Главный кинокосмический

Часть II


Часть I

Он показал захватывающую дорогу к звёздам… «Королёв» кинокосмоса — Главный космический конструктор — режиссёр, оператор, сценарист и писатель Павел Владимирович Клушанцев! Сегодня мы продолжаем «полёт» по удивительной жизни скромного советского гения мировых космических киночудес Павла Клушанцева. Команда «Зажигание!» уже отдана… Грохочут двигатели, изрыгая реактивную мощь беснующейся плазмы… Предварительная!... Промежуточная!... Главная…

Подъём!
Невероятная дорога к звёздам. В 1957 году, одновременно со стартом первого Спутника, на экранах стартовал новый фильм, ставший знаковым в мировом фантастическом кино — «Дорога к звёздам». Научно-популярный и художественный в «одном флаконе». Потрясение зрителей было гораздо сильнее, чем от предыдущих работ Клушанцева. Четверть экранного времени лента была научно-популярной и рассказывала об основоположнике космонавтики К.Э. Циолковском и принципах космического полёта. Остальное занял потрясающий показ первого, тогда ещё фантастического полёта человека (трое) в космос и иллюстрация будущего космонавтики. Клушанцев сделал такое, что кичливый Голливуд вошёл в состояние ступора, впрочем, как и зрители множества стран, закупивших эту картину. И вновь представители некоторых западных СМИ начали истерию под впечатлением увиденного, принимая некоторые сцены за… документальные: «Русские уже начали пилотируемые полёты, построили громадную обитаемую орбитальную станцию, высадились на Луне и соорудили там базы!». Настолько всё, что происходило в «Дороге к звёздам», было реально и очевидно. О невесомости отдельная «песнь»: космонавты в космическом корабле парили в невесомости и свободно разгуливали по стенам и потолку командного модуля корабля, а в открытом космосе парили и кувыркались в любом положении. В любом! Не было даже намёка на какие-либо подвески. Смотреть на это даже в 21 киновеке немного жутковато — никаких компьютерных спецэффектов, а они... летают. А в 1957 году это был самый настоящий визуальный шок!

На советского режиссёра обрушилась лавина писем и звонков как от рядовых зрителей, так и от целой армии кинематографистов всего мира. КАКИМ ОБРАЗОМ? Павел Владимирович почти десять лет помалкивал, но, в конце концов, поделился секретом, который крылся в специальном, разработанном им самим, способе расположения камер в декорациях, а также заключался в особой системе расположения подвесных систем, когда актёр с надетым под костюм (скафандр) корсетом перекрывал своим телом тросы (см. схему-иллюстрацию).

Без «Дороги» немыслима «Одиссея». «Дорогу к звёздам» закупило свыше 130 стран. Увидел эту картину тогда ещё не слишком известный Стэнли Кубрик. Восхищённый мастерством русского режиссёра, через 11 лет в своей знаменитой «Космической одиссее 2001 года» он применил именно клушанцевский «эффект невесомости». Кроме того, целые мизансцены из фильма Клушанцева прямиком перекочевали в эпическую «Одиссею» Кубрика (см. иллюстрацию). Много позже в одном из интервью культовый режиссёр заявил, что: «...Без «Дороги к звёздам» не было бы и «Космической одиссеи», эта картина была бы немыслима без неё, поскольку именно мистер Клушанцев подсказал многие технические находки для моего фильма и вдохновил меня».

…Полёт проходит нормально!
На Венеру!.. Через «тернии». В 1959 году у Павла Владимировича, окрылённого грандиозным успехом научно-популярной фантастической «Дороги к звёздам», родилась идея поставить уже художественную научно-фантастическую картину о советско-американской (!) экспедиции на Венеру (в первом варианте сценария — на Луну). Минуя многочисленные административные и технические «тернии», режиссёр-документалист, популяризатор вновь вырвался «к звёздам», точней — к планете.

К «Планете бурь», премьера которой состоялась всего через двое суток после исторического гагаринского старта, 14 апреля 1961 года, и вызвала такую же бурю эмоций у миллионов зрителей, горящих воистину космическим энтузиазмом. Некоторые просчёты режиссёра при работе с актёрами с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия. Погибшая экспедиция, загадка древней венерианской цивилизации, цветок-каннибал, едва не сожравший одного из космонавтов, сражение с ящероподобными тварями, динозавр, птеродактиль, извержение венерианского вулкана, экспедиционный планетоход на воздушной подушке и, наконец, робот Железный Джон. При показах фильма в США объектом особой зависти голливудских кинодеятелей стал самый настоящий шарнирный робот-трансформер — (см. иллюстрацию в правом нижнему углу страницы). Всё это — «Планета бурь» — сенсационная картина, которую можно обозначить современным понятием «блокбастер».

