Эти весёло-золотоключные Бур-ра-тино приключения

Часть I


Эй, мальчишки и девчонки! Ура! Чувствуете? На горизонте вновь лето и несмотря ни на что - каникулы!.. «Это просто праздник какой-то!» – невероятно точно передаёт душевное мироощущение всякого школьника один из очень небритых героев популярного фильма, показ которого многие годы, особенно во времена СССР, непременно сопровождал (и сопровождает) каникулярные деньки. Блистательная классика советского кинематографа, музыкальная, поистине культовая сказка «Приключения Буратино», которой исполняется в этом году 45 лет. И сегодня, на пороге самого лучшего времени года, речь о ней. Итак… Крэкс! Пэкс! Фэкс!





Мульт о деревянненьком или..?

…Давным-давно, в конце осени 1973 года, в одной из командировок в столице житель Минска, мало кому известный режиссёр 33 лет от роду, Леонид Нечаев, за плечами которого был всего один фильм «Приключения в городе, которого нет», снятый на студии «Беларусьфильм», зашёл по своему командировочному делу в здание Госкино. В это время в одном из многочисленных кабинетов самого главного киношного учреждения СССР проходил худсовет по делам детского кинематографа. Один из членов совета, вышедший курнуть сигаретку в коридор, увидел своего знакомца Нечаева и затащил его в кабинет. Худсовет, глядя на свою ничего не подозревающую «жертву», предложил ей снять пятисерийный мультфильм по мотивам сказки А. Толстого о похождениях деревянного мальчишки Буратино.

«Вы, товарищ Нечаев, всё равно находитесь в простое. Тем более, что вы уже успели поработать в жанре детского кино, – заявил худсовет, – Так что беритесь-ка за деревянненького...».

Понятное дело, Нечаев начал отказываться, прежде всего, по той причине, что вообще никогда не имел дела с мультипликацией. Ситуацию «усугублял» ещё и тот факт, что картина была не какой-нибудь, а заказной, от Гостелерадио СССР (!), что ответственности прибавляло в несколько раз. Но Леонида, почти силком, всё же уговорили познакомиться со сценарием, который рассказывал о приключениях Буратино в... современности. Нечаева это вовсе не вдохновило. Он хотел отказаться ещё раз – уже окончательно, но в поезде, по дороге в Минск вдруг передумал. А вышло так: перечитав сценарий, режиссёр попросту вырвал страницы с первой и второй сериями и умудрился, сидя в купе, переработать эти две части в литературную основу двухсерийного музыкального телевизионного фильма «Приключения Буратино».

Текст – дело важное
На студии «Беларусьфильм», всегда относившейся к кинематографу для детей с энтузиазмом, сценарий, как и саму идею проекта, приняли сразу. Быстро согласилась с правками и автор первоначального сценария, драматург и писательница Ирина Веткина. Поскольку картина намечалась музыкальная, а потому все фонограммы должны были писаться заранее, Нечаев пригласил в состав группы быстро набирающего обороты, не побоюсь этого слова – гения киномузыки, молодого композитора Алексея Рыбникова.

Великолепные тексты песен, которые после выхода фильма распевали все дети (да и взрослые) СССР, также появились благодаря случаю. Дело в том, что поначалу Нечаев хотел работать с поэтом и бардом Юлием Кимом. Но он тогда был запрещён, или, как тогда говорили, «не рекомендован к эфиру». Тогда режиссёр обратился к другой поэтическо-музыкальной «звезде» – Окуджаве.

Сказать о том, что ему нужны песни для фильма, Нечаев сказал, а вот к какому сроку – не успел. А Булат Шалвович не знал, что песни нужны задолго до съёмок и уехал отдыхать под Ригу. Находившийся в Минске режиссёр выхлопотал себе командировку и бросился за ним в Прибалтику. «Приехал, договорился с дежурным, чтобы поселили в номере рядом с Окуджавой, и каждое утро, в 7 часов, колотил ему в стену. Будил, чтобы он садился писать, – вспоминал Леонид Нечаев. – И в столовой Дома отдыха нас рядом посадили. Окуджава уже видеть меня не мог». И однажды на третий или четвёртый день пребывания в Доме отдыха, Нечаев вдруг услышал, как в фойе поэт с гитарой вдохновенно и свирепо выдаёт: «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам...». В конце концов Окуджава так разошёлся, что написал все 15 песен к фильму. Однако многие из них оказались настолько серьёзно философски запутаны, что режиссёру пришлось от них отказаться, что жутко обидело Окуджаву. Вторую половину песен написал более «лёгкий» Юрий Энтин.

