Чита – второе дыхание

Грязный воздух отравляет жизнь читинцам и снижает инвестиционную, туристическую привлекательность города


Представители власти и теплоснабжающих организаций, экологи, учёные, общественники обсудили, как в краевой столице реализуется программа «Чистый воздух».

Без лишних слов

Депутат Госдумы от Забайкалья Николай Говорин, открывая круглый стол, напомнил собравшимся: «Читу неслучайно включили в список участников федерального проекта «Чистый воздух». Ситуация с загрязнением воздуха обострилась до предела. Сегодня наша задача – не накалять обстановку, а выработать конкретные предложения».

Реализация федерального проекта «Чистый воздух» началась в 2018 году. Основная цель – к 2024 году снизить на 22% объём вредных выбросов. В проект вошли двенадцать российских городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. В Забайкалье нет крупных промышленных предприятий, но по результатам экспертной оценки Читу также включили в перечень участников.

Региональная специфика
Правительство Забайкальского края для решения экологических проблем намерено строить новые троллейбусные линии до посёлков КСК и Каштак, переводить общественный транспорт на газ, закрыть или модернизировать котельные, усовершенствовать ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, увеличить количество парков и скверов.

По мнению депутата Николая Говорина, эти меры хороши, но недостаточны. Вокруг Читы порядка 13 тысяч частных домов, в большинстве из которых для отопления используется уголь, а на печах не предусмотрена система очистки дымовых газов. Экологический мониторинг частного сектора не ведётся, точное количество домов не известно. Небольшие предприятия также имеют собственные котельные, где в качестве топлива используют всё: от мусора до старых шин и отработанного моторного масла. Прибавьте к этому полигоны ТБО, которые периодически горят, и растущее количество автотранспорта: в Чите почти 140 тысяч автомобилей на 350 тысяч жителей.

С момента старта программы прошло больше года, а мы до сих пор не знаем, из каких химических элементов состоит смог над Читой. Для оценки уровня загрязнения воздуха используется всего пять стационарных постов. Этого недостаточно для достоверной картины.

По некоторым данным, ежегодно объём загрязняющих веществ, попадающих в атмосферный воздух Читы, составляет 35-36 тысяч тонн, для сравнения это 600 железнодорожных грузовых вагонов.

Светлана Трофимова, и.о. министра природных ресурсов Забайкальского края, признала, что «комплексных расчётов по источникам загрязнения воздуха, а также расчётов, какой экологический эффект мы получим от реализации тех или иных мероприятий, пока нет. Не утверждены методики расчётов, неизвестно, кто будет заниматься замерами. Работа по сбору этих данных включена в план мероприятий. Будут готовы сводные расчёты, тогда и план скорректируем».

Только ветер наш спаситель
Сегодня ситуация фактически зависит от погодных условий.

О том, что удалось сделать властям, рассказал Константин Суздальницкий, председатель комитета ЖКХ администрации Читы. Результаты скромные: разработаны проекты строительства троллейбусной линии Депо – Каштак и закрытия двух котельных на улицах Шилова и Верхоленская. Проекты для получения финансирования нужно согласовать с Москвой, потом объявить аукцион, найти подрядчика и так далее. Чиновники надеются успеть до конца года. «В Чите закрывать надо 30 крупных котельных, а не 16, как предусмотрено в комплексном плане. Всего же в городе около 300 котельных», – пояснил Суздальницкий.

Представитель ТГК-14 заявил, что имеющихся у компании мощностей двух читинских ТЭЦ хватит, чтобы перевести на центральное теплоснабжение все объекты, которые сейчас отапливают котельные, планируемые к закрытию.

Проект троллейбусной линии до КСК будет готов в лучшем случае к концу 2021 года. К слову сказать, участники программы «Чистый воздух» в 2020 году начнут получать федеральные деньги при условии готовности необходимых документов.

Для участников мероприятия стало открытием, что несколько лет назад в регионе была введена льгота на газовые автомобили. Автолюбители, которые ездят на экологическом топливе, могли не платить транспортный налог. Но спросом эта мера не пользовалась, ни один человек с заявлением на льготу не обратился. Поэтому её отменили.

Неожиданно в отчёте Суздальницкого всплыла тема аварийного жилья:

– Мы пересчитали все многоквартирные неблагоустроенные дома в Чите, в которых используется печное отопление. Таких оказалось 1146, а это примерно 5545 печей, в которых люди сжигают не только дрова и уголь, но и разные отходы, чем вносят значительный вклад в загрязнение воздуха. Большинство домов аварийные, для их расселения необходимо 13,9 млрд рублей. Это большие деньги. Ещё дороже будет стоить газификация или подключение этих домов к централизованному тепло- и водоснабжению. Это просто не имеет смысла – зачем вести в дома сложные инженерные сети, если там стены разрушаются.

Всего на переселение людей из бараков, закрытие 30 котельных и строительство троллейбусных линий, по словам Суздальницкого, городу необходимо 25 млрд рублей. С одной стороны, для Читы это хороший шанс не только воздух очистить, но и решить проблему с транспортом и аварийными бараками. С другой стороны, есть опасение, что деньги дадут, а освоить их в положенные сроки чиновники не успеют, а это грозит штрафными санкциями и исключением из списка участников «Чистого воздуха».

А что в итоге?
Представители медицинской общественности рассказали, что смертность от болезней органов дыхания в Забайкалье в два раза выше, чем в среднем по России.

Государство готово выделять большие деньги на решение проблемы грязного воздуха, но время ограничено и нужно действовать активнее. Бумажная волокита и налаживание межведомственного взаимодействия – смерти подобны.

Все материалы рубрики "Темы"

 

 

Денис Приходько
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№6 (1594) // 05.02.2020 г. 




Вернуться на главную страницy

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).