Телевидение Третьего Рейха

Часть II

 
«Внимание! Внимание! Говорит и показывает столица XI Олимпийских игр! Наши телекамеры и микрофоны установлены на одном из крупнейших стадионов мира «Олимпия», вместившем в себя 100 тысяч зрителей и сотни атлетов, прибывших со всего света на праздник мира, силы, радости, гармонии и красоты, – вещает восторженный голос телекомментатора и добавляет с не меньшим энтузиазмом: – Да здравствует Олимпийский Берлин! Хайль, Гитлер!». На календаре 1936 год. В сегодняшнем «Синескопе» продолжаем знакомство с историей первого в мире полноценного регулярного телевидения для широких масс. 

Телереволюционная Олимпиада
Специально для показа спортивных состязаний XI Олимпиады были построены электронные телекамеры «Ikonoskop» (разработка инженера Владимира Заворыкина от 1928 г.), которые в духе национал-социализма называли «телепушками». Любопытно, что модернизированными аналогами этих камер пользуются до сих пор.


Именно в 1936 году, как отмечают историки, телевидение начало входить в сознание публики. Приблизительно 150 тысяч зрителей в Берлине, Потсдаме, Гамбурге и Лейпциге смогли следить за Играми в 28 «телевизионных комнатах». Специально для Олимпиады в помещении министерства рейхспочты на Лейпцигерштрассе, 13 был сооружён гигантский по тем временам экран размером 2 х 1,5 метра для 300 зрителей! Для передачи соревнований с различных спортивных объектов были созданы первые в мире ПТС – передвижные телестанции на базе автобусов, так удивительно похожих на современные. Объём прямых телетрансляций составлял 7-8 часов в сутки, что вполне сравнимо с нынешними показами олимпийских состязаний. В общей сложности в Германии 1936 года Олимпиаду смотрело по телевизору свыше 150 тысяч телезрителей.


Кабельный фатерлянд
В феврале 1937 года начались работы по созданию первого кабельного (!) ТВ, которое должно было быть доступным не только берлинцам, но и жителям других крупных городов. Широкополосный, самый длинный в мире, кабель длиною свыше 2500 км проложили между Берлином, Нюрнбергом, Лейпцигом, Мюнхеном и Кёльном. Общий хронометраж вещания стал двухчасовым. Не слишком много по нынешним понятиям, но даже больше, чем отпущено региональным телекомпаниям России 2015 года. В том же 1937-м германские телеинженеры чёткость изображения подняли до 441 строки (до 2008 года держался стандарт в 521 строку в США и 625 в России). Появилась аппаратура для цветного телевещания.

ТВЧ Третьего рейха
Как известно, в наши дни на телевидении происходит мировая технологическая революция. Телевидение высокой чёткости (ТВЧ), при котором «картинка» в 1026 строк даёт изумительно «сверхреальное», почти объёмное, изображение. 

Новейший телестандарт, на который переходит сегодня весь мир, на деле оказался... не совсем новым. 78 лет назад инженеры нацистской Германии построили соответствующую съёмочную аппаратуру и телевизоры со стандартом «картинки» 1029 строк! Качество изображения повергло немногих зрителей в шок: создавалось впечатление, что экран – просто отверстие в телевизоре, за которым находится вполне реальная улица (камера была установлена неподалёку от здания студии). Однако работы по созданию ТВЧ в Третьем рейхе дальше экспериментов не пошли. Причина – крайняя дороговизна технологий. Вся электроника была тогда исключительно ламповая, являющая собой первоепоколение «аналоговой», а для недорогого ТВЧ всё же требовались «цифровые» технологии, освоенные лишь в XXI веке. 

Арийские дикторы

Почти все телепередачи в Третьем рейхе вели красивые и уверенные в себе дикторши – Эльза Эльстер (см. фото) и Урсула Патчке, девицы стопроцентной «арийской» внешности (других даже близко не подпускали). Бодрыми голосами они обращались к телезрителям, не забыв на прощанье весело крикнуть: «Хайль, Гитлер!».


