Что такое Забайкаловедение

Несколько лет назад организована работа по созданию программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение»


Те, кто обучался в школе или сам обучал в ней, знают, что школьные уроки далеко не всегда оставляют достаточно времени для знакомства с родным краем.

Это может касаться биологии и географии, истории и даже литературы, где региональные материалы по праву должны занимать своё место. Но далеко не каждый учитель и не каждая школа может уделить им достаточно внимания. Проблема здесь не только в нехватке времени, но и в дефиците методических материалов, которые мог бы использовать учитель. И здесь не обойтись без помощи учёных, способных поделиться со школой и знаниями, и методиками.

В Забайкалье первыми, ещё в советское время, на эту проблему откликнулись, пожалуй, географы. Различные варианты учебных пособий и атласов, подготовленные А.В. Дёгтевым и другими специалистами, и сейчас можно увидеть на школьных полках. Многие учителя с благодарностью вспоминают краеведческие работы писателя Г.Р. Граубина. В начале века в школы пришли хорошо иллюстрированные пособия, рассказывающие о природе нашего края — «Региональная экология», «Региональная ботаника», «Животный мир Забайкалья», а в начальную школу — «Родное Забайкалье».

Возникла необходимость как-то упорядочить подготовку и, главное, возможности использования подобных изданий. Несколько лет назад по предложению председателя Забайкальского отделения Русского географического общества А.В. Константинова в регионе была организована работа по созданию программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для школьников 5–9 классов. Этот курс целиком или частично (в зависимости от возможностей и желания школы) можно использовать, добавляя отдельными уроками в разных классах.

Но, разумеется, к программе нужны хорошие материалы в помощь учителю и ученику. Регион пригласил специалистов и смог найти некоторые средства на издание подготовленных ими учебных пособий. Несколько таких изданий уже пришли в школы. Они получились достаточно скромненькими по оформлению и иллюстрированию (увы, наше хронически небогатое образование). Не всегда ровным выглядит и качество этих изданий. Тем не менее, для нашего края это безусловный шаг вперёд по обеспечению школ учебными материалами регионального уровня.

Чему посвящены эти материалы? Разумеется, в первую очередь, истории и географии нашего края, его флоре и фауне. Не обошлось и без изданий в помощь тем, кто хочет познакомиться с художественной культурой Забайкалья, его литературой и фольклором.

Взаимоотношениям человека и природы посвящён раздел «Забайкаловедения», который получил название «Устойчивое развитие региона». Эти материалы больше всего связаны с тем, что мы называем «экологией». Но если издание для старшеклассников будет больше похоже на учебник, то пятиклассникам предложено знакомиться с разными экологическими проблемами через проекты, похожие на игру или маленькое исследование. Ведь таким способом тоже можно понять значение чистой воды, воздуха или сохранения лесов.

Как раз вчера я впервые взял в руки это издание. Будем надеяться, что скоро оно окажется и в школьных классах.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"

 


Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№47 (1635) // 18.11.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).