Главная / Авторы / Сергей Балахнин / Терминатор. История
Терминатор. История
Часть I


Время обратимо… Запёкшаяся от ядерных ударов земля. В небе – рвань радиоактивных облаков. Размолотые в порошок камни и черепа. Дым. Мрак. Пепел. Вспышки автоматов и уханье гранатомётов. Крики людей во тьме и зловещее сияние тысяч красных пар-фотоэлементов. Но время обратимо – в мирном царстве людей 1984 года за женщиной тяжёлой поступью из адско-машинного 2029-го гнался огромный человек, который человеком не был. Один его глаз сиял недобрым красным огнём. Женщина и её Будущее должны были умереть…

Он пришёл из… гриппа
Болезненное марево сна или бредовое видение под воздействием высокой температуры? Но некий Джеймс Фрэнсис Кэмерон ясно увидел это странное, жуткое видение: бегущую женщину и человекоподобное чудовище. Отчаянно гриппующий, чихающий, никому не известный бородач – американец, бывший водитель грузовых машин, с трудом вылез из постели и отправился на работу – в одну из студий Рима. Он собирался заняться монтажом своего первого полнометражного и далеко не самого лучшего своего фильма – ужастика «Пиранья-2: Нерест». Но что там невзрачные рыбы-каннибалы, когда его мир в лязге сверкающего металла уже родился. Мир Терминатора.

35 лет… Продолжение последовало
…Сегодня ему исполнилось 35 юбилейных лет, и многомиллионные армии зрителей-поклонников замерли в ожидании его очередного появления. Совсем скоро, 31 октября, он ворвётся тяжёлой поступью в экранное пространство «Бригантины», «Удокана», а затем и остальных кинотеатров Забайкалья масштабным зрелищем с не менее «масштабным» бюджетом в 200 млн долларов. «Терминатор: Тёмные судьбы» (реж. Том Миллер, продюсер Д. Кэмерон и др.) – долгожданная официальная третья часть культового классического «Терминатора», порождённого автором и режиссёром, знаменитым Джеймсом Кэмероном в 1984, затем – в 1991-м. Третья часть «Терминатора» почти совсем, по признаниям критики и зрителей, потеряла «дух Терминатора», а последующие после неё картины «Терминатор: Да придёт спаситель» (2009) и «Терминатор: Генезис» от 2015 года остались лишь попытками перезапустить классическую трилогию Д. Кэмерона. И вот, наконец, свершилось! Официальная третья часть с участием «терминатора всея Земли» Арнольда Шварценеггера и его соратницы, актрисы Линды Хэмилтон, вечной воительницы с машинами Сары Коннор, а также с участием новых персонажей, новых актёров и ультрановых и ещё более опасных сверхТерминторов…

Каков же был путь первой свирепой человекообразной машины-убийцы из будущего Т-800, ставшей затем почти человеком – благородным защитником людей этого грядущего? Сегодня самый подходящий момент поведать вам, уважаемые друзья, историю появления одного из самых знаменитых фантастических фильмов за всю историю кинематографа, сверкающе-лязгающей легенды под названием «Терминатор», а затем и её продолжения. Итак, сегодня – первая часть синескоп-терминато-трилогии, и начну я её с того…

Как Терминатора пробивали
…В ноябре 1982 года сценарий, написанный вернувшимся из Италии в США начинающим режиссёром фильмов категории «Б» (малобюджетный киноширпотреб, в основном, для показа по ТВ) Кэмероном в соавторстве с другом детства Уильямом Вишером лёг на стол продюсеру Гэйл Энн Хёрд. Объём «Терминатора» составлял 122 страницы. Продюсерша заинтересовалась странной писаниной. А дальше произошло то, что вошло затем в кинораздел книги рекордов Гиннесса – мисс Энн предложила авторам за сценарий будущего мега-кинохита… один доллар! Символический. И они… согласились! Правда, Кэмерон поставил продюсеру (а она оказалась его давней знакомой и, вдобавок, будущей женой) условие, что ставить то, что написано, будет лично сам. Ударили по рукам, и троица, уверенная в успехе нового, оригинального проекта, отправилась искать студию, желающую взяться за его производство. Увы, никто из могучих голливудских монстров-кинокомпаний не выразил желание ставить картину, напичканную сложными спецэффектами и какими-то ходячими железяками-киллерами. После долгих хождений по киноконторам «Терминатор», в конце концов, оказался в небольшой компании «Хэмдейл» – там заинтересовались убойными роботопохождениями и порекомендовали невиданный проект коллегам – более крупной и влиятельной на тот момент компании «Орион Пикчерз», где режиссёру было поставлено единственное условие – урезать до минимума спецэффекты, чтобы уложиться в смету в 4 миллиона долларов. Обрадованного Кэмерона сие не смутило – он умел быть экономным (сказывался опыт работы с малобюджетным кино)… Проект «Терминатор» был запущен в производство весной 1983 года.

