Быль о сказке дивной, звёздно-войновой. Эпизод III

Синескоп-трилогия с прологом и продолжением


Гремят, сверкают по державе российской да по миру всему честному баталии да сражения сказочно-фантастические, небесно-космические, имя коим всем «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Ну, а я по случаю по такому продолжу «эпизод»-историю нашу под номером III о сказочнике комическом и заморском Лукасе Джордже, что выдумал баталии эти, и о рождении фильма его великого да удивительного, первыми «Звёздными войнами» прозываемого.

О кастинге звёздно-дивном
К февралю года 1976 принялся Лукас с соратниками верными придумывать технику космическую да роботскую и актёров-лицедеев выбирать, дабы присвоить им роли. С людьми-гуманоидами было проще – их перечислять не буду (хотя сие весьма любопытно деталями маловедомыми), ибо они и так всем известны ликом своим и фамилиями достославными (коим из вас, друзья мои, всё ж интересно будет, то зрите полный текст на сайте нашем читинско-обозренческом, на странице моей синескоповой), а вот с персонажами главными, частично и полностью железно-нечеловеческими и прочими, фантазёру Лукасу сложней было, но выкрутился он творчески да удачливо:


- Злодеем-кощеем главным, ситхом-идолищем поганым Дартом Вейдером двухметровым стал спортсмен-бодибилдер Дэвид Проуз, а озвучил актёр Джеймс Эрл Джонс, ибо у качка мощного, таскающего на себе булат-доспехи злодейские, голос был высок и не ужасающ.

- Пилотом вторым корабля «Тысячелетний сокол», коим Хан Соло владел, волосато-косматым да зело на обезьяну схожим Чубаккой, расы вуки согласился стать медбрат одного местного госпиталя Лондона града – Питер Мейхью (32 года). Имел этот Питер рост дивно-редкостный – 2 метра 21 сантиметр! И стал он Чубаккой, поскольку понравился Питеру этот вуки, а Лукасу вуки питерский.

- И малым место нашлось, ибо умного и верного курлыкающего тихонько дроида-механика R2D2 «оживил» Кенни Бейкер (42 года). Самый маленький британский актёр ростом в 112 сантиметров был упакован в это робото-устройство и ходил в оном невидимый оку зрительскому.

- В золочёно-расфуфыренном дроиде C-3PO был «уконтрапупен» актёр Энтони Дэниелс (30 лет). О чём жалел сей муж иногда, поскольку во время съёмок раскалялся от солнца этот сверкающий франт невероятно, что даже вода, для охлаждения поливаемая, кипела на «коже» робота. И хватал актёр удары солнечные да тепловые, но держался стоически.

- Магистром Йодой, наимудрейшим, маленьким, зелёным, но силу имеющим джедайскую неимоверную, стала кукла, английским художником С. Фрибоном сделанная. Причём художник сей черпал внешность Йоды из выражения лица Альберта Эйнштейна великого, а также и своих черт лица.

«Штурмовые» разборки
А ещё были в «Звёздных вой-нах» штурмовики имперские, в доспехах белых с чёрном да шлемах-масках страшных – войско одноликое, Дарту Вейдеру и Императору подчиняемое. И мало кому ведомо, что сочетание формы их, её цвет и строевой стиль «движения» заимствованы Лукасом из фильма русского, что зовётся... «Сказка о Мальчише-Кибальчише», поставленного Евгением Шерстобитовым в году 1969-м. А на образы штурмовиков вдохновили Джорджа... солдаты-буржуины! Не верите? А вот узрите снимок сравнительный. Сходство имеется? Дело в том, что был Лукас 29-летний в составе группы американцев, что ходили в своё время экскурсией по студии им. Довженко. После он и о фильме узнал и посмотрел оный...

О картошке и скотине в космосе
Режиссёр многое придумывал и сам, причём порой при банальных обстоятельствах. Так, корабль Хана Соло «Millennium Falcon» («Тысячелетний сокол») был увиден Лукасом голодным в закусочной-забегаловке: гамбургер с маслиной показался удачной моделью для создания космического корабля. 

