Откровение 24 кадра в секунду

Экскурс в историю религиозного кино


Жанры в кино, как и люди, – одни рождаются, процветают и живут себе, невзирая ни на какие потрясения в жизни их зрителей, сменяющих поколение за поколением: комедии, драмы, мелодрамы, боевики, исторические фильмы, сказки... Другие вынуждены постоянно отвоёвывать себе место под солнцем и доказывать своё право на жизнь, поскольку зависят от времени, моды, социальных и политических факторов: «военное» кино, «политическое», триллеры, фильмы-ужасов и... мюзиклы. Третьи – от научно-технических прорывов и революций: научная (и не очень) фантастика. Четвёртые зависят даже от географического положения: вестерны. Но существует и такой жанр, который способен, как человек, умирать, подвергаться забвению и... воскресать во всей своей красе, подобно главному чуду, описанному в Книге книг, к которой он постоянно обращается, – в Библии. О нём мало известно современному зрителю, тем более что картины этого жанра в последнее время всё реже появляются на экранах, хотя и собирают немалые доходы. Причина смертей и воскресений этого жанра самая «экзотическая» – духовность и вера, их полная потеря или возрождение... 
Сегодня, в свете премьеры 27 августа первого российского полнометражного православного исторического мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы» (и праздника – Дня кино), самый подходящий момент поговорить об истории такого специфического жанра, как «религиозное» кино... 

Кино как Чудо
В XIX веке, то есть в самые «ветхозаветные» времена кинематографа, едва его отцы – братья Люмьеры – показали в Париже в 1896-м первый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», в мире родилось Чудо. Могучий, извергающий тучи дыма и пара паровоз вдруг возник в залах Парижа и апокалипсическим чудовищем мчал прямо на ничего не подозревающих посетителей. Ужас, обмороки, истерики и затем... сумасшедший успех. Сразу вместе с первым «документальным» появился кинематограф «художественный» – с актёрами и сюжетом (первая в мире комедия «Политый поливальщик» с хронометражем в пару минут, снятый теми же Люмьерами). Публика неистово хохотала.


В скором будущем кинематограф обзавёлся одним из своих первых и особо популярных в то время жанров – таким как «религиозное» кино. У людей впервые в истории цивилизации появилась возможность увидеть то, что до изобретения Люмьеров в течение более тысячи лет можно было принимать только на основе веры и Библии – главном источнике духовных и «материальных» чудес. Тем более что лицезреть эти чудеса позволило появление спецэффектов – первых комбинированных съёмок. Понятное дело, ни о какой высшей духовности в юном кинематографе речь не шла – зрительскую «паству» интересовало прежде всего зрелище. Несложно догадаться, что их «пастырем» мог стать человек, придумавший эти первые «чудесные» эффекты: «стоп-кадр», эффект «наплыва» кадра на кадр, ускоренную и замедленную съёмки, масштабное совмещение и т.д. Им стал один из родоначальников «художественного» кинематографа француз Жорж Мельес, автор более 600 (!) фильмов (сохранилось 200) длиной от одной до 40 минут.

Вначале было... Искушение
Первым кинофильмом на религиозную тематику считается лента «Искушение святого Антония», снятая Мельесом в 1898 году. Она же стала первым в мире ремейком – в 1902 году американцы выпустили короткометражку с тем же названием. Сюжет был крайне лаконичен – монах в келье листал страницы книги. Перед ним неожиданно появлялась обнажённая дама. Но стоило ему подняться к ней навстречу, женщина превращалась в... скелет, и монах падал ниц в раскаянии. Следующей картиной, уже непосредственно на библейский сюжет, стала трюковая лента того же Мельеса «Христос, идущий по волнам» (1899). В 1905-м режиссёр обратился к библейской заповеди «Не убий», построенной по мотивам притчи о Каине и Авеле. Народ, не слишком задумываясь о духовной, нравоучительной составляющей, валом валил на такие фильмы: главное – чудеса «спецэффектов», костюмы и библейская «экзотика» происходящего (так напоминает зрителей многих «религиозных» блокбастеров XXI века).

