Хрупкое равновесие Церкви декабристов:

право на точку зрения


Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V

По многочисленным просьбам наших читателей ЧО продолжает публикацию мнений на тему возможного возобновления в Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви богослужений.

Тамара Мамонтова, директор туристической фирмы «Дартстур»:
— Хочу высказать своё мнение по поводу статьи протоиерея Павла Матвеева, опубликованной в № 39. Уважаемый отец Павел! Вы когда-нибудь задумывались над тем, скольких людей обидели представители церкви, когда взамен отказа от Церкви декабристов заполучили один из самых дорогих и значимых участков земли в центре города под строительство храма в честь Казанской иконы Божьей Матери? По генеральному плану города здесь должен быть расположен автовокзал с комнатами отдыха, комфортным залом ожидания рейсовых автобусов, кафе, комнатой ребёнка… А что теперь? Автовокзала до сих пор нет. Иногородние люди с детьми в мороз, дождь, снег, холод вынуждены на улице ожидать свои автобусы, чтобы уехать в ближние и дальние места Забайкалья. А ведь мы поверили обещаниям представителей РПЦ о том, что со строительством нового храма Музей декабристов не будет испытывать нападок, добровольно делали пожертвования на строительство нового храма, о чём свидетельствуют благодарственные письма от РПЦ в наш адрес. Выходит, нас обманули!

А теперь о ваших предложениях вне этих стен создать полноценную экспозицию. Как в новых, кирпичных или железобетонных стенах расположить специализированную экспозицию по декабристской тематике, создать колорит эпохи начала XIX века, ощущение того времени? Как вы себе это представляете? Или вы знаете такие примеры по России? Ваше предложение о создании историко-культурного центра возле Церкви декабристов, а уж тем более — возведении нового здания для музея абсолютно нереально из-за плотной застройки в этом квартале. Участка земли для размещения любого комплекса, даже отдельного объекта, посвящённого декабристам, в городе нет, потому как именно на этом пятачке земли, где стоит музей, декабристы жили, ходили, действовали, слесарничали, разводили огороды, занимались живописью, врачевали местных жителей. Они создали музыкальный квартет, летними вечерами из-за острожного забора читинцы слушали романсы и классическую музыку, исполняемую узниками.

Что касается предложения губернатора о проведении служб в Церкви декабристов. В апреле прошлого года известные в городе учёные, краеведы, архитекторы в открытом письме обратились к Александру Михайловичу Осипову с просьбой о помощи «…в решении вопроса сохранения выдающегося памятника деревянного зодчества ХVIII века — Старо-Читинской МихайлоАрхангельской церкви, известной как Церковь декабристов, или Музей декабристов». Восемнадцать подписей под этим обращением. Это ли не есть волеизъявление общественности города? Зачем снова нагнетать обстановку?

По своему опыту работы знаю, что туристов, стремящихся посетить наши места, более всего привлекает именно декабристская тематика и объекты, связанные с ними. Многие высказывают возмущение, почему до сих пор в нашем городе, который связан с одной из самых значительных и трагических страниц во всей декабристкой эпопее, до сих пор нет памятника декабристам. Во многих российских городах, поселениях, районных центрах уже давно стоят монументы, памятные доски, скульптурные изваяния, посвящённые декабристам, а в Чите до сих пор не сподобились. Вот бы чем заняться надо сейчас, ведь до двухсотлетия восстания на Сенатской площади ещё есть время…

Елена Иванова, читательница:
— После многолетнего перерыва приехала в родной город... За 37 лет мировоззрение в корне изменилось. Конечно, посетила Церковь декабристов... Душа трепетала — здесь венчался наш великий Святой — Лука Крымский. Так и не смогла пройти на то место, где раньше был алтарь, совершалась Евхаристия. Я шла не за историей восстания декабристов, пуском которой был выстрел в спину боевому генералу. Для меня, как и для всех православных, возобновление служб станет праздником.

Маргарита Логвинова, неравнодушный коренной житель Читы, ветеран:
— В разное время выступление декабристов и их личности трактовались по-разному. Но для нашего города эти люди сделали очень много. Будучи высокообразованными, они вели себя достойно и несли культуру и просвещение нашим предкам. Кроме того, они внесли большой вклад в архитектуру Читы.

И то, что осталось от них нам в наследство, и в моральном, и в материальном плане, нужно хранить, оберегать, нужно знакомить с этим достоянием горожан и гостей города. И не стоит начинать всё сначала — собирать какие-то артефакты и создавать новые объекты для знакомства с этими достойными людьми.

