Музей декабристов: без права на перемены?

И здание храма, и окружающая территория могут стать аутентичной площадкой


Часть I
Часть II
Часть III

Протоиерей Роман Витюк, заштатный клирик Читинской епархии, продолжил обмен мнениями по поводу возобновления богослужений в Церкви декабристов. Этот священнослужитель — сторонник того, что и здание храма, и окружающая территория могут стать аутентичной площадкой, где читинцы и гости города будут изучать историю и культуру региона.

— Михайло-Архангельский храм расположен в историческом центре Читы, и музей декабристов в его стенах действительно кажется островком памяти и лучом света среди царящей вокруг разрухи. Пасторальные картинки с острогом и Банным озером оставляют впечатление потерянного рая. Неудивительно, что множество людей против того, чтобы там были изменения. Давайте зададим им вопрос: изменений не должно быть сколько лет — десять, двадцать пять, пятьдесят? Или вообще, до конца света и Второго пришествия Христова ничего нельзя будет трогать в нынешней экспозиции? А если зданию потребуется ремонт?

На самом деле, всё вокруг нас меняется. Что ещё в Чите осталось неизменным с брежневских времён? Хороший вопрос, не правда ли? Изменения происходят везде, даже на кладбище есть жизнь. Меняются и музеи. Любой современный подросток может счесть посещение читинского музея невыносимой скукой и насилием над собой. А вечером он отыграется: купит с друзьями пива, закурит в беседке на историческом месте, разожжёт костёр из буккроссинговых книжек... Можно сколько угодно ругать молодёжь, но это не будет решением вопроса.

Представим себе наш музей не в нынешнем виде сельского дома культуры, а в виде тематического парка. Здесь есть реконструкция острога с помещениями для стражи, оружия, лошадей, восстановленные по сохранившимся воспоминаниям комнаты декабристов, жилища бурят, подлинная сохранившаяся церковь с функциональным интерьером, лодочки на живописном Банном озере. В летний сезон персонал музея — студенты-историки в костюмах офицеров, казаков, штатских, представителей коренных азиатских народностей, жён декабристов, персонажей фильмов «Звезда пленительного счастья» и «Даурия». Любой из костюмов можно взять напрокат и сделать селфи в исторических декорациях. Для детей есть несколько интересных мастер-классов, один из которых — написать гусиным пером, в старой орфографии строки из ответа декабристов Пушкину, что интереснее любого айфона. После этого невозможно будет не полюбить историю, а многие наверняка захотят посвятить ей свою будущую профессию. Что мешает сделать такой мастер-класс прямо сейчас?

В нынешнем состоянии музей декабристов не выглядит как что-то стабильно работающее, чего категорически не следует трогать, но он как лежачий камень, под который не потечёт никакая вода. Несколько лет назад кто-то решил дополнить архитектурную композицию церкви полосатым столбом (правила зонирования исторического ландшафта? — никогда про такое не слыхали!).

Да, лучшее, что можно сделать с памятником — не лезть туда ни с какими «улучшениями». Любое неграмотное вмешательство и искажение сохранившейся исторической среды — это зло. Среди базовых методических требований к реставрации таких объектов — не применять новые материалы. Но церковь декабристов в советское время подверглась этим неуместным «улучшениям». К примеру, асфальтовая отмостка по периметру фундамента, она к тому же вредна для здания. А неказистые бордюры из армированного бетона? Самый несуразный элемент, появившийся в 1970-е гг., — крыльцо. Очевидно, его заказали декоратору из драмтеатра — вышло нечто среднее между теремком Ивана Царевича и избушкой Бабы Яги. Ещё один курьёзный элемент — остекление яруса звона на колокольне. Яруса звона, Карл! Нигде в мире такого нет, только у нас.

Музей декабристов — до такой степени узкоспециализированное учреждение, что его сотрудники не замечают: здание находится прямо посреди кладбища, где захоронены первые поколения читинцев. Может, не так уж и неправы те, кто усматривает в почитании декабристов некий местный квазирелигиозный культ со своим «святилищем».

В память о всех погребённых здесь, по русской традиции, давно нужно было установить поминальный крест, зона вокруг церкви должна стать мемориальной... Я хочу напомнить, что история этого здания не ограничивается декабристами. В 1905 году прихожанином церкви был молодой врач Городской больницы Валентин Войно-Ясенецкий, здесь он сочетался браком. Позже, овдовев, постригся в монахи с именем Лука. Святитель Лука — один величайших святых прошлого века, почитаемый всем крещёным миром. В память о нём в музее нет ни одной буквы.

Приходится слышать, что «храмов в городе и так достаточно». Действительно, можно насчитать четыре церкви на расстоянии пешей доступности (для здорового человека молодых и средних лет) от церкви декабристов. Но есть города-музеи, города-памятники, где на небольшой площади — десятки сооружений одинаковой функциональности. И никто не говорит: давайте мы вот этот не будем восстанавливать, потому что есть полсотни других. Интерьер церкви декабристов должен быть восстановлен, потому что у нас здесь Чита, а не Маньчжурия. Сегодня требуется колоссальное воображение, чтобы представить, как в стенах этой архаичной атеистической экспозиции могло совершаться венчание и другие богослужения.

Я считаю, что вопрос о будущем старейшего здания Читы необходимо ставить и решать с привлечением сил и в соответствии с лучшими традициями российских музееведов и реставраторов.

