Кто заплатит за ущерб?

Прошлым летом квартиру читинца несколько раз затопило, едва сняли старую кровлю и начались дожди


Тема капитального ремонта многоквартирных домов и связанные с этим проблемы волнуют многих граждан. Чаще всего это действо проходит под девизом «Сначала будет хуже, а потом станет лучше, терпите». Жильцы стойко переносят все неудобства, ждут, вот только не всегда результат оправдывает ожидания.

История нашего читателя Сергея началась прошлым летом, когда в доме, где он живёт, на улице Богомягкова, 73 затеяли капитальный ремонт крыши. Итог оказался плачевным — его квартиру на верхнем, пятом этаже несколько раз затопило, едва сняли старую кровлю и начались дожди. Вот что он рассказал:

Работники Фонда капремонта осмотрели последствия затопления, составили акт, несколько раз ко мне приходил представитель подрядчика, помогал слить воду с натяжного потолка, обещал возместить ущерб. В итоге крышу сделали, а мне никто ничего не возместил. Моим соседям, которых также затопило, повезло больше, им всё компенсировали. Что мне делать? С кого потребовать возмещение ущерба за испорченное имущество — с Фонда или подрядчика?

На вопросы Сергея и редакции «ЧО» ответила Марьяна Грибанова, исполняющая обязанности генерального директора Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

Кто принимает решение о необходимости проведения ремонта?

Всё начинается с формирования краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов. Этим занимаются органы местного самоуправления, например, администрация города Читы. Информацию о состоянии общедомового имущества, о необходимых видах ремонтных работ им предоставляют управляющие компании. Учитываются результаты проверок, обследований, жалобы и обращения жителей. Дальше муниципалитеты направляют свои планы на утверждение в министерство ЖКХ Забайкальского края. В результате формируется один сводный региональный план, который поступает на исполнение в Фонд капитального ремонта.

И как вы его исполняете?

Фонд, как региональный оператор, выполняет две основные функции: аккумулирует поступающие от граждан взносы и организует проведение капитального ремонта. То есть является техническим заказчиком. Наша задача — провести дефектование, оценить объёмы необходимых работ, составить смету и договор подряда, разместить документы на аукционе. Подрядная организация, которая будет непосредственно проводить ремонтные работы, определяется по результатам этого аукциона. В случае, если требуются существенные конструктивные изменения, допустим, переустройство крыши из плоской в скатную, выбираем организацию, которая разрабатывает проект, а после — организацию, которая займётся реализацией этого проекта. Аукцион проводится на электронной площадке РТСтендер. Пострадавшие жильцы на этом ресурсе могут найти всю необходимую информацию для оформления иска в суд, она находится в открытом доступе. Также можно обратиться с запросом в Фонд, чтобы узнать, что за организация проводила работы в вашем доме. Ещё одна задача Фонда — обеспечить контроль качества и соблюдения сроков, прописанных в договоре, непосредственно во время проведения ремонта. За просрочку или несоблюдение технологий подрядным организациям начисляется неустойка.

Что посоветуете Сергею?

— Если подрядная организация в ходе проведения ремонтных работ своими действиями допустила или причинила ущерб третьим лицам, например, собственнику квартиры, то есть два варианта: досудебное и судебное урегулирование вопроса. В досудебном порядке потерпевшая сторона обращается к подрядчику с просьбой возместить ущерб. Когда взаимопонимания найти не удалось, приходится решать вопрос через суд.

Фонд капремонта может помочь в такой ситуации?

— Да, можно написать претензию на подрядчика и направить её в адрес Фонда. Подчеркну, что исковое заявление для обращения в суд в Фонде за вас писать не будут. Мы направляем эту претензию подрядчику с предложением договориться мирно. Чаще всего подрядчики соглашаются, но бывает, и отказываются. В данном случае многое зависит от объективности требований потерпевшей стороны.

Какие документы необходимо оформить?

— Первое, что обязательно нужно сделать — оперативно зафиксировать факт причинения ущерба. Совместно с работниками управляющей компании, обслуживающей дом, составить акты о произошедшем заливе. В нём будет прописано, когда и при каких обстоятельствах появились дефекты: намокание потолка, отслоение обоев и штукатурки, порча мебели. Сотрудники Фонда могут быть в составе комиссии, хотя это и не обязательно, достаточно работников управляющей компании. Это поможет доказать, что всё произошло именно в этот момент, когда подрядная организация выполняла ремонт, что это следствие её действий или бездействия. Если актов нет и после капремонта прошло какое-то время, то доказать факт причинения ущерба будет очень сложно.

Также собственнику желательно сделать независимую экспертизу в любой независимой экспертной организации, которая определит размер нанесённого ущерба в денежном эквиваленте. Для суда компетентное мнение эксперта имеет большое значение.


Как Вы оцениваете работу подрядчика в доме, где живёт Сергей?

— Крыша дома по улице Богомягкова, 73 пострадала в результате чрезвычайной ситуации, и отремонтировали её довольно быстро, обращений с жалобами от граждан было немного. Практически все они урегулированы мирно без суда. На этом доме работала нормальная организация, с нашей стороны к ней претензий нет. Соседи, наверное, обратились к подрядчику, а Сергей — нет. Отсюда вывод: не ждите, когда к вам придут и спросят, всё ли у вас в порядке. Действуйте. Отмечу, что каждую конфликтную ситуацию, о которой нам стало известно, мы держим на контроле. Потому что судебные иски пойдут в отношении Фонда, а нам уже придётся подавать иски в отношении подрядчика. К тому же это даёт нам возможность оценить, насколько добросовестным является подрядчик.

Когда Фонд принимает работу подрядчика, жалобы и ущерб, причинённый жильцам, учитываются?

— Всё зависит от собственников. Жильцам направляется письмо с уведомлением о проведении капремонта, и они обязаны его рассмотреть на общем собрании. В случае ЧС это необходимо сделать в течение 15 дней, в обычном порядке — за 3 месяца. Если собственники рассмотрели предложение и оформили это протоколом общего собрания, то они назначают своего представителя, который будет принимать участие в приёмочной комиссии. Если собрание не состоялось, то за них решение принимает орган местного самоуправления — местная администрация, и в приёмочной комиссии собственники не участвуют. Ответственный представитель сможет во время приёмки озвучить все проблемы с подрядчиком. Закон предусматривает только такой порядок участия собственников в приёмке и оценке удовлетворённости капремонтом.

Все материалы рубрики "Темы"

 

 

Денис Приходько
Фото с официального сайта
Фонда капитального ремонта
Забайкальского края

«Читинское обозрение»
№7 (1647) // 10.02.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).