Сериалы, полиция, ток-шоу...
Именно в это время возникли предтечи популярных нынешних передач и сериалов. Хотя привычных сегодня боевиков ещё не было, полиция уже в середине 30-х начала использовать телевидение для розыска преступников. Было и то, что ныне называется ток-шоу: в 1937 году показали дискуссию с участием известных артистов на тему: «Могут ли быть поцелуи на сцене и в кино настоящими?». Надо заметить, что по большому счёту репертуар телепрограмм нацистской Германии был почти аполитичным и мало чем отличался от того, что смотрит современный зритель: те же передачи для домохозяек, игры, викторины, ток-шоу, телесериалы (серий только было поменьше), спортивные соревнования, реклама и т.д.

ТВ-патриоты и товарищи из НСДАП
По мере приближения войны телецензура становилась более жёсткой, эфир отдали выступлениям фюрера и патриотическим программам. По словам одного из первых немецких телерепортёров, нацисты прямого давления на журналистов не оказывали. Существовала... самоцензура. Например, диктор, рассуждая о состоянии современной музыки, не забывал упомянуть о тех, кто не согласен играть в унисон с «основным ритмом»: мол, их отправили в «музыкальные лагеря», где они поют, чтобы получить ужин.

Телевидение Германии становилось всё более пропагандистским. В новостных блоках были часты различные интервью с такими высокопоставленными лидерами НСДАП, как Иозеф Геббельс, Роберт Лей, Альберт Шпеер и т.п. Начиная с января 1938 года, стали появляться «тематические вечера».

Домашний телевечер с СС
Примерно так выглядела программа передач, посвящённая службе СС:

20.00 Актуальные сообщения.
20.38 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт старинную солдатскую песню на фоне занавеса с руническим символом СС.
20.39 «Слово о главном». Говорит член штурмового подразделения СС.
20.40 «Германское прошлое живёт». Фильм снят по заказу рейхсфюрера СС.
20.45 Штурмовое подразделение СС 8/75 им. Эдмунда Бенке поёт ещё одну солдатскую песню.
20.48 «Слово фюрера». Отрывки из фильма.
20.49 «В борьбе – к победе». Фильм, снятый по заказу рейхсфюрера СС.
21.00 Повторение программы.

Телевидение Второй мировой
С октября 1939 года телевещание Третьего рейха уже было полностью сосредоточено в руках военных. Солдаты и офицеры советской армии и армий союзников довольствовались в минуты отдыха просмотром картин с мобильных кинопередвижек. В тылу было то же самое, разве что фильмы шли в клубах и кинотеатрах. Немецкие военнослужащие помимо «полевого» кинематографа смотрели ещё и телевизоры (в тылу). В лазаретах, казармах и квартирах офицеров насчитывалось до 1000 телевизионных приёмников. Ещё около 500 телевизоров было установлено на производстве. Воюющая Германия инвестировала колоссальные деньги (63,3 млн рейхсмарок с 1939 по 1943 годы) в развитие телевидения. Во время войны немцы начали демонстрацию по TВ полнометражных художественных фильмов, среди которых были и будущие «трофейные картины», включая любимую картину фюрера «Девушка моей мечты». Немецкий телепередатчик был установлен даже в оккупированном Париже, на Эйфелевой башне. 

Телефинал Третьего рейха

1943 год стал печальным финалом для первого в мире регулярного телевизионного вещания. 26 ноября очередная передача прервалась, и на сотнях голубых немецких телеэкранов появилась заставка: «Извините, у нас перерыв по техническим причинам», сопровождаемая лёгкой музыкой. Через несколько минут экраны покрылись характерным «снегом». «Перерыв» так и не закончился – в самый мощный телевизионный передатчик Третьего Рейха угодила бомба авиации союзников, совершавшей налёт на Берлин. Голубые экраны гитлеровской Германии погасли навсегда.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№39 (1367) // 30.09.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

 

  

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).