Сверим наши часы

Профессиональный стандарт педагога обсуждали на педагогическом совете работников образования Читы


О требовании федерального масштаба – профессиональном стандарте педагога – спорят много. Есть те, кто утверждает: разве творческую учительскую мысль можно загонять в рамки, связывать путами? «Да, речь о границах. Но границах… для творчества!» – убеждён глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалёв. Выше требований профессионального стандарта – пожалуйста, ниже – нельзя. Как этого добиться, из каких слагаемых состоит этот стандарт, в течение двух дней рассуждали, спорили, делились опытом педагоги Читы на августовском городском педсовете.

Учась у коллег 
Среди современных учеников немало ребят, для которых чтение книг – каждодневная потребность, зов души. Но много и тех, для кого жажду обращения к «живой» книге перечеркнул компьютер. О чём бы ни рассуждали учителя русского языка и литературы в работе своей секции, неизменно говорили о том, что нужно сделать, как преподавать, чтобы литература, сила русского языка по-прежнему играли важную роль в становлении и развитии юных горожан. 

Монолог учителя в изучении новой темы урока уходит в прошлое, всё чаще педагоги вовлекают ребят в самостоятельную исследовательскую деятельность, о чём, например, говорили учитель средней школы №8 Ирина Писаренко, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы средней школы №30 Ольга Маниковская. По словам Ольги Вадимовны, приходится очень много готовиться к каждому уроку, поскольку важны знания не только из области филологии:

– Литература – учебник жизни. А жизнь – это философия. А философия невозможна без психологии. Вместе всё это – культура человека, которую и воспитывает в человеке литература. 

Педагог средней школы №1 Ольга Цыренжапова опирается в работе на методику «кейса», разработанную в Гарвардском университете в преподавании экономических и финансовых дисциплин: ученик как будто вскрывает кейс с проблемами, которые содержатся в том или ином произведении, сам учится находить их, анализировать, предлагает свой вариант решения проблемы, делает выводы из тех, что предлагает сам писатель.

– В произведении Стивена Кинга «Низкие люди в жёлтых плащах» один из героев говорит другому: «Книга должна быть как неизведанная земля. Приступай к ней как к изучению карт и составь свою собственную карту». Этим правилом должны руководствоваться все учителя русского языка и литературы, – говорит Ольга Баторовна. 

Представители дошкольного образования также обсуждали слагаемые профессионального стандарта педагога. Важно создавать благоприятные всесторонние условия для развития ребёнка. Педагог-психолог ДОУ №16 Василина Маркова, например, рассказала о своём опыте использовании цветов для понимания ребёнка того, что можно, а что нельзя. Руководители муниципальных образовательных учреждений во время работы своей секции разделились на шесть команд, каждая их которых представила свои варианты решения того или иного аспекта обозначенной темы «Профессиональный стандарт педагога».



Каковы тонкости работы с одаренными учёниками и с детьми с ограниченными возможностями, какими должны быть здоровье сберегающие технологии и спортивная жизнь школьников, в чём новые концептуальные особенности в преподавании того или иного предмета, кто может и должен помогать становлению молодого педагога – спектр обсуждаемых тем во время работы 21 секции был широк, учтены были все аспекты работы представителей системы образования города. 



Декан психолого-педагогического факультета ЗабГУ, профессор Татьяна Клименко во время пленарного заседания отметила: любой творческий поиск педагога будет безуспешен, если не учитывать в педагогической работе особенности так называемого поколения «z» – тех, кому сегодня нет 14-15 лет. Ко времени расцвета их трудоспособного возраста от них потребуются среди других качеств умение работать в команде, управлять своим временем, искусство трудиться на стыке нескольких профессий. Все эти навыки уже сегодня должны обретать дети благодаря своим учителям. По убеждению Татьяны Константиновны, важно уже с дошкольного возраста вести занятия по профориентации, чтобы уже к выпускному периоду в школе человек мог с полным осознанием своих сил и интересов знать, кем он хочет быть. 
– Для этого стоит подумать и о возрождении учебно-производственных комбинатов, – подчеркнула она.

Системе образования – главное внимание
Говоря о том, что муниципальная система образования для Думы и администрации города – неизменный приоритет, глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалёв подтвердил это цифрами, доказывающими, что бюджет городского округа на две трети ориентирован на муниципальную систему образования. Увеличились расходы в расчёте на одного ученика и одного воспитанника, компенсация родителям части платы за содержание ребёнка в образовательных учреждениях. В первом полугодии 2016 года благодаря краевому и муниципальному бюджетам бесплатно в школах города питались 1602 человека из малообеспеченных семей. Благодаря направленным из краевого бюджета средствам 4500 детей отдохнули в 2015 году в оздоровительных лагерях. На организацию деятельности 46 трудовых бригад в 2016 году из бюджета было выделено на 20,7% средств больше, чем в 2015-м. За 2013-2016 годы на капитальный и текущий ремонт объектов образования было направлено 208,987 млн рублей.