Факт об «обратной» стороне Планеты бурь. В Штатах в картину советского кинофантаста вцепились мёртвой хваткой. Американцы, в конце концов, её просто присвоили (похитили, украли) и выдали за… свою! Она была дважды (!) перемонтирована и дважды (!) под названиями «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), была выпущена в прокат США и целого ряда «недружественных» СССР стран. Здесь крутились крупные, «космических» масштабов, деньги. Что касается русских фамилий, оставшихся в титрах, то они были заменены на англосаксонские и немецкие.

По курсу — Луна и Марс
Сквозь нештатные «критические» ситуации и далее… В СССР же, несмотря на зрительский ажиотаж, критика немедленно открыла шквальный огонь по «Планете бурь» и его создателю на тему «низкой художественной ценности» и «никудышной режиссуры». Видя разъярённость киночиновников, Клушанцев с той поры зарёкся снимать художественные фильмы и вернулся к своему любимому научно-популярному кино. Режиссёром-фантастом было снято свыше сотни картин, включая самые известные «Луна» (1965) и «Марс» (1968), изготовленные по фирменному клушанцевскому «рецепту» — с роскошными спецэффектами и игровыми сценами высадки экспедиций на планеты и созданием долговременных поселений-городов.

Юным космонавтам СССР. В 1960-х годах Клушанцев вернулся к своей юношеской мечте — стал писателем, но не совсем фантастом, скорей «космическим реалистом», «звёздным популяризатором». Замечательные, превосходно иллюстрированные книги «Станция Луна», «К другим планетам», «О чём рассказал телескоп», «Дом на орбите», «Отзовитесь, марсиане» и др. были предназначены будущим советским покорителям космоса, а ныне школьникам младших и средних классов. Дар популяризатора астрономии и космонавтики прочно и на всю жизнь «заразил» звёздной романтикой сотни тысяч юных граждан СССР, включая автора этих строк (в моей домашней библиотечке до сих пор, с самого школьного детства бережно хранится пара книг писателя Клушанцева).

В 1970 году Павлу Владимировичу присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли. В 1980-х мастера начало подводить здоровье, и он был вынужден уйти из кино. О Клушанцеве в отечественном кинематографе как-то сразу забыли. 

…Вижу Землю и звёзды!
...А Голливуд помнит, а Лукас знает... Что же касается мировой фабрики грёз, то его служители никогда не страдали забывчивостью. Так, известный специалист в области экранных трюков («Чужие», «Бездна», «Терминатор 2: Судный день», «Марс атакует!», «Люди Икс 2» и т.д.) и кинокритик, лауреат премии «Оскар» Роберт Скотак не единожды специально приезжал в Россию, чтобы расспросить Клушанцева о секретах его уникальных съёмок.

«За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их», — сетовал журнал «Американский кинооператор», в 1996 году посвятивший 85-летию русского режиссёра два выпуска подряд. В самом начале грандиозного культового проекта «Звёздные войны» его автор, режиссёр Джордж Лукас специально приехал в Ленинград за консультациями к отцу современного фантастического кино. В поисках адреса мастера Лукас обратился в министерство кинематографии СССР. «А кто это — Клушанцев?», — спросили недоумённо чиновники. Их память оказалась слишком короткой. Слишком! Предтеча всего современного мирового «космического» кинематографа, известный во всём мире режиссёр и оператор, признанный мастер фантастических спецэффектов, почти полностью ослеп. До конца жизни он оставался в полной нищете, в лихие 90-е ютился с женой в тесной коммунальной квартирке. Откуда и ушёл из мира Земли 27 апреля 1999 года в иное, «космическое» Запредельное.

P.S. Per Aspera Ad Astra. Что ж, не зря говорят: «Нет пророка в своём отечестве». Однако память и чудо кинематографа, неподвластного времени, дают нам, русским, шанс «реабилитироваться» перед незаслуженно забытыми гениями. Ныне возможности всемирной «паутины» способны донести до нас сквозь время звёздные миры Главного кинокосмического конструктора киновселенских трасс — Павла Клушанцева, ибо он, великий мечтатель, твёрдо знал и верил в истину-девиз: Рer Aspera Ad Astra — Через тернии к звёздам! 

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№16 (1656) // 14.04.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).