Гайдай, Барбос и самогонный смехо-кросс

Часть II


Снег. Природа. Веселуха. Сахар. Дрожи. Гон «этого самого»... Дегустация. Снова веселуха. Змеевик! Похищение! Пёс и погоня, погоня, погоня... Продолжаем забег на длинную дистанцию за Трусом, Балбесом, Бывалым, мохнатым блюстителем законности Барбосом и гениальным киносмехотворением Леонида Гайдая. Понеслись!

Самогонный «старт»
После длительной творческой депрессии окрылённый успехом десятиминутной короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдай решил продолжить приключения колоритной троицы и стал искать подходящий сюжет. Выручил Балбес – весельчак Юрий Никулин. В цирке он вместе со своим партнёром, известным клоуном Михаилом Шуйдиным, показывал сатирическую репризу «Самогонщики». На арену Никулин выносил стул, на котором стоял бак со змеевиком. Шуйдин тащил табуретку с горящей керосинкой. Клоуны собирали агрегат, в котором что-то булькало, и поднимался пар. Потом Никулин вопил радостно: «Идёт, идёт! Посуду давай!». Шуйдин приносил ночной горшок. В это время на манеж выбегал мальчишка и кричал: «Атас!». Клоуны переворачивали бачки, ставили тазы, полные белья, и делали вид, что развешивают выстиранное сушиться на змеевик. Входили дружинники, разоблачали самогонщиков и уводили за шиворот. «А как же бельё?» – спрашивал инспектор манежа. «Достираем через три года», – отвечали «преступники».

Гайдай ухватился за сюжет и вместе с оператором Константином Бровиным за три дня написал сценарий «Самогонщики», в котором не было не единого слова, как и в «Барбосе».

Злопамятный пёс и «злой» змеевик
Сценарий хорошо приняли на «Мосфильме», тем более актёров отбирать уже не требовалось. Даже место для съёмок оставили то же – неподалёку от подмосковного посёлка Снегири. Построили в лесу избушку самогонщиков, привезли «главную» деталь фильма – змеевик. Дрессировщик доставил мохнатую кинозвезду Брёха. Вспомнив неуважение к себе Моргунова с прошлых съёмок, пёс, увидев актёра, ощерился и стал лаять. «Злопамятный, гад», – проворчал Бывалый. Животину кое-как успокоили. 

Режиссёр скомандовал: «Мотор!». Но в солнечный денёк начала марта 1961 года не было снято ни одного полезного метра плёнки. Выяснилось, что Брёх с трудом поднимает слишком тяжёлый змеевик. А с третьего дубля пёс стал поджимать лапы, скулить и ни за что не желал идти в кадр сниматься. Вскоре выяснилась причина – Брёх поранил лапы о тонкую корочку льда, образовавшуюся на подтаявшем весеннем снегу. Пришлось ждать пару дней, когда раны заживут. Наконец, пёс стал бегать, но змеевик брать категорически отказывался, скалился в адрес кручёной железяки, видимо, считая её причиной боли и, вообще, злом.

Барбос против Бывалого
Съёмки срывались. Гайдай начал нервничать: ещё немного и снежная «натура» начнёт таять. Выручил инженер – «ветродуйщик», работающий с установками, создающими искусственный ветер на съёмках. Он предложил попробовать своего Рекса, который может запросто носить тяжести, ничего не боится и очень умный. Гайдай махнул, давай, мол, веди, терять-то нечего. Первое, что сделал Рекс, когда явился на съёмки... поднял шерсть на загривке и злобно облаял Бывалого! Моргунов обиделся и на полном серьёзе говорил, что Рекса настроил против него Брёх, а «помог» ему ещё и дрессировщик.... Наконец, начались съёмки. Рекс, едва завидев Моргунова ощеривался, а тот скалился на пса. Так рыча друг на друга, они и творили самогонокомедию.


Как Балбеса чуть не грохнули
«Самогонщики», как и «Пёс Барбос», были заполнены беготнёй и забавными трюками. Один из них едва не стоил жизни Юрию Никулину. Балбес в азарте за псом несётся с горы, падает и катится кубарем, превращаясь в снежный шар. Шар ударяется о дерево, разлетается на куски, и перепуганный Балбес несётся дальше. Из папье-маше сделали шар. Сняли, как он врезается в сосну. Затем камеру остановили, убрали бутафорский и подкатывали реальный ком снега, внутри которого был Никулин. Под ком пиротехник заложил заряд взрывчатки. Балбес после взрыва должен был разгрести снег и выпрыгнуть из него. Начали съёмку. Шарахнуло так, что актёр на несколько секунд потерял сознание. «Чего же ты из снега не выпрыгнул? – расстроился Гайдай. – Такой дубль загубил». «Актёра решили грохнуть ради искусства!» – разозлился пришедший в себя Никулин и прибавил ещё несколько словечек в адрес пиротехника и режиссёра. Сняли со второго дубля. 

