Война в объективе

Часть III


Часть I
Часть II

«Слова врут, документальное изображение – никогда», – сказал один из знаменитых режиссёров. Ради этой правды в огненные 1940-е они шли сквозь ужас, кровь и смерть, чтобы донести её тем, кто сражался на трудовом фронте. Чтобы дать силу, надежду и волю к Победе тем, кто на передовой. Чтобы эту правду Великой войны донести до потомков. Ради неё и шли в бой навечно оставшиеся «за кадром» герои – «киносолдаты» Великой Отечественной – фронтовые операторы. Сегодня мы продолжаем рассказ о них.

Враги операторов: люди и не люди

Помимо главных врагов: немцев, венгров, итальянцев, румын (а затем, позже, японцев), их оружия и боевой техники, у советских фронтовых операторов существовали ещё вражьи силы. Не смертельные для людей, но гибельные для работы: свет (вернее, его противоположность) и дым. Дело в том, что большинство военных операций проводилось рано, на рассвете, а некоторые действия вообще почти всегда ночью (разведка, минирование, переправы через реки и т.п.). Высокочувствительной отечественной киноплёнки не было и в помине, как и импортного, американского «кодака», которого союзникам самим не хватало. Осветительный прибор, понятное дело, не поставишь. Это и объясняет, почему съёмок ночных операций в советской военной хронике крайне мало. Чего, кстати, не скажешь о вражеской. У немцев уже тогда имелась чувствительная экспериментальная плёнка фирмы «Agfa» «светосилой» до 500 единиц (!) (отечественная чёрно-белая дотягивала лишь до 90), позволяющая снимать в ночное время. Правда, её в связи с дороговизной производства выдавали в крайне ограниченных количествах.

И ещё один враг – дым. После артподготовок поднимались такие столбы дыма и пылищи, что снимать операторам с той и другой стороны фронта было абсолютно невозможно.

«Цветная» война
Теперь о расхожем стереотипе, связанном с хроникой Второй мировой войны. Большинство из нас, зрителей, особенно СССР и современной России, видели её только чёрно-белой. На самом деле, фронтовые операторы снимали войну и в цвете! Конечно, таких съёмок было немного. Снимали боевые операции на цветную плёнку наши союзники – американцы. Плёночная продукция компании «Кодак» уже тогда славилась своим качеством. Но и она не могла конкурировать со своим «цветным врагом» – немецкой «Agfa». Именно благодаря плёнке этой фирмы больше всего цветных фронтовых хроникальных съёмок произвели вражеские операторы. Качество плёнки «Agfa», её передача цвета были настолько высоки, что при просмотре трофейной цветной фронтовой хроники даже сегодня, в «кино-цифровой» XXI век, возникает ощущение, что происходящее снято не позже 1980-х годов. Впрочем, к концу войны и у немцев начались перебои со снабжением цветной плёнкой. Доходило до того, что фронтовые операторы и фотографы начали воровать (или покупать за «шнапс», продукты и сигареты) дефицитный товар со складов и фронтовых обозов. Геббельс, отвечающий за идеологию и пропаганду в Рейхе, был вынужден отдать приказ, грозящий расхитителям «национал-социалистической собственности» переводом в штрафбат или расстрелом. Впрочем, это мало помогло, тем более, что к 1945 году вражеским хроникёрам пришлось перейти полностью на чёрно-белый «паёк» – производство цветной плёнки стало дорогим удовольствием. Что же касается советских фронтовых операторов, то им приходилось довольствоваться трофейным «цветом». А если учесть, что лаборатории Центральной студии документальных фильмов в Москве (ЦСДФ) по причине дефицита сложных химикатов с неохотой брали в проявку цветные плёнки, то становится вполне понятным, почему военные хроникальные съёмки у нас оставались почти всегда чёрно-белыми.

