Рождение советского такси

21 июня 1925 года в Москве начало работу советское такси


21 июня 1925 года в Москве на линию вышли первые 15 автомобилей марки «Рено» с жёлтой полосой на кузове. Так родилось советское такси. Сегодня 21 июня – День российского такси.

Уже в конце июля 1925 года журнал «Мотор» свидетельствовал: «Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен. У таксомоторов почти нет простоя. Они тут же, по прибытии на определённое место, занимаются новыми пассажирами». Число автомобилей такси постоянно увеличивалось и к 1927 году достигло 120 единиц. «Общее количество обслуженных пассажиров достигло трёх миллионов человек в год, – отмечают современные исследователи. – Для того времени это были «космические» цифры, так как большая часть москвичей продолжала ходить пешком».

Сразу же возник закономерный вопрос. Международный День такси отмечается 22 марта, и связан он с тем, что в этот день в 1907 году на улицах Лондона впервые появились автомобили с установленными таксометрами, получившие название такси. Так неужели в России появились лишь спустя 18 лет после Великобритании?

Нет, первые такси в столице Российской империи Петербурге побежали по улицам уже в 1908 году. Вскоре пассажирские перевозки на легковых автомобилях в Питере и Москве стали весьма распространённым явлением. Только в таксопарке столицы к началу Первой мировой войны насчитывалось более 230 авто. До 1917 года такси появились практически во всех крупных городах России, хотя таксопарк в них, как правило, не превышал 20-30 автомобилей. Правда, в Чите в то время такси не было.

В 1907 году в самом первом путеводителе по Чите, составленном межевым инженером Алексеем Поповым, рассказывалось: «Автомобилей в городе пока нет; в 1906 г. у города просил концессию на открытие автомобильного пассажирского и грузового движения некий австрийский подданный Э., но Дума отклонила просьбу...».

А после Октября 1917 года такси сначала посчитали «буржуазным пережитком» и запретили. И лишь в 1925 году одумались.

В Забайкалье же первые такси появились уже после Великой Отечественной войны. В 1947 году, то есть 70 лет назад, в Чите, как написала 6 сентября того года газета «Забайкальский рабочий», начали курсировать два (!) легковых такси. В тот же год в Чите был создан и таксомоторный парк. Официально новое предприятие назвалось «Читинская транспортная контора для перевозки пассажиров по Чите на легковых автомобилях (такси) и грузовых автомобилях (грузотакси)». Первыми такси в нашем городе стали американские «Виллисы». А с 1949 года вплоть до 90-х годов использовались исключительно отечественные автомобили, как и во всем Советском Союзе.

С 1949 года на улицах Читы появились «Победы» с шашечками такси. В конце 1950-х им на смену пришла «Волга». В 1958 году появилось два самостоятельных пассажирских предприятия. В тот год на новом предприятии такси было 111 автомобилей и 203 работника. В 1967 году они стали именоваться «Пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) №1» (автобусные перевозки) и ПАТП №2 (перевозки на такси). Тогда автопарк такси насчитывал уже 450 автомобилей, а число работавших в таксопарке превышало тысячу человек.

С начала 1970-х в Читинский таксопарк стали поступать новые автомобили ГАЗ-24 «Волга», покрашенные, как правило, в салатный (светло-зелёный) цвет.

После распада в конце 1991 года СССР и для читинских таксистов наступили тяжёлые времена. В 1992 году с изменением вида деятельности ПАТП №2 переименовано в ОАО «ЧитаавтосервисГАЗ», в 1993 в ОАО «ЧитаГАЗавтосервис». В настоящее время фирма с таким названием является дилером ГАЗ в Чите. И такси в перечне её услуг не значится.

По сути в 90-е советское такси в стране и в Забайкалье умерло. На смену пришли частники. Сначала одиночки, потом окрепшие местные фирмы, затем общероссийские компании, имеющие в Чите филиалы. Причём, как правило, все нанимают водителей со своими автомобилями.

В 2001 году бывший депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Богатов попытался создать в Чите современное предприятие такси. С одинаковыми жёлтыми машинами с шашечками на бортах. На первых порах у водителей нового предприятия возникали стычки с конкурентами, а в феврале 2002 года Богатов был убит. Так по сей день и ездят по нашему городу разномастные такси самых разных отечественных и зарубежных производителей. Правда, заказать машину, к счастью, можно в любое время дня и ночи. В 90-е годы ночные вызовы были весьма проблематичными.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№25 (1457) // 21.06.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).