«War и мир», «Война and peace»

Часть III


Самый колоссальный проект за всю историю мирового кинематографа. Никем не превзойдённый даже в XXI веке не только по технологическим масштабам, по съёмочным рекордам, по количеству массовок и участию звёзд советского кино, по небывалой зрелищности, но и по сверхгигантскому бюджету и количеству восторженных зрителей мира... Продолжаем рассказ о рождении киношедевра – легендарной картины русского мастера Сергея Бондарчука «Война и мир».

Первые сражения
1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую экспедицию – в Закарпатье, в город Мукачево. В этих местах предстояло снять сразу два крупных сражения: 1805 года между русско-австрийскими (австрийцы в конечном итоге даже не вступили в бой) и французскими войсками: Шёнграбенское и Аустерлицкое. Ни одна киноэкспедиция в мире не смогла сравниться с русскими по количеству транспортируемого реквизита – он занимал 150 вагонов! 

К съёмкам сражения при Шёнграбене приступили только в конце февраля 1963 года. Работа велась несколько дней у села Куштановица. В массовых сценах было задействовано 3000 человек. Съёмки шли трудно. Операторам приходилось снимать по множеству дублей (иной раз по 30-40!), поскольку управлять такой массовкой было чрезвычайно сложно. Нередко люди за съёмочный день так выматывались, бегая туда-сюда по несколько сот метров, что к вечеру буквально валились с ног. 

Когда совсем потеплело и всё вокруг покрылось живописной зеленью, на футбольном поле стадиона в Мукачёво сняли эпизод, где русский и австрийский императоры проводят смотр своего 80-тысячного союзнического войска под Ольмюцем.

Двойник Бородино и 12000
20 июля киногруппа отправилась во вторую, самую главную экспедицию всего проекта – в Смоленскую область, под город Дорогобуж, в долину Днепра, где предстояло снимать самую масштабную, вошедшую в анналы истории мирового кинематографа, баталию – сражение при Бородино. Выбранная натура по рельефу почти зеркально походила на реальное бородинское поле. Задолго до первых съёмок сражения, что начались 1 августа, 12 тысяч (!) статистов-военнослужащих, предоставленных министерством обороны СССР для работы над картиной, на протяжении двух месяцев вживались в образ. Каждое утро переодетые в форму тех времён солдаты строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приёмы ведения боя своих прадедов.

В помощь – мундиры оловянные и... современные. Для пошива десятков тысяч костюмов директор фильма привлёк Госплан СССР и министерство лёгкой промышленности. Интересно, что для создания некоторых деталей военного обмундирования художники по костюмам пользовались раритетными коллекциями... оловянных солдатиков, отлитых в 20-х годах XIX столетия и взятых у одного ленинградского любителя старины. Впрочем, на общих планах за «деталями» и «точностью» никто не гнался – массовка была одета в обычную современную армейскую полевую форму, за исключением белых штанов, белой ленты через плечо и чёрного кивера, надетого поверх пилотки. 

Величайшая кинобитва мира
Съёмка центральной панорамы главного сражения, ставшей впоследствии шедевром операторского и режиссёрского мастерства, была назначена на 25 августа 1963 года – в этот день 151 год назад русские войска выстояли в труднейшей героической схватке с наполеоновскими ордами. 

Всё поле боя разделили на секторы. В каждом – полевая рация. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». По громкой связи и через рации раздалась команда «Мотор!», и началось...

Полыхнуло огнём, загремело, задымилось. Заработало несколько камер: на земле, в небе – с вертолётов помчались по специальным канатным подвесным дорогам, дающим возможность снимать бой с «точки зрения» летящих пушечных ядер.

За один непрерывный эпизод перед объективами развернулась многоплановая картина: под мостом промчалась конница (мост был наведён через «реку», пущенную пожарными из шлангов), бесновались пушки, в рукопашной схватке сомкнулись шеренги тысяч французов и русских. Этим рукотворным адом управлял не только режиссёр, но в первую очередь главный пиротехник группы Владимир Лихачёв – в его распоряжении было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. На съёмку одного только боя под Бородино было потрачено свыше 10 тонн пороха, 40 тонн керосина, 10 тысяч дымовых шашек! А сколько пушечных снарядов, «шрапнели», патронов!.. К чести пиротехников, не произошло ни одного несчастного случая. 

В общей сложности в съёмках битвы под Бородино приняло участие почти 13 тысяч 500 пеших солдат и 1500 военнослужащих-конников. 

Служивый из массовки (воспоминание). Тысячи солдат-статистов смогли убедиться, что съёмки батальных сцен – дело тяжёлое, порой далёкое от романтики, а то и просто страшное. «Нам по громкой связи объявили, что будем снимать эпизод, в котором с французской стороны било около двухсот орудий, а с русской – сотня, – вспоминал один из статистов. – Раздали холостые патроны для наших трёхлинеек, предупредили, чтобы держали стволы повыше, и мы пошли вперёд под грохот барабана... Вдруг как шарахнет что-то сзади, аж колени подкосились, и обожгло шею. Оборачиваюсь, а это рванул фугас, и над нами поднялся огненный гриб метров в десять... «Господи, нигде не укроешься: ни окопов, ни блиндажей – мелькнуло в голове, – а каково было нашим прадедам в настоящем бою?!». 

