Памяти Георгия Данелии

Часть II


25 августа великому мастеру отечественного кино, сценаристу и режиссёру Георгию Николаевичу Данелии исполнилось  90! Сегодня, в эту юбилейную, круглую дату мы продолжаем серьёзный (и не очень) рассказ о жизни и приключениях, как он иногда себя называл, режиссёра-пацака и его кинотворениях. Итак…

Три «магические» тройки
…За окном стоял 1963 год, который стал особо знаковым для 33-летнего режиссёра,  размышляющего, о чём снять свой третий, после окончания Высших режиссёрских курсов в 1959-м, полнометражный фильм. Однажды к Георгию домой пришёл его давний друг — молодой сценарист Геннадий Шпаликов и прямо с порога восторженно заявил: «Гия (так звали Данелию друзья и близкие режиссёра), я ж тут сценарий придумал шикарный! Представляешь, проливной слепой дождь. Посреди улицы идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде и держит над девушкой зонт. Девушка уворачивается, а он всё едет за ней и улыбается... Нравится?» — «Да. И что дальше?», — спросил Гия. «Дальше? А дальше придумаем», — сказал Шпаликов. И придумали... 

Интересно, что будущая картина могла именоваться …«Верзилы» — именно такое рабочее название носил сценарий ленты, затем название было сменено на «Приятели» и лишь в финале написания он обзавёлся новым именем, известным ныне всякому зрителю.

Картина «Я шагаю по Москве» стала дебютом тогда ещё восходящих, молодых звёзд кино: 18-летнего Никиты Михалкова, Жени Стеблова. Никиту Данелии предложил его брат, Андрон. Режиссёр сначала засомневался: всё ещё почти подросток, не годится. Однако когда заявился на съёмочную площадку этакий верзила ростом выше самого режиссёра, часть сомнений отпала. Но потом Никита вдруг начал нахально выдвигать финансовые требования: со скромного гонорара начинающего актёра в 8 рублей за смену хотел сразу по высокой категории размером в 25 рублей — ведь он играет главного героя. Тогда Шпаликов с Данелией решили от юного корыстолюбца отказаться. И вдруг скупая слеза поползла по лицу Никиты, стал просить оставить его — это опытный Андрон подучил младшего брата, как побольше заработать денег. Оставили. Впоследствии не пожалели.

Изобретатель жанра
На следующий год, когда картину, незадолго до премьеры 11 апреля, показали приёмочной комиссии Госкино,  там удивились: «Непонятно о чём фильм». «Ну, это комедия», — ответили авторы — Данелия со Шпаликовым. «Ну, ладно… А почему тогда не смешно?». Находчивый режиссёр немедленно выкрутился: «А потому что лирическая комедия». Вот так с лёгкой руки Георгия Данелии в 1964 году впервые на свет божий появился такой жанр художественного кино как «лирическая комедия», до этого «исторического» момента в анналах мирового кинематографа такое определение просто не существовало.

Режиссёр — «лакировщик»
«Я шагаю по Москве» в 1964 году восприняли по-разному. Он вышел не очень вовремя. Как раз начиналась идеологическая борьба Хрущёва с интеллигенцией, которая, по его мнению, подсматривала жизнь из подворотни или с помойки. Вождь ждал позитивных произведений. И вот сразу же после его речи на эту тему появляется фильм. Вся левая интеллигенция тут же обвинила Данелию в угодничестве и лакировке, поскольку в картине всё было «легко, весело, люди были чрезвычайно доброжелательны, а действительность сияла бесконечным счастьем созидания родной страны». Впрочем, «лакировку действительности» Данелия с особым шиком компенсировал спустя 11 лет в своём знаменитом, самом кассовом фильме «Афоня».

Забегая вперёд… «Вы спали с сантехником»?
Режиссёр всегда старался, чтобы его картины были очень разными. На роль алкогольно-философско-оптимистического слесаря-сантехника пробовалось три кандидатуры — один популярный польский актёр, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлёв. Данелия остановился на Куравлёве. И не ошибся. Ему хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели его Афоню, а пожалели. Режиссёр даже слегка перестарался. Герой получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жён пьющих работяг. Особенно запомнилось Данелии одно, в нём дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссёр, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?». В ответном письме Данелия сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.

Зуб-история с точки зрения генерала
Но вернёмся в 1960-е. После «Москвы» Данелия заинтересовался похождениями феноменального человека Ивана Сергеевича Травкина, предположительно жителя планеты Марс, имевшего во рту 33 зуба. Несмотря на участие в фильме целого «звёздного косяка» — Леонова, Крамарова, Невинного, Мкртчана, Мордюковой, Чуриковой и т.д. сразу после выхода на экраны ненаучно-фантастической (так значилось в титрах) ленты «Тридцать три», начались проблемы. Цензура сочла этот фильм идеологически вредным и запретила. (Запрет длился вплоть до 1980 года). Однажды Евгений Леонов встретил в поезде помощника министра культуры, который сказал, что: «дико хохотал «животным» хохотом», когда смотрел фильм. «Но зачем же было запрещать?», — удивился Леонов. «Э-э, милый мой, одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное — как генерал!», — ответил чиновник.

