Выставка гравюр — взгляд в прошлое

В Музейно-выставочном центре работает выставка, на которой представлены шедевры этого вида искусства


Для современного человека процесс копирования текстов и изображений давно стал обыденностью. Однако так было не всегда. Когда-то единственным способом тиражирования являлась гравюра, главным качеством которой, в отличие от живописи, является возможность сделать с одной печатной доски много оттисков.

В Музейно-выставочном центре Забайкальского края действует выставка гравюр, на которой представлены шедевры этого вида искусства.

Важный шаг в развитии
Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с особым образом обработанной печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка, и гладкий камень, и другие материалы. В советские времена художники-гравёры использовали в этих целях куски линолеума. Гравюра имеет много общего с рисунком, однако последний можно сделать только в одном экземпляре, и каждая копия и репродукция всегда будет отличаться от подлинника. Гравюра же даёт возможность сделать с одной печатной доски много оттисков, и все они будут равноценными художественными произведениями. Однако и здесь есть свои тонкости.

— По традиции первые десять оттисков, к примеру, в случае литографии, называют автолитографией, — рассказывает Антон Матушевский, научный сотрудник Музейно-выставочного центра и куратор выставки. — После этого оригинальную плиту или доску, с которой происходила печать, уничтожали, и за этим следовали уже копии.



Появление гравюры стало важным шагом в культурном развитии. До этого для людей существовал исключительно словесный (скорее трудоёмкий рукописный вариант, требовавший привлечения до десятка специалистов, особенно когда речь шла о книжной иллюстрации) способ передачи сути того или иного явления, места, устройства. Гравюра же дала возможность пользоваться наглядным изображением и даже достаточно широко его распространять. Это позволяло давать человечеству знания об окружающем мире.

Гравюра широко использовалась для иллюстрации средневековых книг, а с середины XIX века в России существовало издание «Русский художественный листок», представляющее собой иллюстрированный гравюрами журнал, выходящий три раза в месяц. Вообще, все журналы и газеты того времени начинали с гравюр и использовали их даже с появлением фотографии, поскольку последние тогда не отличались необходимой чёткостью, — говорит Антон Матушевский.

В дар от города на Неве
Фондовое собрание гравюр музейно-выставочного центра Забайкальского края составляет пятьдесят работ, которые в 1987 году были переданы в дар Русским музеем Санкт-Петербурга. Добрая традиция передачи более мелким музеям экспонатов была широко распространена в советские времена. Они и стали основой экспозиции, развёрнутой в стенах центра. Коллекция охватывает большой временной период — самая старая работа датируется 1764 годом и представляет собой портрет Б.-Х. Миниха работы И. Штенглина (созданный Чемесовым по оригиналу Жана Луи де Велии). Из более поздних на выставке представлены работы питерских мастеров начала ХХ века.

Специфика гравюры заключается и в том, что у неё обычно бывает два автора — тот, который создаёт само изображение, и непосредственно гравёр, создающий оттиск. История знает случаи, когда в этих ролях выступал один и тот же человек. Кроме того, мастер может взять за основу картину любого другого автора и сделать по ней гравюру. Многие именитые художники сами занимались созданием гравюр. Так, Иван Шишкин больше знаком нам как художник-пейзажист, однако мало кто знает о том, что он является создателем замечательных гравюр по своим полотнам, — рассказывает куратор выставки.



Нелёгкое искусство
Первое упоминание о гравюре датируется VI веком нашей эры и относится к истории изобразительного искусства Китая. При помощи этой технологии делались клейма, печати и трафареты для цветных тканей. Однако технология её изготовления так и не вышла за пределы страны. История европейской гравюры имеет более позднее начало и связана с развитием книгопечатания, а её распространению способствовало появление в XIV веке дешёвой бумаги.

К нам гравюра пришла из Европы, вместе с книгопечатанием. Первые её образцы носили библейско-христианские мотивы и предназначались для иллюстрации духовной литературы. В эпоху Петра I и после стал активно развиваться бытовой жанр. Наряду с книгами и гравюрами, носящими исключительно религиозный характер, создавались также географические карты, буквари, календари. Французские мастера гравюры в силу своих связей и особенностей тогдашней политики зачастую выступали в качестве педагогов, обучающих русских мастеров этому виду искусства. Так постепенно была создана русская школа гравюры. К сожалению, о художниках-гравировщиках того времени мы мало что знаем, однако интересные биографии, талант и уникальные работы многих из них вызывали и продолжают вызывать живейший интерес исследователей. К примеру, будущий живописец и гравёр Евграф Чемесов с 1753 по 1759 годы находился на военной службе в чине поручика. Его художественный талант был замечен, и он был приглашён в столичный округ, после прошёл обучение в Академии художеств. Всего четыре года потребовалось этому талантливому мастеру, чтобы возглавить гравёрный класс, в который он пришёл на обучение. К сожалению, ему не довелось прожить долгую творческую жизнь, он умер от туберкулёза, не дожив и до тридцати лет, — рассказывает Антон Матушевский.


Последние вечера Христа с его учениками

Возможно, тот факт, что гравировщики редко доживали до почтенных лет, имеет своё объяснение. В процессе производства используются различные кислоты, которые очень вредны для здоровья. Кроме того, это довольно сложная и трудоёмкая работа по дереву, металлу, камню и другим материалам, требующая физической силы. Искусство гравюры, зародившееся ещё в эпоху древности, почти полностью изжило себя к началу ХХ века, когда появилась фотография. Несмотря на то, что изначально гравюра создавалась в практических целях, это отдельный вид искусства. Каждая работа представляет собой оригинальное художественное произведение. Неповторим и стиль каждого художника, по которому специалисты в этой области без труда могут установить авторство. И если репродукция служит нам лишь напоминанием об искусстве, то гравюра — это искусство в чистом виде. Их преподносили в дар, их коллекционировали — как в прежние времена, так и сейчас.

Выставка — уникальная возможность познакомиться с шедеврами русского гравёрного искусства последних двух столетий, оценить жанровые и пейзажные зарисовки, портреты, иллюстрации к классическим произведениям, а также окунуться в историю России, увидев достоверные изображения художников-гравёров того времени.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№8 (1648) // 17.02.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).