Тайны снежного актёра

Часть I


Лес, покрытый снегом. Или бескрайние белые просторы заполярья. Или зимние улицы города, где с неба щедро сыпятся снежинки. В этом морозном океане снегов и ледяных торосов герои действуют: путешествуют, замерзают, воюют, любят, играют в снежки... И вдруг над этим хрустким, холодным, ослепительно белым раздаётся: «Камера, стоп! Снято!». И в снег входят люди в... рубашках-безрукавках, шортах, в сандалях на босу ногу! А вокруг снега зелёная трава, цветы, а то и пальмы. Сверху нещадно палит солнце. Жара. А он не тает – этот Чудо-оазис зимы среди лета!.. Сегодня, находясь в центре лета – июле, думаю самый подходящий момент поговорить в «Синескопе» о тайнах великого и как это не парадоксально, всепогодного «актёра» – кино-Снега!

Бутафорская неправда
Начиная со своего рождения, кинематограф зависел от погоды. К примеру, от солнца. Первые киноплёнки были настолько слабы к свету, что многие фильмы эпохи Великого немого приходилось снимать только в ясную солнечную погоду. В связи с этим даже декорации интерьеров, вместе со всем убранством и мебелью, строились прямо под открытым солнечным небом. Наконец, плёнка стала более светочувствительной, и киношники смогли перебраться в специальные павильоны. Несмотря на качество декораций, во всех этих «искусственных» улицах города, лесах, полях, горах и прочих объектах зритель сразу угадывал их бутафорское происхождение. И даже когда кинематограф вырос из пелёнок, а художники-декораторы достигли небывалого совершенства в своём деле, появилась другая проблема – как сделать в павильоне искусственную погоду?

Страдания погодные, киношные…
Служители кинематографа вновь ринулись на натуру, где сразу попадали в «рабство» капризов погоды. Стоит солнце, а по сценарию надобен дождь. Или на улице лето, а нужна зима и снег. Если с первой проблемой удалось справиться, то вторая становилась камнем преткновения, особенно для «съёмщиков» Голливуда, где, как известно, круглый год плюсовая температура с пальмами и апельсинами. Киношники стали лихорадочно соображать: как в тепле снять разгульную белую стихию?

«Куриный» снег и снег… вкусный
Первый искусственный снег появился в 1903 году в одной из сцен фильма компании Эдисона «Хижина дяди Тома». Создатели вольной экранизации книги Г.Б. Стоу пытались изображать падающий снег при помощи измельчённых куриных перьев и отбеленных кукурузных хлопьев!

Кстати, о попкорне! Этот вкусный продукт оказался настолько эффектным в «роли» снега, что вплоть до 1946 года Голливуд пользовался его «услугами». Тем более, он, хотя и довольно своеобразно, ещё и хрустел, что было важно, когда в кино пришёл звук.

Но прежде чем рассказать, что произошло в 1946-м в Голливуде, перенесёмся в 1938 год и в другую могучую кинодержаву – СССР.

Зима по-русски: крепкого засола, под стеклом и под «беленькую»
Здесь летом творил великий С. Эйзенштейн, снимая «Александра Невского». Самую главную сцену фильма – «Ледовое побоище», которая занимает треть экранного времени, было решено снимать зимой. Но руководство «Мосфильма» заявило: «Картина должна быть готова к ноябрьским праздникам». Эйзенштейна едва не хватил удар: на дворе лето, +30, а нужны – снег, лёд, мороз!

Выручил второй режиссёр фильма Дмитрий Васильев, который предложил коллеге, казалось бы, несбыточное – самим сделать зиму! Сказано – сделано.

Огромный пыльный песчаный двор бывшей слободы Потылихи, ныне Мосфильмовской улицы, был покрыт асфальтом в считанные дни. Территория в 32 тысячи квадратных метров была затем посыпана мелом и залита тоннами жидкого стекла. Поверх этого, для характерного блеска, подсыпали нафталина (давал специфический, почти естественный «снежный» скрип), смешанного с всё тем же мелом.

В одно прекрасное утро местные жители проснулись и увидели самую настоящую зиму в середине июня! Падающий снег, покрывающий латы рыцарей и кольчуги русских воинов, изображала обычная белая крупная соль. Оказалось, что это, хотя и эффектный, но чертовски неприятный, вредный снежный «актёр» – попадая на тело, соль моментально растворялась и разъедала кожу.

Зима реалистическая, пенная, пластическая
Спустя восемь лет, таким же жарким летом, по ту сторону океана мастер сентиментальных комедий Фрэнк Капра трудился над сказочной лентой «Эта прекрасная жизнь» (аналог нашей новогодней «Иронии судьбы»), которую до сих пор смотрят традиционно все США в Рождество. От попкорна в «роли» снега он отказался, поскольку тот при записи звука давал не слишком естественный хруст, а на общих и средних планах плохо держался в виде сугробов. И тогда мастера спецэффектов пригласили на «роль» снега новых «актёров»: противопожарную пену с мылом. Эта находка была настолько новаторской, что была оценена номинацией на «Оскар» за спецэффекты.

Надо заметить, в современном кино пена используется по-прежнему. Это, пожалуй, самый дешёвый «снег». Но очень недолговечный. А ещё пожарная пена вытягивает кислород, оставляет ожоги на коже и вообще вредно влияет на экологию. Кроме того, пена от ветра шевелится, а сильный ветер может её вовсе унести. Значит, срыв съёмок киношникам будет гарантирован. Потому она используется в основном в сериалах и недорогих кинопроектах.

Снег красивый, сверкающий и… кусающий
На «роль» снега в кино приглашаются и другие нетающие белые «артисты». Скажем, вышеупомянутый пластик. Если в картине «Эта прекрасная жизнь» он спокойно полёживал на земле, то в последующих фильмах с его помощью «ледяные кристаллы» приобретали искристый вид и эффектно носились в воздухе, изображая снежную метель, которая абсолютно ничем не отличалась от естественной. Существенным минусом такой киношной пластиковой «метели» является то, что она довольно болезненно хлещет по лицу своих «коллег» – актёров, что напоминает сотни, тысячи укусов комаров или мелких, острых булавок. А ещё «снежинки» могут быть опасны для глаз. Были даже случаи, когда актёры, в первую очередь женщины, из-за боязни получить травму кожи лица (что, в общем-то, маловероятно) даже отказывались от съёмок, если в фильме использовалась именно такая «кусучая» метель.

Снег, который жуётся, горит и вымораживает. Летняя холодрыга, или как промокашка опускает термометр до - 40. Самая «подлая» и электрическая кинозима. Как? Вы ещё не знаете, что каждый пятый читинец носит киноснег с собой?! Тогда удивитесь однозначно! Сенсация: тёплый, нетающий снег и снежки! И ещё: сколько же стоит зима в кадре? Обо всех этих и не только секретах кино-погодно-снежных штучек в кино поведаю в следующей нашей встрече.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№28 (1512) // 11.07.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).