Святые отцы аэроклубов

Увлечение авиацией в ту пору дошло даже до священников


С большим интересом прочёл две публикации Александра Баринова в «ЧО» № 33 от 12 августа с.г. об отмечаемом в тот день в России Дне Военновоздушных сил. Меня заинтересовала информация об инициативе в становлении авиации в России великого князя Александра Михайловича, который стал шефом нового вида вооружения.

До и после

Не без его ведома в Чите в 1910 году была сформирована школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания, а в 1911 году был произведён первый её выпуск. Хочу поделиться с читателями, что же предшествовало этому событию, когда была учреждена именно дата 12 августа 1912 года.

В 1909 году с поля ипподрома Комендантской дачи в Петербурге впервые взлетел моноплан «Блерио» французского авиатора Альбера Гюйо. В 1910 году Императорский Всероссийский аэроклуб впервые устроил авиашоу с участием зарубежных лётчиков и единственного представителя России Николая Попова.

В 1910 году взлетел первый российский самолёт заводской постройки. Был это одноместный биплан, называвшийся «Россия-А».

В сентябре 1910 года изъявил желание полетать премьер-министр России Пётр Столыпин, что и осуществил на «Фармане» пилота, эсера Льва Мациевича. А в 1911 году состоялся первый авиаперелёт Санкт-Петербург — Москва. Он был не совсем успешным, из девяти долетел до цели только один самолёт, а самолёт любимца публики Уточкина разбился. Получив тяжёлые травмы, этот человек больше не поднимался в воздух.

И, наконец, увлечение авиацией в ту пору дошло даже до священников. На аэроплане полетал руководитель военного духовенства протопресвитер Георгий Щавельский. Говорят, что Николай Второй  этого поступка священника не одобрил.

Но вернёмся к середине «До и после знаковой даты» (А. Баринов) и что, вероятно незаметно, произошло для населения Читы и области. Передо мной вырезка  из газеты «Забайкальский рабочий» от 7 мая 1909 года № 83. Когда-то всю статью я не сберег, взял только первый фрагмент (главу «Святой отец… аэроклуба»),  касающийся истории Читы начала ХХ века. Не знаю даже, кто её автор. Посвящена статья 75-летию образования Читинского авиационно-спортивного клуба РОСТО.

Вот что пишет в ней автор:
«Майским утром 1910 года генерал-губернатор Забайкальской губернии А. Кияшко обнаружил на своем рабочем столе необычный пакет. На пакете значилось: «Императорский аэроклуб, состоящий под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством. Совет. С.-Петербург, Литейный проспект, 10». Сразу оговорюсь, что в начале текста допущено три существенных ошибки. Военный губернатор назван «генерал-губернатором», была Забайкальская область, но не «губерния», а в начале 1910 года военным губернатором области был назначен генерал-майор Косов Василий Иванович.

Диакон Иннокентий
Далее по содержанию статьи следует, что внутри конверта находится ещё более интересная бумага. В ней говорилось: «Императорский Всероссийский Аэроклуб сим имеет честь сообщить, что член-сотрудник Императорского Всероссийского аэроклуба диакон Иннокентий Подгорбунский Александрово-Заводской Николаевской церкви Нерчинского округа избран Советом в заседании от 12 апреля с.г. уполномоченным Императорского Аэроклуба в пределах Забайкальской области. К сему прилагается для сведения экземпляр инструкции, устав, список членов, отчёт о деятельности».

Послание, конечно, удивило военного губернатора, но, видимо, утруждать себя вопросом, каким образом отец Иннокентий оказался представителем Аэроклуба в Забайкалье, не стал. Он решил, что духовному лицу не следует заниматься авиационно-небесными делами и исправил ситуацию. В столицу было отправлено письмо с предложением более подходящей кандидатуры в качестве уполномоченного Всероссийского Аэроклуба в Забайкалье. В ответе из Аэроклуба сообщили, что по рекомендации губернатора член-сотрудник клуба атаман второго отдела Забайкальского казачьего войска Н.И. Эпов избран Советом уполномоченным Аэроклуба.

Генерал В.И. Косов, передавший вместе с полномочиями аэроклубовские документы Н.И. Эпову, здраво рассудил, что более подходящей фигуры для этого дела нет. Как и император, отнесшийся отрицательно к полёту на аэроплане руководителя военного духовенства Щавельского.


Справка:
При подготовке публикации использована литература: Эпов Николай Иванович, атаман 2-го отдела ЗКВ в 1906-1912 гг., полковник, автор книги «Забайкальское казачье войско»/ Сост. сотник Н.И. Эпов под руководством наказ. атамана/ — Нерчинск: тип. М.Д. Бутина, 1889, 75 с. Подгорбунский Иннокентий Александрович (12 ноября 1862, Нерчинско-Заводской округ Забайкальской области, Российская империя — 19 сентября 1913, г. Иркутск, Российская империя) — священник, педагог, учёный, фотограф и краевед (Иркипедия).


На фото: Иннокентий Александрович Подгорбунский, сотрудник аэроклуба

Все материалы рубрики "Страницы истории"


Валерий Филоненко,
подполковник в отставке

«Читинское обозрение»
№48 (1636) // 25.11.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).