучую, подобно горячему пиратскому грогу, всемирную славу, а его книга моментально стала (и остаётся спустя 140 лет) образцом классического приключенческого романа.

Остров-сокровищный факт. На русский язык книга была впервые переведена в 1886 году!

…О-оо! Тысяча морских чертей! Наконец-то мы, кажется, выбираемся на кино-морские просторы! Эй, синескоп-штурман, якорь тебе в ухо, держи направление…

Бороздя киноэкранные моря
Лихо закрученный сюжет, сногсшибательные приключения на море и суше, а также череда ярчайших персонажей, с таким мастерством описанных Стивенсоном, более полувека ожидали тех, кто сможет их сделать ещё более зримыми, причём в прямом смысле. И они дождались. Первыми рванули за сокровищами пирата Флинта в 1934 году американцы — команда во главе с капитаном-режиссёром Виктором Флемингом. Фильм, не слишком отличавшийся от сюжета романа, был принят зрителями «на ура», раскуплен десятками стран, а на родине, при бюджете 850  000 долларов (солидная по тем временам сумма) собрал 2 274 000.

Вторым на «Остров сокровищ» отправился СССР. В 1937-м советская «Испаньола» под командованием Владимира Вайнштока («Дети капитана Гранта» 1936, вестерны — «Всадник без головы» 1972, «Вооружён и очень опасен» 1977) успешно бороздила киноморские воды, при этом местами весьма вольно обойдясь с некоторыми частями сюжета романа Стивенсона и отчасти главными героями. Так, юнга Джим оказался переодетой девушкой Дженни (актриса Клавдия Пугачёва), доктор Ливси (Михаил Царёв) сменил фамилию на Лайвеси. Главной же целью положительных героев фильма было не личное обогащение пиратскими сокровищами, а покупка на оные оружия и передача его ирландским повстанцам, восставшим против английского владычества…

В общей сложности «Остров сокровищ» был экранизирован «чёртову дюжину» раз — 13, включая советскую 3-серийную телевизионную версию романа от 1982 года режиссёра Владимира Воробьёва с Олегом Борисовым в роли Окорока — одноногого судового повара и одноимённый комедийно-приключенческо-музыкальный многосерийный мультфильм Д. Черкасского от 1988-го.

Также на основе идей Р. Стивенсона в США был создан сериал (4 сезона, 2014-17 гг. реж. Н. Маршалл и С. Миллер) «Чёрные паруса», в котором происходили события, предшествующие тем, что описаны в «Острове сокровищ».

Эй, разрази меня гром! Что я вижу — на горизонте наша цель — Тот Самый Остров! Всё ближе… ближе… Вот и подходящая бухта! Спустить паруса. Якорь — за борт… Ходко дошли. Команде по чарке рома! А теперь, смирно! Штурман, тысяча чертей, давай-ка заводи свою главную историю о самой блестящей, как джентльмен на дублоне, экранизации романа сэра Стивенсона…

За новыми «Сокровищами»
В конце 1969 года на стол руководства киностудии имени Горького лёг сценарий, за исключением некоторых сцен, являющийся почти точной копией романа Роберта Льюиса Стивенсона, но почти идеально переведённый на киноязык. Авторами значились Эдгар Дубровский, за плечами которого уже был опыт написания сценариев для полнометражных картин: «Моабитская тетрадь» (1968), «Моё сердце в горах» (1968), «Седьмой спутник» (1967) и Евгений Фридман — как сценарист и режиссёр, дебютант в большом кино. Бывший художник декорационного цеха «Мосфильма», с детства захваченный морской и «пиратской» романтикой Фридман, в 1966 году закончивший обучение во ВГИКе на режиссёрском факультете, решил, что свою первую полнометражную ленту он сделает по своему любимому роману. Сценарист и режиссёр рассчитал всё правильно — первый «Остров сокровищ» от 1937 года был излишне «заполитизирован» и технически устарел, а юному советскому зрителю требовалось современное, остросюжетное приключенческое кино. Фридман убедил худсовет студии, что намерен сделать новый «Остров сокровищ» на «уровне мировых киностандартов», конкурентоспособный и даже опережающий по качеству продукт Голливуда.

Заявление Евгения было столь напористым, что сценарий «Острова» быстро подписали в производство и режиссёр принялся сколачивать творческую команду.

Главный джентльмен удачи
На роль одного из самых знаменитых персонажей романа — судового кока и главаря пиратов «Долговязого» Джона Сильвера режиссёр пригласил «богатырского» Бориса Андреева. Это, пожалуй, было единственное отклонение от облика героев произведения — в романе Сильвер длинный и худой, в фильме ниже ростом, более кряжистый и ещё более… двуличный, коварный, опасный. (Вышел ещё лучше, чем в книжке, разрази меня гром!)

Надо отметить, что Фридман получил от руководства студии «карт-бланш» с возможностью приглашать актёров с любых студий СССР, и…

…Эй, синескоп-штурман, а ну, тишина на палубе! Здесь всю эту прелюбопытную историю ставь пока на якорь. Всем попутного ветра!

Часть II

Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№21 (1661) // 19.05.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).