В первой трилогии «Звёздных войн» создатели не раз обращались к «посторонним», сугубо земным предметам, придавая им «космический» облик... Так, при работе над «Эпизодом V: Империя наносит ответный удар» режиссёр Ирвин Киршнер и лично сам «худрук» Лукас не один раз заставляли специалистов по эффектам переделывать сцену пролёта «Сокола» сквозь пояс астероидов. В результате мастера визуальных чудес вконец обозлились и «запустили» в один из кадров самый настоящий ботинок! Киршнеру «злобный прикол» понравился, и уже по его просьбе в глубину астероидного роя была добавлена... картофелина. Вскоре в космосе было несколько десятков «адаптированных» астероидов из бульбы. Дальше – больше: «астероидные хохмы» пришлись по вкусу Лукасу и его соратникам, что уже в «Атаке клонов» у одной летающей каменной глыбы можно было заметить... ноги, а другой астероид и вовсе изображён в виде... коровы! 

Лукас на Татуине
В конце лета 1976 года выехал космосказочник с товарищами, коих было 130, на планету Татуин, что находилась в Северной Африке – в Тунисе, под городком Татакуин. За пару месяцев до прибытия группы, перебросив самолётом несколько тонн декораций, здесь мастера отгрохали целый город Мос Айсли, в котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом Соло.  Вскоре в числе прочих декораций в Африку прибыли железяки «умные» – 25 различных моделей (всего в картине их 33) роботов. 

В общей сложности Лукас-космосказочник с соратниками отработал три месяца в Тунисе и отправился в Великобританию, дабы продолжить съёмки в павильонах студии «Elstree». Были там декорации построены удивительные и огромные, такие как корабль космический Хана Соло «Тысячелетний сокол», что одним из главных был в его сказке фантастической. И был корабль на диво великим – длиной почти 50 метров, а весом аж в 40 тонн! Строить его пришлось за городом, в большом ангаре для самолётов. 

Тайна мечей световых
Кроме декораций да макетов космических, мастера удивили всех созданием одного из самых культовых «гаджетов» звёзд-но-войновых – светового меча! Сие зрелищное ручное оружие было сделано из... деревянных круглых палок! Палки покрыли светоотражающим материалом, что применяется в дорожных знаках, затем на реальные кадры наложили нарисованное вручную характерное сияние и вспышки при столкновении «клинков», а звуковой эффект довершил иллюзию. Звук для мечей (и для целого ряда боевых лазеров в фильме) был записан на Севернском мосту, в Великобритании – его издавали бьющиеся друг о друга на ветру поддерживающие тросы. У световых мечей в жизни был один недостаток – «деревяшки» отличались большой хрупкостью и быстро ломались.

Факт звёздно-войновый, «космозвучный». С «космическим» звуками группа «Звёздных войн» экспериментировала постоянно, в результате добиваясь весьма необычных результатов. Так, звук имперского истребителя TIE был скомбинирован из рёва молодого слона и звука автомобиля, мчащегося по мокрому шоссе. Плач трёхлетней девочки, обработанный на компьютере, стал звуком, издаваемым подводными чудовищами. Звук открывающейся двери шаттла Дарта Вейдера представляет собой запись звука, издаваемого при одновременном хлопаньи дверями целой тюремной ячейки в знаменитом американском Алькатрасе и т.д. 

Спецэффекты, триумф и финал синескоп-трилогии
Рать киношников дружных, Лукасом руководимая, сумела завершить труды свои за восемь недель, где время основное заняла работа над спецэффектами, коих в фильме было колоссальное количество - 36! Абсолютный рекорд для того времени. 25 мая года 1977-го состоялась премьера зрелища превеликого «Звёздные войны», что значился затем ещё и как «Эпизод IV: Новая надежда». Известно сие зрелище ныне всякому: и старому, и малому зрителю в странах-государствах всяческих. Славу снискал небывалую Лукас Джордж и актёры его замечательные. 
На том, пожалуй, и закончу, ибо, как говорится, сказка вся, больше плесть нельзя...

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№51 (1379) // 23.12.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).