«Звезда» в «самоволке»
А потом пропал Рекс. Удрал куда-то с местной собакой. Съёмки остановились. Все стали усиленно искать пса. Дни шли, а главная мохнатая «звезда» как в воду канул. Звонили со студии, ругались, требовали материал. Киношники подключили даже милицию. Гайдай решил всё-таки продолжить работу – начать снимать хотя бы крупные планы актёров для монтажных переходов. Едва приготовились к съёмке, как вдруг один из киношников указал в сторону опушки. Киношники радостно закричали – к ним шёл облезлый Рекс. Все наперебой стали предлагать псу разную снедь. Рекс стал наворачивать. Один Моргунов не дал ему своей курицы: «Ему и так хватит». Пёс перестал есть и «ненормативно» облаял Бывалого. Тот, естественно, ответил. 
Съёмки продолжились.

О дымо-само-гоне
В конце марта группа перебралась на студию, где в одном из павильонов была построена декорация избушки. Трюков хватало и здесь. В одном из эпизодов Трус ходит с громадной бутылью самогона. В кадре смотрелось всё предельно смешно, а вот за кадром... При заполнении ёмкости, подкрашенной водой, имитирующей самодельное горячительное, она приобретала вес почти... полцентнера! Понятно, что «субтильному» Вицину активно двигаться с такой бутылью в течение нескольких дублей было нереально. Попробовали нанести внутри краску. Неубедительно. Глядя на покуривающих в сторонке Моргунова и Никулина, Гайдай был осенён: дым! Заполнили им «пузырь» – оказалось самое то!

Как ухудшали «Самогонщиков»
По сценарию компания самогонщиков должна была исполнить залихватскую песню с воспитательно-сатирическим оттенком в финале. За текст взялся Юрий Никулин. На мотив народной песни «Семёновна» записали фонограмму все трое: Трус, Балбес и Бывалый. В результате получился настоящий хит, который начинался словами: «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем и культуру производства повышать будем!». Руководство «Мосфильма» не на шутку переполошилось: «Да вы что наделали? Это ж вся страна потом распевать будет!». Моментально запоминающийся «самогонный» хит в устах граждан различной степени трезвости мог звучать довольно издевательски. Распоряжением администрации было немедленное «ухудшение» песни, замена слов и музыки. В результате поэт Владимир Лившиц (он же автор «опального» первого хита) сочинил про «хитроумный аппарат», а Никита Богословский «перегнал» это в песню. Начальство облегчённо вздохнуло, особенно благодаря политкорректному куплету Труса о том, что, за этот аппарат «просидеть мы можем без забот за решёткой круглый год».

Эта песня и вошла в фильм. Первая версия в течение сорока с лишним лет пролежала в архиве «Мосфильма» и лишь не так давно была «обнародована» с отличным качеством в Интернете. 

Смехогонщик СССР
«Самогонщики» вышли на экраны вместе ещё с тремя короткометражками различных режиссёров в картине «Сборник комедийных фильмов» осенью 1961 года. Вновь был успех. Хотя и не такой оглушительный, как у «Пса Барбоса». Возможно, потому, что режиссёр использовал похожие творческие приёмы, найденные в первой картине. А возможно, потому, что «Самогонщики» были длиннее по хронометражу в два раза. Динамика сюжета меняла темп. Тем не менее, новую работу «смехогонщика» Гайдая раскупило 70 стран мира. Троица приобрела небывалую популярность в народе. О них стали слагаться анекдоты, что уже является признаком культовости комических образов Труса, Балбеса и Бывалого. Режиссёр фильма окончательно уверовал в себя и свои творческие силы. В великой кинодержаве СССР вспыхнула нестерпимым блеском новая звезда, дарящая улыбки, смех и хорошее настроение десяткам миллионов зрителей. Звезда Леонида Гайдая.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№3 (1383) // 20.01.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).