Оператор против «люфтваффе»
Случалось, что операторы отличались не только своими съёмками, но и другим фронтовым «творчеством». Так, Борис Шер с ЦСДФ снимал однажды панорамы боевых действий с воздуха, удобно устроившись в самолёте-штурмовике на месте стрелка-радиста. Внезапно из облаков напали «фокке-вульфы». Шер, одной рукой удерживая тяжёлую камеру в направлении атакующего противника, другой схватился за пулемёт и дал очередь. Пока тяжёлая «фронтовая» камера «Аймо» работала (одного полного завода пружины камеры хватало на 30 сек.), оператор поливал немцев огнём, и киноаппарат фиксировал всё происходящее. Когда камера остановилась, Шер отложил её в сторонку и дал эффектную очередь по врагу. Крыло одного из «фоккеров» разлетелось на куски, и самолёт, кувыркаясь, канул вниз. За сбитого врага оператор Борис Шер был награждён орденом Боевого Красного Знамени, а кадры, снятые им в воздушном бою, украшают многие документальные фильмы (в том числе и зарубежные) о Второй мировой войне. И такие герои военно-хроникального кинематографа были ещё...

Жанны д`Арк: вместо мечей – камеры
Кто думает, что съёмки войны – дело мужчин, тот жестоко ошибается. Немало боёв и уникальных, страшных фронтовых кадров снято операторами-женщинами! Советские Жанны д`Арк, вместо меча у которых были кинокамеры. Их было трое: Галина Захарова, Оттилия Рейзман (см. фото) и Мария Сухова. Первая вела съёмки в осаждённом Ленинграде. Захарова была настолько верна своему делу, что до самой последней минуты скрывала от всех беременность, опасаясь, что её могут отправить рожать из блокадного города на Большую землю, и продолжала снимать страшные кадры осады. Двух последних руководство ЦСДФ как высококлассных специалистов не раз отправляло на самые опасные съёмки в глубоком тылу у немцев. Однажды девушек забросили в одно из партизанских подразделений, где они сняли блистательные репортажи о народных мстителях. На студию кинохроники удалось вернуться только Оттилии Рейзман, а Маша Сухова погибла в бою, выбираясь вместе с партизанским отрядом из окружения.

Кадры Победы: Знамя над Рейхстагом. Как это было
Не всем было суждено увидеть кадры операторов Ивана Панова и Михаила Шнейдерова, снятые в Берлине, где над Рейхстагом 1 мая 1945 года взвилось красное Знамя Победы, водружённое сержантами Егоровым и Кантария под командованием лейтенанта А. Береста (прикрывал группу огнём). Эти исторические кадры имеются во всех военных кинохрониках мира, но мало кто из обычных зрителей знает, что это инсценировка, «восстановление факта»! Прибегнуть к такому «ходу» операторам пришлось из-за банальнейшей причины: Знамя Победы было водружено на купол Рейхстага около трёх часов утра, то есть, по существу, ночью. Как было отмечено выше, отечественных плёнок с высокой чувствительностью, позволяющих снимать в тёмное время суток, просто не было. Вот и пришлось со всеми мельчайшими подробностями восстанавливать кадры с установкой Знамени через несколько часов после свершившегося факта, когда взошло солнце.

Итак, вот она, лучезарная Великая Победа, мы видим её на «расстоянии» 70 мирных лет в кадрах хроники, снятой почти безвестными героями-операторами.

Отечественная киновойна: бойцы, длина, время, потери
258 фронтовиков сняли своими верными, тяжёлыми ручными камерами «Аймо» (вес 5 кг с тремя объективами на турели и 3,5 кг – с одним + полкилограмма ролик плёнки в 30 метров) и её «двойником» – камерой «КС» 3 500 000 метров плёнки боёв, огня, смерти – бесценной исторической хроники Великой войны и Победы. Если собрать и склеить воедино всю военную хронику, что была снята за весь период Великой Отечественной войны, то этот фильм длился бы беспрерывно 81 сутки! Но, кроме победы, как и во всякой войне, были потери. Советской кинематографии война нанесла гигантский материальный урон в астрономическую сумму 2 953 938 000 рублей (более семи-восьми миллиардов, переводя на современный курс рубля)! Сколько же можно было снять фильмов и выучить новых, талантливых кинематографистов...

Но никакими деньгами не выразить потери мастеров экрана. Каждый второй «киносолдат» был ранен. Со съёмок не вернулся каждый четвёртый... Отданные героями – фронтовыми операторами – здоровье и жизнь за кадры с правдой войны, за возможность далёким потомкам, зрителям видеть воочию саму Историю: страшную и великую. Это стоило того. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», говорит народная мудрость. Тем более, что слова врут, документальное изображение – никогда.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1556) // 15.05.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).