Церковь благословляет
Мало кому известно, но именно религиозные сюжеты лежали и у истоков киносериалов. С 1902 по 1905 годы один из крупнейших режиссёров раннего кино Фердинанд Зекка снял для французской компании Шарля Патэ цикл «Жизнь и страсти Христа». В 1915 году в фильме Томаса Инса «Цивилизация» Христос вмешивался в современные события, буквально вселяясь в героя и делая его поборником пацифизма. 

Завершающим этапом в «раскрутке» евангельской тематики кинематографа начала XX века стала полнометражная картина Сиднея Олкотта «От колыбели до креста» (1912). В отличие от своих предшественников, Олкотт, вероятно, впервые в мире отправился в первую киноэкспедицию в Египет и Палестину, финальные эпизоды были сняты в Иерусалиме. Картина имела оглушительный успех. Католическая церковь впервые в истории официально благословила кинодельцов, изготавливающих евангельские экранизации. 

Библия как сценарий
Параллельно с Евангелием режиссёры и продюсеры стали осваивать и Ветхий завет, а затем историю раннего христианства, создав по несколько вариантов таких сюжетов, как «Самсон и Далила», «Саломея», «Блудный сын», «Камо грядеши» и т.д. Можно с уверенностью сказать, что к середине 1910-х западный кинематограф (прежде всего европейский) полностью освоил все классические религиозные и религиозно-исторические темы.

В начале 20-х Голливуд, вместе с ним американская католическая и протестантские церкви, начали активно интересоваться историями из Книги книг. В 1923 году режиссёр Де Милль на студии «Парамаунт» поставил первый вариант «Десяти заповедей», состоящей из двух частей: первой, цветной, излагающей библейскую версию исхода евреев из Египта, десять заповедей, данных Моисею на горе Синай, и завершающейся гневом Пророка при виде поклонения золотому тельцу. Затем следовала чёрно-белая, современная проповедь, рассказывающая о трагических последствиях нарушения заповедей. Картина имела большой успех, способствовала притоку пожертвований в католические и протестантские храмы.

Суперколосс трижды рождённый 
В 1925 году другая крупная компания Голливуда MGM впервые вложила 3 млн 950 тыс. долларов в религиозный боевик «Бен Гур» в постановке Фреда Нибло. Одноимённые роман и пьеса Л. Уоллеса, посвящённые злоключениям современника Иисуса, с судьбой которого неоднократно перекрещивается жизненный путь героя, впервые были перенесены на экран ещё в 1907 году. Но кинематограф в тот ранний период технически был не в силах передать эпический размах, грандиозность декораций и безумную динамику в одном из самых зрелищных эпизодов скачек на квадригах-колесницах, которые составили славу картины Фреда Нибло. 

В 1959 году «Бен Гур» обрёл свою третью, самую знаменитую, жизнь. Ремейк историко-религиозного фильма Уильяма Уайлера стал блокбастером. Сцены скачек на квадригах приобрели ещё большую грандиозность и натурализм. Неспроста Джордж Лукас почти полностью позаимствовал эти сцены для своей второй трилогии – «Звёздные войны. Эпизод I: Призрачная угроза» в захватывающих гонках Энакина Скайуокера. 

«Секретный» Сын Божий
Любопытно, что в «Бен Гуре» версии 1925 года (а затем 1959-го) режиссёры применяли один и тот же, распространённый для религиозных картин, приём показа Христа: образ сокрытия божественного персонажа. На экране появляются только его руки, либо он показывается со спины. Зрителю так и не удаётся увидеть Спасителя полностью. Так демонстрируется идея непостижимости сверхъестественного, который тут же теряет весь эффект и священный характер, как только становится доступным созерцанию зрителя. Но вскоре в кинематографе произошло Нечто!

Русская божественная кинозагадка. Когда Мессия – Superstar! Боже, благослови режиссёра и освяти сей киноаппарат! (мессы, молитвы перед съёмками). Рай и блаженство кинотворцов. Христос прибыл в 1927! Фильм проклясть! – бунт зрителей фанатиков-католиков и... террористов. Реальное распятие, или Когда актёр несёт свой настоящий крест. Небесные знамения – зловещие и благие – на съёмочных площадках. Об этом в продолжении истории мирового «религиозного» кинематографа в следующей нашей встрече.

Часть II
Часть III
Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№34 (1362) // 19.08.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).