Парк императрицы Цыси в Пекине

В эти дни многие страны мира отмечают День заповедников и национальных парков - Марш парков


Наш рассказ пойдёт о парковом комплексе, находящемся в западном пригороде столицы соседнего государства – Китая. Есть в Пекине замечательное местечко – всемирно известный парк императрицы Цыси. Подобных ему едва ли можно найти. В 1998 году он был внесён в Реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Чем же он так примечателен? 

Пройдя мимо львов через входные резные ворота, словно попадаешь в сказочное царство. Сразу начинают удивлять своеобразное мастерство строителей и зодчих прошлых веков Китая, основанное на многовековом опыте, высокое качество работ, жизнерадостность, неразрывное слияние с окружающей природой. Приёмы, характерные, наверное, только для парков Китая, хорошо видны в планировке и архитектуре дворцово-паркового ансамбля «Сад сохранения гармонии».

С XV века он в разные времена расцветал, приходил в упадок, его расхищали, оскверняли. Восстановленный в начале XX века по желанию и высочайшему повелению императрицы Цыси, он прекрасно сохранился до нашего времени. Площадь парка около 300 гектаров.

Центром парковой композиции является ансамбль на горе «Холм долголетия» с дворцом, а под горой – «Большое светлое озеро». Водная гладь составляет три четверти всей территории. По обеим сторонам холма и на равнинных участках расположено множество разнообразных архитектурных памятников. Озеро делится на несколько водоёмов, которые украшают острова и дамбы с мостами. Водоёмам отводится особая роль. Они, как правило, искусственного происхождения. Берега их сильно изрезаны, что визуально увеличивает объёмы и обогащает перспективу. На западном берегу заднего озера находится Мраморная Ладья, построенная в 1755 году для чайного павильона. Здесь и сейчас можно выпить чашку чая или кофе.


Мраморная Ладья

Архитектурные сооружения подчас совсем незаметно переходят из одного в другое, открывая гуляющей публике неожиданные ракурсы на комплексы дворцов, храмов с уютными садиками. В парке всё подчинено общему замыслу, всё едино и взаимосвязано. Это не случайно, ведь с древнейших времён китайцы ощущали себя в нерасторжимом единстве с природой, считая основой мироздания великую троицу – небо, землю и человека. Парковые ансамбли всегда создавались с учётом этих концепций.

Особую, неповторимую красоту парку придают разнообразные камни. Чаще всего, они имеют причудливые, порой невероятно удивительные формы, в которые превратились красные и серые известняки, пролежавшие в воде сто лет и более. В парке много деревьев и декоративных кустарников. Причём даже на территории храма, во дворце, можно встретить затейливые формы растений в каменных или деревянных чашах. Их место в пространстве открытых дворцов, окружённых со всех сторон галереями и колоннами, выбрано безошибочно точно.

В парковом ансамбле выделяется галерея под двускатной кровлей, протянувшаяся с востока на запад по берегу озера на 700 метров. Это величественное сооружение занесено в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор».


Самая длинная в мире расписная галерея

Галерея объединяет отдельные сооружения и чрезвычайно декоративна. Отлично вписывается в пейзаж, вдоль неё располагаются уютные беседки, причудливые переходы соединяют её с павильонами и террасами с поэтическими названиями: «Павильон, где останавливаются волны», или «Беседка застывшей красоты». На торговой улице – множество магазинчиков и кафе, где готовят очень вкусные блюда.


Музыкальный павильон


Торговая улица Сучжоу

Наиболее важной частью архитектурного ансамбля является дворцовый комплекс, о котором было сказано вначале. Начинаясь у берега озера парадными выездными воротами, похожими на триумфальную арку, он завершается на самой вершине горы красивейшим храмом. В парке насчитывается более 500 различных построек. Все они ориентированы по сторонам света, большей частью на юг, что придаёт парковому комплексу лаконичность и чёткость. С горы открывается совершенно удивительный вид на озеро, на остров с храмом, на шедевр архитектурного искусства – каменный арочный «Мост семнадцати пролётов» длиной в 150 метров, один из красивейших мостов в Китае.


«Мост семнадцати пролётов»

Зимой, когда поверхность водоёма покрывает лёд, он превращается в замечательный крытый каток. Со смотровой площадки можно рассмотреть крохотные фигурки катающихся людей. Смотришь с этой высоты, и возникает ощущение лёгкости и свободы, как будто паришь над всей этой красотой. В названиях отдельных объектов есть что-то завораживающее, мистическое: «Мост нефритового пояса», «Зал рассеянных облаков», «Павильон созерцания озера», «Дворец заоблачных высей», «Сад добродетели и гармонии», «Храм безмятежного спокойствия», «Зал песен иволги», «Сад чистых волн», «Пагода многих сокровищ», «Павильон всеохватывающего обзора» и т.д.


«Дворец заоблачных высей»


Двор возле «Зала песен иволги»

Парк украшен каменными и бронзовыми изваяниями животных и птиц. Скульптуры установлены на невысоких каменных постаментах, а на стенах дворцов и в садах развешаны многочисленные птицы из бронзы в клетках. Крыши всех сооружений покрыты черепицей. Рёбра скатов украшены фигурками святых, мифических животных и птиц, олицетворяющих добрых духов, которые защищают здание от злых сил. Концы конька крыши завершают изображения головы дракона, которые в зависимости от величины построек достигают иногда довольно значительных размеров.

В архитектуре Китая основными цветами являются: красный, жёлтый, зелёный, синий, каждый из которых – символ. Зелёный и голубой – вечный мир и покой, белый – чистота, согласие, жёлтый – сила, величие, могущество, красный – счастье. По цвету крыши над постройкой можно было определить место, занимаемое хозяином в обществе. Так, например, крыши императорских дворцов украшались жёлтой, жилищ высоких чиновников – зелёной, а мелких служащих – серой черепицей.  В тёплое время года в зеркальной поверхности воды отражается причудливая вязь строений, пагод, деревьев и плавно проплывающих над ними облаков. Замечательный парковый комплекс императрицы Цыси навсегда остаётся в воспоминаниях тех, кто хоть раз побывал здесь.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Людмила Арзамасцева
Фото из интернета

«Читинское обозрение»
№17 (1605) // 22.04.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).