Были и курьёзные моменты. Солдаты писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута...». 

Обращаясь к актёру Борису Захаве, полностью вошедшему в образ великого полководца, солдаты иной раз на полном серьёзе козыряли: «Товарищ Кутузов, ночью холодать стало, нельзя ли одеяльцев подбросить?».

Бал Наташи Ростовой и... оператора
4 ноября группа вернулась в Москву, где до середины июня 1964 года продолжила натурные и павильонные съёмки. Среди множества объектов, сцен и эпизодов особой роскошью и размахом отличался «Первый бал Наташи Ростовой». Съёмки велись в самом большом мосфильмовском павильоне №1 с участием массовки численностью в 500 человек. Огромная декорация представляла собой абсолютную копию Большого зала Екатерининского дворца. Реквизит имел различное происхождение. Например, большую часть дорогой бижутерии создала знаменитая чешская фирма «Яблонекс». Несколько московских и ленинградских музеев предоставили огромные люстры, каминные часы, фонари-миракли, подсвечники и т.д. Для полного зрительского «погружения» в атмосферу бала главный оператор фильма Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих пар ассистент. Этот необычный творческий приём вошёл во многие учебники мира по операторскому мастерству.

Бондарчук... умер...
В июле, после съёмок «Первого бала», у Бондарчука от нервного перенапряжения случился тяжёлый сердечный приступ. Работу пришлось приостановить до сентября, но далее министерство культуры СССР своим распоряжением вообще прекратило съёмки фильма. Оправившегося после болезни режиссёра обязали «под ключ» смонтировать и озвучить две первых серии эпопеи: «Андрей Болконский» и «Наташа Ростова» для участия 18 июня 1965 года в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Отснятого материала был вал. Кинематографисты торопились. Работа шла в крайнем напряжении, когда Сергей Бондарчук... умер. На четыре минуты. Выскочил в буфет, взял стакан кефира – и упал. Клиническая смерть. 

...и воскрес! 
Спасли врачи со «скорой». Однако режиссёр не стал долго отлёживаться, как рекомендовали медики. На ноги Бондарчука поставила любимая работа. Оба первых фильма были готовы вовремя и заняли на МКФ главный приз. В июле 1966 года картины вышли на широкий экран, став бесспорными лидерами проката, а Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева – признаны лучшими актёрами года. 

Москва горит – Канны рукоплещут
С августа возобновились съёмки третьего и четвёртого фильмов. Осенью снимали один из грандиозных эпизодов эпопеи – «Пожар Москвы». Были задействованы шесть камер и пять пожарных команд, которые в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера. Однако и здесь группа пиротехников Лихачёва не подвела – Москву сожгли без инцидентов.

В конце декабря комиссии Госкино был сдан третий, наиболее зрелищный баталиями, фильм «1812 год». Именно эта картина в апреле 1966 года вызвала на самом престижном кинофестивале мира в Каннах сумасшедший ажиотаж, хотя и демонстрировалась вне конкурса. Зрителей в зал набилось столько, что часть из них вынуждена была стоять на ступеньках, поскольку все сидячие места были заняты – случай для Канн беспрецедентный. А съёмки «Войны и мира» продолжались...

Мегабюджет, мегадоход и «Оскар»
Наконец, в начале августа 1967 года была закончена работа над финальной, четвёртой лентой «Пьер Безухов». Именно тогда и был подведён финансовый итог «Войны и мира». Великая кинокартина обошлась великому СССР в великую сумму – свыше 90 миллионов рублей с учётом ряда расходов, которые понесло минобороны (курс доллара в те годы составлял 1 доллар – 92 копейки). В пересчёте на 2016 год (с учётом инфляции доллара), бюджет «Войны и мира» составляет свыше 710 (!) миллионов рублей, что делает его по праву самым дорогим проектом за всю историю кинематографа. Доходы с проката только по СССР (!) составили по нынешнему курсу более двух миллиардов «зелёных»! 

В общей сложности на производство «Войны и мира» ушло около семи лет. В 1969 году титаническая работа великого русского мастера получила особо престижный кинематографический приз – тот, к которому яростно рвалась, но так и не смогла добиться американская версия «Войны и мира» от 1956 года – золотую статуэтку «Оскара», а затем ещё массу призов (включая престижный «Золотой глобус») и дипломов. Масштабная картина Бондарчука вошла в книгу рекордов Гиннесса как «Самый дорогой фильм в мире» и лента «с самым большим количеством задействованной массовки (120 тысяч человек)».

Историческое полотно во славу русского оружия, русской души остаётся и по сей день ярчайшим произведением, соединяющим XXI век с героической эпохой Войны и Мира.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№21 (1401) // 25.05.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).