Роботы любят шоколадки
Сегодня просто невозможно представить, что Терминатора – эту опаснейшую машину-убийцу из будущего мог воплотить в жизнь ещё какой-либо актёр, кроме Арнольда Шварценеггера. К тому же, думаю, вам будет любопытно узнать, уважаемые поклонники могучего человекообразного металлического амбала, что, оказывается, первоначально, по задумке Кэмерона, Терминатор должен был вообще не выделяться из толпы обычных людей. Он имел средний рост и объём тела. Употреблял спиртосодержащие жидкости (запросто дул водку и виски) и даже закусывал (колбаска-салями, оливки, огурчики). В сценарной заявке к фильму говорилось о том, что Терминатор должен был время от времени есть для того, чтобы его человеческая плоть не разрушалась. Также была сцена, в которой Терминатор кушает шоколадку…

Негротерминатор, Лэнсотерминатор и Арнитерминатор
На роль киборга-убийцы рассматривался чернокожий актёр и профессиональный игрок в американский футбол Орентэл Джеймс Симпсон (позже снялся во всем известной трилогии – комедии «Голый пистолет»). Но продюсеры побоялись, что Симпсон – «терминатор-негр» – не будет воспринят зрителями всерьёз. Футболиста отвергли. Потом Кэмерон хотел сделать Терминатором своего друга Лэнса Хэнриксена («Чужие» – робот Бишоп). Шварценеггеру же была уготована роль… положительного героя Кайла Риса – солдата, бежавшего из адского грядущего в прошлое, чтобы встретить Сару Коннор (актриса Линда Хэмилтон) – женщину, которая должна родить будущего лидера Сопротивления, победившего армии роботов взбесившегося искусственного интеллекта – Скайнета. Видевший Арнольда Шварценеггера только на экране, в нашумевшей картине жанра фэнтези «Конан-варвар» и на фотографиях, Кэмерон при встрече был поражён 36-летним австрийским гигантом с квадратной физиономией и горой мышц. «Да ты же, парень, вылитая живая машина-убйица!», – воскликнул режиссёр.

Экономия по-терминаторски
Из-за мизерности бюджета создать на экране то, что задумывал поначалу Кэмерон: бои, погони и прочие динамичные сцены, необходимые для отображении войны людей и роботов, было очень затруднительно. Практически из «ничего» появился и Терминатор – робот с железным скелетом, состоящим из изощрённой системы гидравлических мышц, сверхчувствительных сенсоров.

Поскольку Терминатор самостоятельно передвигаться почти не мог – только при помощи «экипажа» из трёх техников, а в некоторых эпизодах Терминатора пришлось даже разделить на две части – верхнюю и нижнюю – каждая часть появлялась в камере отдельно (разумеется, зрители об этом и не догадывались). А вот сцены боёв в будущем из-за нехватки средств получились не слишком удачными – в глаза бросалась бутафория. Сама съёмочная площадка, где фигурировали машины-убийцы, была всего… пять метров в диаметре. А роботы-«актёры» были небольшими модельками. С целью имитации пространства и атмосферной дымки пиротехники использовали подручные средства в виде обычных пчеловодческих дымокуров с древесным углём.

Терминатор-инвалид
Всё производство фильма было подчинено одной сложнейшей задаче – уложиться в смету. Поиски в этом направлении приводили подчас к неожиданным находкам. Например, чтобы не брать в аренду дорогую операторскую тележку, оператор Эдам Гринберг оседлал… инвалидную коляску, которую толкали с большой скоростью. А когда потребовалось снять металлический скелет полуразрушенного Терминатора, то, чтобы не создавать его заново, рабочие из группы тащили его верхнюю половину, как на носилках, надев на две деревянные палки. При этом Гринберг снимал действие ручной камерой, и ему приходилось подстраиваться в ногу с носильщиками, чтобы Терминатор в кадре не дёргался. Зрелище было очень смешным – выделывающий потешные коленца оператор и грозный киборг-убийца на кривых деревяшках. Наблюдавшие эту сцену изрядно повеселились. Зритель же на экране видел только верхнюю часть Терминатора и воспринимал всё происходившее совершенно серьёзно. Любопытен и тот факт, что уже после премьеры фильма создателей «Терминатора» атаковали письмами и личными посещениями… инвалиды. Увечные просили изготовить такие же замечательные протезы, как руки и ноги грозного киборга. Инженерам съёмочной группы долго и помногу раз пришлось объяснять людям, что как протезы эти части тела машины использоваться не могут…

I`ll be back
Свой первый, полностью авторский фильм бывший водитель грузовика, малоизвестный режиссёр Джеймс Кэмерон снял за 106 дней. «Терминатор» шагнул в мир людей 35 лет назад – 26 октября 1984 года. Скромный бюджет фильма в 6 миллионов 400 тысяч долларов обернулся создателям и продюсерам 80-ю миллионами. О Кэмероне заговорили. Культурист из Австрии окончательно и бесповоротно приобрёл статус культового актёра, а Терминатор, даже в финале, раздавленный заводским прессом, словно подмигивал миру людей красным глазом-фотоэлементом и произносил своё знаменитое: «I`ll be back» – «Я вернусь», недвусмысленно намекая

Часть II
Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№44 (1580) // 30.10.2019 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net