На выполнение муниципальных заданий по предоставлению образовательных услуг общего, дошкольного и дополнительного образования в 2015 году выделено в дошкольном образовании 1 млрд 383 млн рублей, в том числе за счёт городского бюджета – 462,887 млн рублей, в общем образовании – 2 млрд 806 млн рублей, в дополнительном образовании – 115 млн 823 тыс. рублей.

– Это значительные финансовые и материальные ресурсы, и требуется рачительный подход к их использованию, – подчеркнул Анатолий Михалёв. – Прежде всего, они должны приносить социальный эффект – в виде комфортных условий проживания ребёнка в школе, в детском саду, реализации им своей «траектории успеха», высокого качества образования. 

Не всегда это получается. Так, например, по данным анкетного онлайн-опроса старшеклассников в 2016 году, 33% детей вынуждены обращаться к репетиторам при подготовке к ГИА, 38% сотрудничают с репетиторами постоянно. Только 45% детей утвердительно отвечают на вопрос «Можете ли вы сказать, что моя школа лучшая в районе?», 24% – ответили отрицательно, 27% – затруднились ответить. 48% школьников отрицательно ответили на вопрос «В вашей школе любой ученик может найти для себя подходящий кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов?», только 31% – ответили положительно, 17% – затруднились ответить. По итогам ГИА в 9-х классах в 11-ти школах города от 15% до 45% учащихся не справились с заданиями выпускного экзамена. 

Ответить на вызов демографии
Как заметил Анатолий Дмитриевич, по данным органов статистики в 2015 году численность населения в городе возросла на 3620 человек и на 1 января 2016 года составила 343 тысяч 549 человек. В первом квартале 2016 года прирост составил 503 человек. Основной прирост – за счёт роста рождаемости и миграции населения из других регионов и районов Забайкальского края. В 2015 году в Чите родились 5207 детей (на 227 человек больше, чем в 2014 году), за январь-март 2016 года – 1204 человек. Прибыли в Читу в 2015 году – 11070 человек, за три месяца 2016 года – 1882 человек. За 2008-2016 год контингент учащихся в школах города вырос на 7504 человек.

– Мы имеем положительное сальдо миграции, – сказал Анатолий Дмитриевич. – Число прибывших в город превышает количество выбывших на 24,1%, и это объективная тенденция, которую необходимо учитывать, в том числе, в градостроительной и в образовательной политике. Поэтому актуальной является задача рационального функционирования сети образовательных учреждений, строительства новых детских садов и школ в городе. Только силами муниципалитета здесь не обойтись, нужна активная помощь региона – минтерразвития, минобразования Забайкальского края, активная позиция депутатов Законодательного собрания, представляющих город.

Судя по выступлению временно исполняющего обязанности заместителя председателя правительства края по социальным вопросам Сергея Чабана, есть надежда, что в решении озвученной Анатолием Михалёвым проблемы муниципальная власть найдёт реальную поддержку правительства края. Оправдаются ли эти надежды – покажут конкретные дела.

Взгляд в завтра
Подведя основные итоги минувшего учебного года, председатель комитета образования администрации Читы Оксана Кирик своё выступление посвятила актуальным проблемам развития образования, первый заместитель председателя комитета образования Марина Секержитская представила коллегам проект «Программы развития муниципальной системы общего образования на 2016-2021 годы». По итогам работы педагогического совета была принята резолюция. Завершающим аккордом двухдневной встречи работников образования стало награждение Почётными грамотами и благодарственными письмами лучших педагогов и руководителей муниципальных учреждений образования, выступление фолк-театра «Забайкалье». 

Глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалёв заметил:
– Такие августовские педсоветы – по сути, сверка часов, поиск ответов на вопросы: как дальше развиваться нашей системе образования, какова роль в этом и педагогов, и органов местного самоуправления, родителей, учеников. Думаю, эти задачи большой педагогический совет выполнил. Часы сверены, цели поставлены, всем работникам образования в их достижении желаю настойчивости и вдохновения!

Все материалы рубрики "Чита сегодня: подробности"

 


Лариса Семенкова
Фото автора

«Читинское обозрение»
№35 (1415) // 31.08.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).