Спасение легенды

Реставрации самолёта-истребителя Як-3 проходит в исправительной колонии


В ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю на участке центра трудовой адаптации осуждённых приступили к реставрации копии одномоторного самолёта-истребителя Як-3 образца 1943 года.





За колючей проволокой крылатая машина получит уже третью по счёту жизнь. Вторая жизнь самолёта началась сорок с лишним лет назад. К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1975 года, в Чите был открыт Мемориал боевой и трудовой славы забайкальцев. Тогда на постаментах установили отреставрированную военную технику. Машины, пушки и танки брали из частей ЗабВО, в том числе тех, которые дислоцировались в Монголии. Среди экспонатов оказался и ЯК-3 — советский поршневой лёгкий истребитель периода Второй мировой войны.

Технику реставрировали и приводили в порядок прямо на месте установки. Конкретно самолётом занимались рабочие Читинского паровозовагонногоремонтного завода — ПВРЗ. На момент открытия Мемориала самолёт смотрелся великолепно, никому и в голову не приходило, что какие-то детали не соответствовали оригиналу, — вспоминает ведущий специалист по историко-культурному наследию городского комитета культуры, кандидат исторических наук Ирина Куренная.



С тех пор на Мемориале несколько раз делали косметический ремонт, а в 2014 году началась капитальная реконструкция, которую планировали завершить к 75-летию Победы. К сожалению, в новой концепции оформления комплекса для самолёта место не нашлось, строители его демонтировали.


Состояние самолёта до реставрации

— Во многом это вынужденная мера. Постамент, на котором был установлен самолёт, и его бетонное основание начали разрушаться — время, сложный климат, солнце и ветер сделали своё дело. Он просто стал опасен для посетителей Мемориала. Любой ветер мог его опрокинуть, могли пострадать люди. Поэтому Як-3 убрали. Сразу же отреставрировать и установить не получилось, не нашлось нового места. Самолёт перевезли на склад и накрыли от осадков брезентом. Его, конечно, необходимо привести в порядок и установить. Нет точных данных о том, участвовал ли этот самолёт в боевых действиях, летал ли, бомбил ли. Это один из символов Победы в Великой Отечественной войне, — рассказала Ирина Куренная.



В начале 2021 года нашлись деньги и новое место для установки крылатой машины. Договор по оказанию услуг реставрации на сумму более 260 тысяч рублей заключён между администрацией колонии строгого режима ИК-5 и муниципальным культурно-досуговым центром «Спутник».





— После проведения всех реставрационных работ макет самолёта установят в парке «Авиаторов». Данное мероприятие планируется осуществить в юбилейный год для забайкальской столицы — в 2021-м исполняется 170 лет со дня присвоения Чите статуса города, — рассказал заместитель председателя комитета культуры администрации городского округа «Город Чита» Алексей Немеров.



В течение нескольких месяцев осуждённые будут восстанавливать крылья и фюзеляж, а также рихтовать, шпаклевать и красить самолёт. Наказание в колонии отбывают по тяжёлым статьям — грабёж, разбой, убийства. Сроки немалые, а за работой время идёт быстрее, поэтому желающих взяться за очередной необычный заказ было много. В итоге отобрали наиболее опытных мастеров, которые занимаются кузовным ремонтом на местном СТО.



Напомним, что в сентябре 2019 года в посёлке Текстильщиков был открыт памятник забайкальцам,  погибшим при исполнении воинского долга. Реставрация БМП, расположенного в центральной части Мемориала, а также изготовление тротуарной плитки и бордюрного камня выполнялись в ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю.



Трудотерапия — одна из методик исправления и воспитания осуждённых, отметил заместитель начальника ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю — подполковник Владимир Воробьёв:

— Когда осуждённый занят работой, настроен на конечный результат и устаёт за день, у него нет желания совершать какие-то противоправные действия. Заказ выполним в полном объёме, постараемся уложиться в срок. Для администрации колонии — это прежде всего трудовая занятость осуждённых, возможность начислить и выплатить им зарплату. Для осуждённых это приобщение к истории страны, ну и занятость опять же, возможность погашать иски со своей зарплаты. Основная задача — отреставрировать внешний вид самолёта и укрепить его внутренний несущий каркас. Всего в работах будет задействовано восемь человек: четверо разбирают и обшивают машину, а потом ещё четверо будут шпаклевать и красить.



О том, с какими трудностями столкнулись реставраторы, рассказал осуждённый Мушег Оганесян:



— Фюзеляж и часть каркаса приходится собирать практически заново, тут и пригодились чертежи, фотографии, схемы, которые нам для работы предоставила городская администрация. Мы по ним ориентируемся, чтобы все размеры совпадали. Оригинальная обшивка была дюралевой, но, судя по всему, её ещё во время первой реставрации заменили на жестяные листы, они, конечно, основательно проржавели. Но небольшие фрагменты дюрали всё же встречаются. В крыльях есть остатки деревянных деталей каркаса. В последнюю очередь установим крылья и винт.






Остатки оригинальной дюралевой обшивки

Помимо реставрации необходимо смонтировать в парке «Авиаторов» прочное основание для самолёта, ведь он довольно тяжёлый, весит около двух тонн. Встать на постамент отреставрированная крылатая машина должна уже в августе.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№22 (1662) // 26.05.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).