Как Дядя Сэм воровал у СССР

Синексоп-расследование. Часть III


Часть I
Часть II

Кража, воровство, хищение... – это в миру. В кинематографе в определённых случаях подобные термины меняются на более мягкие, «толерантные»: «заимствование», «адаптация» и т.п. Но смысл, как ни крути, остаётся тем же... Сегодня мы продолжаем наше расследование малоизвестных страниц истории Голливуда, о которых он не любит вспоминать, ибо они несут в себе следы настоящего кинокриминала.

А пока предлагаю завершить «дело», начатое на прошлой нашей встрече, касающееся советского научно-фантастического фильма П. Клушанцева «Планета бурь» (1962), который американцы, купив у СССР за небольшую цену, дважды, с небольшими досъёмками, перемонтировали и дважды, выдавая за своё производство, выпустили в американский прокат. «Путешествие на доисторическую планету» (1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» («реж». П. Богданович, 1968). Последний – с особым финансовым успехом...
Теперь продолжим...

Дело №4. Космический «гоп-стоп»
Том 4-й. «Из русских – в американцы»


Чтобы окончательно присвоить себе то, что сделано советскими мастерами, американцы в случае с «Планетой бурь» провели беспрецедентный в истории мирового кино акт хищения – все имена и фамилии советских кинематографистов были либо удалены из титров, либо заменены на вымышленные англосаксонские (то же коснулось и имён персонажей)! Наглость заокеанского киноворья превзошла все границы. Сценаристом и режиссёром стал... нет, не Питер Богданович – бестия не стал светиться на публике и выбрал себе псевдоним – Томас Дерек.

Известные советские актёры и их персонажи стали: Георгий Жжёнов (инженер корабля «Сириус» Роман Бобров) – Куртом Боденом, а в «Путешествии на планету доисторических женщин» Жжёнов уже был актёром Мюрреем Джерардом.

Геннадий Вернов (радист «Сириуса» Алёша) – Робертом Чанталом, а во второй «адаптации» – актёром Элдо Романи и т.д.

Актрису Кюну Игратову, что исполнила роль Наташи, космонавта-исследователя, оставшегося на орбите на борту «Сириуса», американцы вырезали из «Доисторических женщин» полностью, а вместо неё сняли и вмонтировали сцены с актрисой Фэйт Домерг, которая стала доктором экспедиции Маршей Эванс...
Последствия для преступной стороны. Никаких последствий.

Дело №5. Русский трансформер

Советским киношникам и инженерам в «Планете бурь» удалось создать настоящую сенсацию – Железного Джона – разумного экспедиционного робота. Невиданного, по существу, первого в мире настоящего робота-трансформера!

«Джон» запросто работал в качестве лебёдки, тягача, крана, а заодно, по заявкам хозяев-людей «исполнял» джазовую музыку, а также в экстремальной ситуации даже давал им спасительные лекарственные препараты.

Выглядел Джон потрясающе «по-роботски»: могучий угловато-скруглённый торс (мог свободно вращаться независимо от нижних конечностей), мощные раздвижные «ноги» с раскладными «когтями»-фиксаторами, и ловкие манипуляторы («кисти рук» также могли вращаться независимо как от самих «рук», так и от торса). Говорил Джон сочным низким «роботским» голосом.

Шикарнейший двухметровый оригинальный шарнирный робот из «Планеты бурь» (и её «адаптированных» заокеанских версий) настолько понравился американским дельцам (а затем и других стран), что вскоре был скопирован в уменьшенном виде и был выпущен на рынок игрушек миллионными партиями! Огромнейшие прибыли хлынули в карманы фабрикантов игрушек. Ни о каких авторских правах на Железного Джона и отчислениях создателям знаменитого робота и речи не велось. Плевали американские (затем, западно-германские, японские и прочие) «бизнесмены» на эти права. И сегодня, спустя более уже полувека, детишки многих стран мира по-прежнему играют пусть с модифицированными, но всё с теми же роботами-трансформерами, не подозревая, что их любимые игрушки – прямые «потомки» Железного Джона, что был создан в СССР.

Пострадавшая сторона. Киночиновники СССР и ухом не повели, чтобы хоть как-то отреагировать на откровенное хищение советской интеллектуальной собственности американскими компаниями-производителями игрушек.
Причина: В СССР тогда было не принято зарабатывать на «сопутствующих товарах» из популярных фильмов.
Последствия для преступной стороны. Никаких последствий.

Дело №6. «Советский Дарт Вейдер и пр.»
Том 1-й «Железка» и «штурмовики» Кибальчиша


В 1966 году Евгений Шерстобитов, опытный режиссёр приключенческого кино («Сказка о Мальчише-Кибальчише», 1964), рискнул экранизировать знаменитый научно-фантастический роман Михаила Ефремова «Туманность Андромеды», переведённый на десятки языков мира. Киностудия им. Довженко выделила немалые средства и привлекла на главные роли звёзд советского кинематографа: Н. Крюкова, С. Столярова и Вию Артмане. В 1968 году вышла в прокат «Туманность Андромеды. Часть 1. «Пленники железной звезды» – именно таким было полное название картины.

