Имя с ними

Часть IV


Часть I
Часть II
Часть III

В нескольких выпусках мы рассказывали вам о псевдонимах, о видах и способах их создания, но этот разговор ещё не окончен.

В предыдущий раз мы остановились на метонимах — псевдонимах, основанных на реальном имени автора. Но имя — не единственная характеристика, которая может послужить созданию псевдонима.

Френонимы — имена, которые человек создаёт на основании тех или иных своих черт характера, кажущихся ему наиболее значительными. Например, писатель А.В. Арсеньев использовал псевдоним «Нелюбов», образованный от причастия с помощью суффикса –ов.

Внутренний мир очень важен, но иногда окружающим проще ассоциировать человека с выдающимися внешними чертами. Это широко используется, например, в карикатурах и шаржах, а когда человек в собственном имени указывает на подобную особенность, это называется эйдонимом. Так писатель М. Я. Козырев, обладавший выдающимся ростом, называл себя Большим Фомой.

Конечно, если автор использует эйдоним для создания комического эффекта, как это делал М.Я. Козырев, его псевдоним проявляет признаки пайзонима. То есть имени, основанном на шутке. Более комическая составляющая проявилась в псевдониме А.Н. Баженова «Жадный до увеселительных концертов».

Совсем другое дело, когда в имени отсутствует не только юмор, но вообще хоть какое-нибудь символическое содержание. Если псевдоним ничего в себе не несёт, а, кажется, был просто взят из ниоткуда, то это нейтроним. Например, автор скандального романа «Лолита» В.В. Набоков до обретения широкой популярности использовал имя Владимир Сирин, не значащее ничего.

Часто также не связана с автором, но зато более глубока в своей концепции литературная маска. Она представляет собой не просто выдуманное имя, а настоящую воображаемую личность, для которой автор придумывает историю, судьбу, характер и другие важные элементы. Например, знаменитый поэт Валерий Брюсов выпустил экспериментарный сборник стихов от лица Нелли — специально для этого придуманной девушки.

Если же человеку не хочется что-то придумывать, а есть лишь желание остаться неизвестным, лучшие варианты — инкогнитоним и аноним. При создании первого можно прибегнуть лишь к классическим буквенным заменам, скрыв имя под символом: например, N или X. Огромное количество писателей прибегало к такой «шифровке»: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, Н. М. Карамзин и многие другие.

Анонимы очень похожи на инкогнитонимы, только в них вместо конкретной буквы или символа используется слово, прямо указывающее на нежелание автора раскрывать свою личность. Так М. А. Ашкинази, будто отвечая на вопрос гипотетического читателя, выбрал простой псевдоним — «Никто».

Все материалы рубрики "Говорите по-русски"

 


Михаил Шапоренко,
старший лаборант кафедры
русского языка и методики
его преподавания ЗабГУ

«Читинское обозрение»
№25 (1665) // 16.06.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).