Очень много сил и нервов затратила в своё время бывший директор музея Елена Фёдоровна Калашникова, которая добилась создания музея. Вроде всё успокоилось. Нет. Периодически эта тема, как извержение вулкана, вырывается наружу, и начинается новая тяжба. Позволю себе высказать и некоторые замечания. К сожалению, просветительская работа по знакомству с Музеем декабристов, с личностями этих людей, с самим движением, на мой взгляд, недостаточна. Очень многие люди никогда не бывали в этом историческом месте и как-то безразлично относятся к истории нашего города.

Может быть, я ошибаюсь, но именно такой вывод я сделала, общаясь с людьми разных поколений. Недавно по инициативе Галины Фёдоровны Самариной были установлены верстовые столбы по пути движения декабристов из Читы в Петровский Завод. Об этом читинцы знают ещё меньше. Первый верстовой столб установлен как раз рядом с Музеем декабристов. Как всё это хорошо можно вписать в экскурсионные маршруты разного плана.



В своём комментарии по рассматриваемому вопросу православный журналист Ирина Михайлишина высказалась, что все неверующие уже через несколько секунд после смерти становятся верующими. Это очень сомнительно. И для чего им, ушедшим в мир иной, чтобы музей стал чисто церковным объектом? Это нужно не мёртвым, это нужно живым.

Артём, постоянный читатель ЧО:
— Думаю, необходимости в передаче здания Читинского музея декабристов РПЦ нет. Этот музей функционирует на протяжении долгого периода времени и в полной мере выполнят своё предназначение. РПЦ ставит под сомнение эффективность данной работы, объясняя это тем, что там не ведутся церковные службы. Но это взгляд на проблему, в первую очередь, церкви. Мнение остальных людей не учитывается, так как они, якобы, мало знают о православной вере и богослужении. То, что РПЦ своими действиями не объединяет людей, а вносит раскол в общество и дискредитирует саму себя, — фактор второстепенный. На первом месте — передача здания музея РПЦ. Судя по всему, любой ценой. Другие варианты здесь не рассматриваются.

Александр Петров, постоянный читатель ЧО:
— На мой взгляд, РПЦ должна начать с реставрации и возобновления работы других церковных сооружений в крае. И когда мы увидим, что они сумели отреставрировать и вернуть первоначальный облик другим брошенным храмам, тогда можно будет продолжить дебаты по поводу Церкви декабристов. Пока же мы не видим положительных примеров реставрации возвращённых им церквей.

Да и о том, как реставрируются исторические здания РПЦ, мы знаем. Они испортили исторический облик Воскресенского храма по улице 9-го января, облицевав его пластиком. Церкви было передано здание в селе Шелопугино, где размещался клуб. Однако за десять лет храм там так и не восстановили... Почему РПЦ не бьётся за здание Зерентуйской каторжной тюрьмы, в котором когда-то размещалась великолепная надомная церковь? Почему не просит передать ей брошенную Калининскую церковь Успения? Но им нужен музей — главная достопримечательность города. Церковь эта была построена на деньги, собранные жителями Читы, и жителям решать, как использовать это здание!

Если бы этот храм был единственным молельным домом, может быть, и был бы резон передать его церкви. Но церквей у нас много, а музей такой один, и именно он является достопримечательностью города. У церкви же есть, что восстанавливать и без этого здания. А скандал этот нужен только ради скандала. И раздувают его те, кто никакого отношения к его постройке, сохранению и восстановлению не имеет, то есть не является наследником тех читинцев, на чьи деньги он построен.

Почитайте клировую ведомость этой церкви. Она построена тщанием прихожан... Епархией она была брошена, после чего использовалась как соляной склад. Спасибо членам съёмочной группы фильма «Звезда пленительного счастья», которые придали зданию вид церкви для съёмок.., а потом уже и началась реставрация... Епархия где была тогда?

Татьяна, постоянная читательница ЧО:
— Браво архитектору Виктору Ивановичу Кулешу, который высказал свой взгляд на эту проблему в № 42 «Читинского обозрения». Всё чётко и обоснованно. Хочется обратиться к Русской православной церкви — оставьте в покое Музей декабристов! Лучше займитесь восстановлением брошенных старинных храмов в нашем крае…

Светлана Крюкова, читательница ЧО:
— Речь идет о храме! Если бы это был музей, то другое дело. Но это храм в честь Архангела Михаила, незаконно занятый музейщиками. Музеи никто не запрещает, стройте! Люди хотят вернуть храм!

Эльвира Моисейчева (Римкус), читательница:
— В этой старой, хрупкой церкви никак нельзя проводить церковные богослужения. При большом скоплении народа она быстро придёт в негодность и разрушится. И не будет у нас исторического памятника древней архитектуры, не будет этой изюминки, ради которой приезжают в Читу туристы со всего мира.

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"

 


Подготовили Екатерина Скороход
и Юлия Юдина

Фото Дениса Приходько
«Читинское обозрение»
№44 (1684) // 27.10.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).