Всем Союзом

27 апреля 1974 года из Москвы отправился Всесоюзный ударный комсомольский отряд


27 апреля 1974 года из Москвы на восток страны отправился Всесоюзный ударный комсомольский отряд. Начиналось строительство Байкало-Амурской магистрали.

В тот год, выступая 15 марта в Алма-Ате на юбилейных торжествах по случаю 20-летия освоения целины, Леонид Брежнев впервые объявил, что в стране начинается реализация грандиозного проекта строительства БАМа. При этом он подчеркнул, что «стройка станет всенародной» и в ней примут участие «посланцы всех республик». Да, на БАМе, как и везде трудились и обычные рабочие бригады, и военные, но именно на этой стройке было очень много комсомольско-молодёжных бригад.

Первый отряд начал формироваться ещё до 17-го съезда ВЛКСМ, решением которого БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И вроде бы (в некоторых публикациях и сегодня так пишут) прямо со съезда (в душевном порыве) 600 человек отправились поездом на восток. 

О том, как шло формирование первого отряда, рассказал несколько лет назад на страницах «Амурской правды» комиссар этого отряда Владимир Мучицын.

«По разнарядке ЦК ВЛКСМ требовалось призвать самых достойных, – вспоминал ветеран стройки. – Каждая область могла направить 15 человек, от республики – 25 молодых строителей». Его бригада, к тому времени работавшая в Горьковской области, поехала почти в полном составе. Уже непосредственно на 17-м съезде встал вопрос о руководстве отряда, численность которого достигла 876 человек.

«Я не знаю, по каким принципам шёл отбор, – рассказывал Владимир Васильевич, – но нас начали вызывать в ЦК ВЛКСМ. В первый день собрали 12 человек со всей страны. С каждым долго и подробно беседовали. На второй день осталось четверо, на третий вызвали только меня и Витю Лакомова. Он уже тогда был Героем соцтруда, железную дорогу умудрился на Кубе за полтора года построить. Я в приёмной сижу, от предположений мучаюсь. Выходит Витя, улыбается: «Заходи, сейчас всё узнаешь». Моего согласия никто не спрашивал. Поставили перед фактом, дескать, ЦК партии согласовал мою кандидатуру на должность комиссара этого большого отряда. Лакомов стал командиром».

Через несколько дней состав прибыл в Читу. Читинские обком и горком ВЛКСМ организовали торжественный митинг прямо на перроне нашего вокзала. И тоже была разнарядка, по сколько человек от каждой школы, техникума и вуза примут участие в этом мероприятии. На самом деле в этих разнарядках ничего плохого не было. Это была лишь чёткая организационная работа, позволявшая избежать хаоса.

В составе небольшой группы старшеклассников из школы №4 я также участвовал в том митинге. Усталые, помятые (уже несколько дней в пути через череду похожих митингов) ребята в стройотрядовской форме вышли на перрон. Были сказаны все необходимые речи, и поезд тронулся дальше в Амурскую область.

Часть из этих бойцов сбежала уже вскоре, часть – после первой зимы, но многие остались и трудились до финала. Так же было потом и с другими комсомольско-молодёжными отрядами, прибывавшими на БАМ со всего Советского Союза. И на читинском участке БАМа в Каларском районе по сей день тепло вспоминают ребят из Украины и Грузии, Узбекистана и Казахстана...

А 1 октября 1984 года на стыковке «золотого звена» на станции Куанда именно Виктор Лакомов, командир первого Всесоюзного комсомольского отряда, возглавил символическую бригаду, в которую вошли Александр Бондарь, Иван Варшавский, Феликс Ходаковский и другие легендарные герои БАМа. И он вместе с комиссаром отряда Владимиром Мучициным вручал символический ключ ещё одному легендарному человеку – начальнику ГлавБАМстроя Константину Мохортову, который руководил всей этой махиной с того самого 1974 года и по 1986.

В завершение стоит напомнить, что с 1978 года на БАМе трудился отряд «Читинский комсомолец». Звания Герой социалистического труда было удостоено 16 строителей БАМа и среди них многие были как раз из комсомольско-молодёжных бригад. Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» было награждено 30 тысяч человек.

Завершу простой, но абсолютно верной фразой из изданной в 2014 году книги из проекта «Энциклопедии Забайкалья» «БАМ Каларский район»: «За последние почти полвека строительство БАМа было самым удачным и ни с чем не сравнимым грандиозным молодёжным проектом. Для многих молодых людей БАМ действительно стал школой жизни, дорогой в будущее!».

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 


Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№17 (1397) // 27.04.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Надежда Гуменюк 18:52 30.04.2016
Хорошая статья. А у меня - свои воспоминания. Когда ударный комсомольский отряд прибыл в Иркутскую область, был построен поселок Звездный. Руководил бригадой бамовцев Александр Бондарь. Я тогда была студенткой факультета журналистики Иркутского государственного университета. Жила в студенческом общежитии. Однажды мои соседки познакомились с бойцами отряда Бондаря. Ребята иногда приходили к нам в гости и рассказывали о своих ударных буднях. Они были для нас настоящими героями. Мы узнали от них о их работе и быте, о народном театре, которым руководил Толя Бойков. После работы, несмотря на усталость, ребята бежали на репетиции. Вначале они жили в палатках, после построили времянки. И надо же так случиться, что через 10 лет я вновь встретилась с бригадой Бондаря, уже после "золотой стыковки". Мы, группа журналистов военной газеты "На боевом посту", приехали на север Читинской области, чтобы написать очерки об этой героической бригаде. Добирались до нее от Новой Чары, побывав в бамовских поселках Леприндо и Куанда. На "уазике" первого секретаря Каларского райкома КПСС глубокой ночью добрались до места дислокации легендарного поезда Бондаря. Нас встретили очень тепло. На следующий день мы познакомились с героями свои очерков, о которых в течение 10 лет гремели все СМИ. Каждый день в течение 10 лет эту бригаду показывали по Центральному телевидению. Конечно, они еще не отвыкли от своей всенародной славы и были с нами немного высокомерными. Но, когда я начала расспрашивать их о тех парнях из их бригады, с которыми познакомилась в 1974 году, о их народном театре, о Толе Бойкове, Алексей Графов изумленно уставился на меня:"Ребята, да эта журналистка все о нас знает!" Дальше разговор пошел плавно, ведь, шутка сказать, старые знакомые встретились. Правда, выяснилось, что мои знакомые парни ушли из бригады, не выдержав трудностей. Остались самые стойкие. Грустно было и оттого, что Толя Бойкой умер в свои 30 с небольшим от рака крови, а ведь он так мечтал дожить до укладки "золотого звена". Но в поезде, где бондаревцы создали настоящий музей своего трудового пути, ему была посвящена большая экспозиция. После я могла ознакомиться с ней. Вот такая моя бамовская история.
Надежда Гуменюк 08:19 04.05.2016
Вношу свою поправку: Толя Байков (не Бойков).
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).