Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия флага Советского Союза на 10-метровую стальную матчу, установленную на льду. К ней и было прикреплено древко знамени.
«Я испытывал совершенно необыкновенное волнение», — вспоминал позже капитан этого ледокола Юрий Кучиев, — «когда донёс до Северного полюса древко флага, который не донёс до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Георгий Седов, это древко было найдено у его могилы».
Эта экспедиция готовилась основательно. В ней приняло участие более 200 человек. Перед группой учёных стояла задача не только достигнуть Северного полюса. Они должны были проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. Из Мурманска «Арктика» вышла 9 августа 1977 года и взяла курс к северной оконечности Новой Земли. 15 августа корабль пересёк 85-й градус северной широты и вошёл в приполюсный район. На вершине Земли атомный ледокол провёл 15 часов.
Легендарный капитан атомохода в тот год был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. А его имя было присвоено острову в юго-западной части архипелага Земля Франца-Иосифа.
Полярный капитан Юрий Сергеевич Кучиев (1919-2005) прожил необычную жизнь, 56 лет своей жизни отдавший морю, и 40 из них — активному плаванию во льдах Арктики. Интересно, что в детстве сын горца-осетина, старого большевика, народного комиссара земледелия Северной Осетии Сергея Тимофеевича Кучиева мечтал стать военным лётчиком. Мечте не суждено было сбыться, потому что отца объявили «врагом народа», арестовали и расстреляли в 1938 году. С юга, где он был «сыном врага народа», Юрий уехал на север, где его никто не знал. 5 июня 1941 года он был зачислен матросом на буксир «Василий Молохов» порта Диксон, затем служил младшим офицером на судах арктического флота. В годы Великой Отечественной войны он участвовал в конвоях, позже ходил на ледокольных пароходах «Ермак», «Таймыр», «Малыгин», «Сибиряков», Илья Муромец». В 1944 году окончил курсы штурманов. Работал штурманом, дублёром капитана. В 1963 году окончил (заочно) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. Адмирала С.О. Макарова. С 1964 по 1972 год был капитаном ледокола «Ленин». Ну, а затем стал командовать «Арктикой». После выхода на пенсию в 1997 году и до своей кончины Юрий Сергеевич жил в Петербурге.
Атомные ледоколы Российской Федерации и их капитаны продолжили традиции, заложенные «Арктикой» и Юрием Кучиевым. Интересно, что летом нынешнего, 2022 года Северного полюса достиг атомный ледокол «50 лет Победы», корабль проекта типа «Арктика». Это корабль был заложен на Балтийском заводе в 1989 году, но закончить все работы над ним смогли лишь в 2007 году. Впервые Северного полюса этот корабль достиг 30 июля 2013 года (это было 100-ое посещение полюса надводным судном). С 2008 года и по настоящее время капитаном этого судна является опытный мореход Дмитрий Викторович Лобусов. Интересно, что в 2005-2008 годах именно он был капитаном атомного ледокола «Арктика». Летом 2022 года атомный ледокол «50 лет Победы» принял на борт необычных путешественников — 70 победителей всероссийского конкурса «Большая перемена». Экспедицию «Ледокол открытия» организовала госкорпорация «Росатом».
Все материалы рубрики «Этот день в истории»
Александр Баринов
Фото с сайта zamost.livejournal.com
«Читинское обозрение»
№33 (1724) // 17.08.2022 г.
0 комментариев