Часть V
Часть VI

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"

 


Виолетта Вдовяк
«Читинское обозрение»
№43 (1683) // 20.10.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Неравнодушный читинец 05:24 26.10.2021
Уважаемый протоиерей Роман Витюк! Непонятно, почему обязательно должны быть какие - то изменения? Меня, например устраивает сегодняшнее положение. Ремонт зданию, конечно, потребуется, потому как деревянные конструкции менее долговечны, чем кирпич или железобетон. Ремонт здания проводился не однажды, например, декабристом Завалишиным на средства, выделенные матерью декабриста Никиты Муравьёва. Последний ремонт начала семидесятых годов поднял это здание из такой разрухи, что ещё бы год - два, оно обрушилось до нуля. Что же РПЦ тогда не принимало мер п его восстановлению, созданию райского уголка по вашим воображаемым картинкам? Что касается Банного озера,, надо заметить, что его давно уже нет и дно бывшего озера плотно застроено. Далее. Чем можно заменить асфальтовое покрытие вокруг здания? Убрать его совсем и ходить по грязным лужам ? Далее. Студенты в костюмах офицеров и профессиональные артисты здесь проводят инсценировки в дни мероприятий, посвящённых каким - либо датам, связанным с декабристами. Мастер - классы для школьников с использованием гусиных перьев здесь тоже периодически проводятся. Так что утверждение о том, что подросток напьётся после посещения музея, это, извините, даже смешно. Никто на верёвке никого в музей не тащит. Что касается венчания святителя Луки, об этом рассказывают экскурсоводы. А что касается "хоть одной буквы о нём ", так ведь музей - то посвящён декабристам! Сравнение Читы с Маньчжурией считаю вообще неуместным. Разные страны, разные народы, разные культуры, разные вероисповедования,... Что касается нарисованных красивых лубяных картинок, или городов - памятников, очень просто: не хватает средств. Но даже в том виде, в каком существует музей, он привлекает не только забайкальцев, но и заинтересованных лиц со всего света. Об этом говорят многочисленные записи в книге отзывов и предложений.
Роман 11:07 02.11.2021
Спасибо за отзыв!

> ...Но даже в том виде, в каком существует музей, он привлекает не только забайкальцев, но и заинтересованных лиц со всего света. Об этом говорят многочисленные записи в книге отзывов и предложений...

- никто и не говорит, что не привлекает. Речь сегодня идёт о конкретных вещах: восстановление родного интерьера, исправление грубых ошибок внешнего облика и максимально возможное восстановление исторической среды на прилегающей территории. Российская традиция музееведения и реставрации знает массу прецедентов. Вы против всего этого?

> ...Сравнение Читы с Маньчжурией считаю вообще неуместным.

- это самое близкое и точное сравнение. «Василий Блаженный» в Парке мамонтов и «Спас на крови» в Парке матрёшек - абсолютно то же самое, что наша церковь декабристов.

> Что касается венчания святителя Луки, об этом рассказывают экскурсоводы. А что касается "хоть одной буквы о нём ", так ведь музей - то посвящён декабристам!

- вот и я о том же: не старейшее здание Читы, с которым связано вся история первых поколений читинцев, а узкоспециализированное учреждение с тенденциозной экспозицией, без подобающего уважения к самому зданию и сумме всего, что с ним исторически связано.

> Так что утверждение о том, что подросток напьётся после посещения музея, это, извините, даже смешно.

- вам смешно, нам грустно. Это взято из новостей.

> Что касается Банного озера,, надо заметить, что его давно уже нет и дно бывшего озера плотно застроено...

- ваши сведения о смерти Банного озера (и особенно застройке дна) сильно преувеличены)))

> Чем можно заменить асфальтовое покрытие вокруг здания? Убрать его совсем и ходить по грязным лужам ?

- есть несколько традиционных типов старых покрытий. В нормальных музеях асфальта вы не увидите. До революции вокруг ц.декабристов асфальта, луж и сомнительного вида полосатых столбов не было.

> Последний ремонт начала семидесятых годов поднял это здание из такой разрухи, что ещё бы год - два, оно обрушилось до нуля. Что же РПЦ тогда не принимало мер п его восстановлению, созданию райского уголка по вашим воображаемым картинкам?..

- каким образом подобные легенды и сказки отменяют необходимость обследования и научной реставрации здания церкви?

> Студенты в костюмах офицеров и профессиональные артисты здесь проводят инсценировки в дни мероприятий, посвящённых каким - либо датам, связанным с декабристами. 

- Минуточку: там же двадцать человек от силы помещается, какие инсценировки! Вы даже не представляете, о чём речь. Вы были в В.Берёзовке (УУ) или более далеких от нас этнографических парках? Интересующимся рекомендую посмотреть The Upper Canada Village, я её имел в мыслях прежде всего. И Fort Kingston, который оттуда неподалеку. Церковь в первоначальном виде должна быть частью большой экспозиции, где всё на своих местах, натурально и органично.

Вопрос напоследок: упомянутый вами Д.И. Завалишин на церковь деньги собирал или на музей? Может кто посмотрит в архиве, что именно из убранства и утвари на эти средства было приобретено — и вернём это на историческое место, в память о Дмитрии Иринарховиче и его товарищах?
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).