Нечаев отчаивается и наоборот
С первыми съёмками «Буратино» у Нечаева сразу всё как-то не заладилось. Да и как могло быть иначе, когда Госкино, по существу, навязал не слишком опытному режиссёру такой довольно сложный постановочный фильм.
Да ещё и актёры подкачали: команда подобралась очень слабая – дескать, «снимаем для детей сказочку,.. сойдёт и так...». В феврале 1974 года режиссёр поехал в Москву отчитаться за первый отснятый материал. Директор кинообъединения ЦТ СССР, увидев плёнку, с криком «Это что за самодеятельность!?» гневно потребовал от Нечаева всё переделать. «Снимаете для детей, а потому всё должно быть на самом высшем уровне, – добавил, уже смягчаясь. – Нужны хорошие актёры и производственные мощности студии. Это всё у вас будет... Не пожалеем и финансов». И действительно не пожалели. Сумма, выделенная на создание «Приключений Буратино», была поистине астрономической. Впрочем – стоп! Об этом в следующей нашей встрече...

Леонид Нечаев, вдохновлённый моральной и материальной поддержкой, вновь взялся за проект, но на этот раз уже с энтузиазмом.

Кастинг взрослых детей
В отборе актёров режиссёру вновь помог случай. В начале весны 1974-го одновременно оказались свободны от съёмок кот Базилио и лиса Алиса – Ролан Быков и Елена Санаева, Карабас-Барабас – Владимир Этуш, папа Карло – Николай Гринько и другие.

На Тортиллу сначала приглашали саму Раневскую! Режиссёр позвонил ей. «Да, интересно, очень интересно, батенька: мне только черепаху и играть, – сказала великая насмешница Фаина Георгиевна. – Только знаете, Лёнечка, я согласна в том случае, если съёмки будут проходить в моём подъезде». И тогда, так же случайно, «подвернулась» Рина Зелёная, которая не снималась перед этим лет пятнадцать.

Все эти взрослые звёзды советского кино были рады возможности сняться в детской постановке, им хотелось самим, хотя бы на время съёмок, стать детьми – весело поработать и подурачиться. А ещё всем хотелось петь. И эту возможность им предоставили...

О Мальвинах и… зубках
Его величество случай коснулся своим перстом и самых главных героев – кукол. Будущая Мальвина – Танечка Проценко ехала с мамой в гости в Белоруссию. Соседкой по купе оказалась ассистент режиссёра «Буратино». Дорога была долгой, и Таня, коротая время, рассказывала новой своей знакомой тёте стихи, какие знала, показывала сценки, пела песни. А когда уже подъезжали к Минску, тётя пригласила девочку на роль Мальвины. К этому времени кинопробы прошли несколько сотен юных конкуренток, но ни одна из них не устраивала режиссёра, хотя и были такие, как Карина Овчаренко и Юля Карбалевич (см. фотопробы), которые максимально приблизились к образу кукольной девочки с голубыми волосами...
Как известно, Мальвина пленяла зрителя не только красотой, платьем, чудесными длинными синими волосами, но и своей обворожительной, сверкающей улыбкой. На самом деле, к великому огорчению режиссёра, едва только Танечку утвердили на роль, у неё начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда же вырастут новые, времени не было. Поэтому пришлось девочке самоотверженно ездить к стоматологу и вставлять временные протезы. Так что у «фарфоровой» головы куклы Мальвины были настоящие фарфоровые зубки.

Димка-Буратинка и другие
Главного героя фильма – Буратино в подземном переходе обнаружил сам режиссёр – бабушка вела внука, Диму Иосифова на каток. На вопрос: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» 9-летний Димка со всей откровенностью заявил: «...Не хочу!». Даже решил прикинуться больным, мол, «живот болит...». Но, несмотря на протесты юного симулянта, мальчика прямиком с катка, почти силком, доставили на студию: ну, какой родитель не мечтает увидеть своё чадушко на экране?

Поначалу Нечаев увидел в Димке Арлекина и даже утвердил его на роль. Кандидатами стать весёлым длинноносым деревянным мальчишкой были Володя Станкевич, уже известный по роли Дениски Кораблёва в фильме «По секрету всему свету» и Андрюша Ладутько (см. фотопробы).

Но стоило Димке раздеться для примерки костюма Арлекина, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное: только шарнирчиков не хватало. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские.

Ныне актёр, сценарист и режиссёр Дмитрий Иосифов вспоминает: «Когда меня хотели всё же пробовать на Буратино, Нечаев был по-прежнему категорически против. По крайней мере, я так считал. И я стал подыгрывать актёрам, например, Роману Филиппову (это тот, что в «Бриллиантовой руке» – «Ты зачем усы сбрил, дурик?» – прим. авт.), который мог стать Карабасом...».

Грозный из него получился бы Карабас – здоровенный мужик был... Но Филиппов не понравился худсовету.... Помню также, Владимир Носик приезжал пробоваться на роль Дуремара. Потом его заменил Владимир Басов. Подыгрывал я очень долго, а потом сказал Нечаеву: «Дядя Лёня, а когда съёмки-то? Мне в школу надо... Да и лето скоро...». Вся группа легла от смеха – съёмки шли уже полтора месяца, а Димка-Буратинка даже и не догадывался…
А теперь, как говорится…

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№22 (1610) // 27.05.2020 г.



Вернуться на главную страницу 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).