Хотя фильм получился частично перегруженным коммунистической идеологией, и ему изрядно досталось от критики, зритель валом валил смотреть Землю будущего и приключения экипажа звездолёта «Тантра», высадившегося на мрачную планету с чёрным солнцем.

«Туманность Андромеды» раскупили немало стран, в том числе и США. И что уж совсем удивительно – американцы приобрели и «подрывной антибуржуазный» «боевик» Шерстобитова «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Оба фильма прошли с успехом в США

Через пару лет в СССР на главную киностудию Киева прибыла группа американцев, заметно высказывающих интерес к этим двум фильмам Шерстобитова. В «Сказке о Мальчише-Кибальчише» представителей Голливуда интересовали костюмы, сочетание цветов одежды, боевого снаряжения и строевой стиль «движения» солдат-буржуинов, в «Туманности Андромеды» – экспедиционный робот звездолёта «Тантра» и управление им. В группе американцев был 29-летний… Джордж Лукас. Тот самый! Хотя тогда и мало кому известный.

Спустя восемь лет вышла первая часть грандиозной эпопеи «Звёздные войны», где помимо чудес первых компьютерных спецэффектов и массы экзотических инопланетных персонажей, фигурировал необычный робот R2D2 – этакий интеллектуальный «пылесос». Поражала зрителей и необычная, ослепительно белая с чёрным форма и строевое передвижение отрядов имперских штурмовиков. И легендарного робота, и стиль солдат «буржуинов» , и офицеров Лукас (всё-таки признался) позаимствовал из фильмов Е. Шерстобитова, хотя и добавил свой «тюнинг» (см. фото).

Том 2-й «Дарт Ветер»
Одним из самых главных отрицательных героев «Звёздных войн» был зловещий командующий имперскими войсками галактики Дарт Вейдер – персонаж, одетый во всё чёрное и со страшной чёрной сверкающей металлической маской. Имя Дарта Вейдера быстро стало нарицательным во всём мире и олицетворяло Зло. Здесь автор трилогии Д. Лукас ещё во время написания сценария явно пошёл на поводу «холодной войны». Имя учёного и звездолётчика, одного из самых светлых образов героев «Туманности Андромеды» Дара Ветра (актёр Сергей Столяров) перекроил в тёмного Дарта Вейдера (см. фото).

Общее приложение ко всем «Делам»
С выходом на экраны мира «Звёздных войн» Голливуд начал обгонять советский кинематограф, ибо дельцы мировой «фабрики грёз» довольно скоро поняли, какие выгоды сулит внедрение возможностей компьютеров в кино. И всё же, несмотря на всё более мощные цифровые спецэффекты и их чудеса, американцы продолжали (и продолжают) использовать достижения и наработки советских мастеров. К примеру, Р. Скотт в своём знаменитом «Чужом» (1979) воспроизвёл ряд мизансцен из «Туманности Андромеды» (особенно эпизод с находкой инопланетного корабля на чужой планете). Д. Карпентер не скрывал, что в своём знаменитом «Нечто», снимая сцены с нападением внеземного пришельца на человека, использовал тот же метод, что и Клушанцев в «Планете бурь», где космонавта атакует гигантский плотоядный венерианский цветок. Стэнли Кубрик всегда говорил: «Если бы я не увидел советский фильм «Дорога к звёздам» (всё того же Клушанцева – прим. автора), не было бы «Космической одиссеи». Замечу, что 90% фильмов, где в целях достоверности не применялись компьютерные спецэффекты, в сценах с невесомостью и парящими в воздухе людьми использовался (и продолжает использоваться) метод съёмок советских кинематографистов.

Голливуд заимствовал у СССР и некоторые «инженерные» решения. В тех же первых «Звёздных войнах» один из главных героев – Люк Скайуокер, рассекает по полям, степям, пустыням родного Татуина на спидере – низколетающей «тачке» – полном аналоге вездехода из «Планеты бурь», только без верхнего защитного колпака. Из более современных примеров: в картине Р. Скотта «Прометей» (2012) астронавты пользуются скафандрами, явно похожими на те, которые носили космонавты из «Планеты бурь».

…Пусть СССР не получил тех сотен и сотен миллионов долларов, что в своё время так или иначе бессовестно украли у советских кинематографистов американские киножулики, у нас осталось то, что не измерить никакими деньгами – чистая совесть, правота и талант великих русских мастеров. Ну, а мировой «фабрике грёз» когда-нибудь всё же придётся ответить. Хотя бы морально...

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№49 (1533) // 05.12.2018 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Иннокентий 09:28 07.12.2018
Во время создания фильма "Кубанские казаки" колхозники Читинской области с голоду загибались, а, по-вашему, по-советски мы всю планету опередили в прогрессе. Может вам вернуть СССР на блюдечке с голубой каёмочкой?
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).