Памятник марсианину
Во время съёмок фильма «Тридцать три» случился курьёзный случай. Киногруппа привезла в Ростов-Ярославский (где происходила часть съёмок картины) памятник-бюст Леонова из папье-маше, смотрящего в небо. На постаменте написали «Травкин Иван Сергеевич, образцовый семьянин», поставили памятник на привокзальной площади, рядом соорудили временную трибуну, положили ковровую дорожку, вокруг поставили пионеров в красных галстуках, а на трибуну поднялись актёры Авдюшко, Мордюкова, Чурикова и другие, стали ждать поезда, а когда тот прибыл, вышли ...вполне реальные пассажиры! А Мордюкова стала толкать речь о том, каким был улетевший на планету Марс, главный герой фильма, Иван Сергеевич Травкин, образцовым семьянином и выдающимся спортсменом-рыболовом. Пассажиры подошли к трибуне и стали слушать, а режиссёру только того и надо было, поскольку в таком маленьком городе, как Ростов-Ярославский массовку собрать было очень сложно. Некоторые пассажиры даже восклицали: «Надо же, как товарищ Травкин на актёра Леонова похож!». Однако, самое забавное то, что вернувшись спустя неделю, Данелия обнаружил, что возле памятника уже разбит газон, а когда режиссёр спросил у пожилого рабочего, красившего ограду вокруг бюста Леонова: «Кому памятник, дед?» - «Травкину Ивану Сергеевичу». «А кто это? За что ему такая честь?». На что работяга ответил с прямолинейностью: «А за то, что не блядун был». Местное начальство решило: раз москвичи поставили памятник, торжественно открыли его, и речь говорить приехала сама Нонна Мордюкова, значит — так надо. И выделили из бюджета средства на его благоустройство. Так Леонов-Травкин и стоял на привокзальной площади, пока папье-маше не развалилось.

…Несмотря на первичные и весьма приличные кассовые сборы, полученные всего в две недели проката (с 22 апреля по 6 мая 1965) ненаучно-фантастическая картина принесла Данелии немало вышеупомянутых неприятностей с цензурой. Режиссёр даже посчитал её своей неудачей и вообще с инопланетными темами решил больше не связываться.  К счастью, время показало, что он ошибался.

Забегая вперёд… «Ку!» и президент США
Однажды, уже в 2010-х годах одна российская журналистка брала интервью у сестры Барака Обамы — Майи. Журналистка поинтересовалась: «Что ваш брат знал про Россию до того, как стал президентом?» Сестра ответила: «В доме родителей была русская кассета с каким-то идиотским фильмом, который он смотрел бесконечно. Потом на все вопросы Барак отвечал: «Ку!»

Талисманы режиссёра
А вот 1969-й принёс режиссёру новый успех — трагикомедию «Не горюй!» по мотивам романа Клода Тилье, «Мой дядя Бенжамен». Впервые на киноэкране появился темпераментный солист популярного ВИА «Орэра» Вахтанг Кикабидзе, да ещё сразу в главной роли. После чего усатый джигит стал просто суперпопулярным. По признанию Георгия Данелия, самыми любимыми артистами для него всегда являлись Евгений Леонов и Вахтанг Кикабидзе. Особенно Евгений Павлович.

В общей сложности Леонов снялся в десяти фильмах Данелии, где едва ли не каждый из них стал шедевром отечественного кинематографа. В половине из этих картин звучит русская народная песня «На речке, на речке, та том бережочке...» — одна из любимых Евгения Леонова, которую он впервые напел именно в фильме «Тридцать три». С тех пор и сам актёр, и песня стали, по признанию самого Г. Данелии,  для него настоящим творческим талисманом.

«Если Женю я мог снимать во всех фильмах, то Бубу — нет. Кого бы он мог сыграть в «Афоне»? А вот в «Мимино» роль Валико была написана специально на него», —рассказывал режиссёр.

Терапия по-леоновски
Будучи на съёмках фильма «Не горюй!». Георгий Данелия решил навестить больного родственника и позвал с собой Евгения Павловича. Врач привёл их в палату, родственник Данелии, когда увидел Леонова, расцвёл, даже порозовел. И соседи родственника по палате кардиологии расцвели. Смотрят на Евгения и улыбаются, Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил: «Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдём в реанимацию. На минутку. Там очень тяжёлые больные, пусть и на вас посмотрят». Зашли в реанимацию. Та же реакция. И тогда врач взмолился: «Товарищ Леонов, давайте обойдём всех! Ведь сердце — это очень серьёзно, а вы лучше любой терапии на них действуете!»

…В 1977-м, после сдачи «Мимино» в Госкино, картину не разрешили везти за рубеж на фестиваль. Запретили! Почему? Об этом и не только при следующей нашей встрече!


Все материалы рубрики "Синескоп"



 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№34 (1622) // 18.08.2020 г.




Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).