Более 140 лет назад, 1 марта 1881 года, в Санкт-Петербурге членами подпольной революционной организации «Народная воля» был убит царь Александр II. Эхо этого взрыва отозвалось по всей России.
Кто на фотографии?
Не раз рассматривал известную фотографию, сделанную в Чите в марте 1917 года. На ней колонна бывших политкаторжан, только что освобождённых из тюрем Нерчинской каторги, проходит по улице Большая (им. Ленина) у Шумовского дворца. В колонне красное знамя и два штандарта. Знамя с крупными буквами «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» в руках женщины. Всегда считал, что это Мария Александровна Спиридонова. Она, как известно, вышла из тюрьмы самой первой по особому указу министра юстиции Временного правительства А.Ф. Керенского и находилась в Чите. Но оказалось не так. Главный специалист по истории каторги в нашем крае — доктор исторических наук Зоя Вениаминовна Мошкина подсказала, что на фотографии со знаменем в руках шагает Анна Васильевна Якимова-Диковская.
А.В. Якимова-Диковская во главе демонстрации бывших политкаторжан. Март 1917 года.
Цареубийца
Почему именно Якимовой-Диковской доверили нести знамя победившей революции? В Петербурге 1 марта 1881 года произошло событие, потрясшее всю Россию. Революционеры убили царя Александра II, за отмену крепостного права и участие в освобождении балканских народов от османского ига, названного Освободителем. Последовали аресты и серия судебных процессов. Участники покушений были приговорены к смертной казни или к бессрочной каторге. По итогам первого процесса были казнены через повешение Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич, Тимофей Михайлов, Николай Рысаков. По процессу «20»-ти к смертной казни была приговорена участница покушения А.В. Якимова.
Убийство царя вызвало различное отношение в обществе. Известно, что Л.Н. Толстой обращался к Александру III с просьбой помиловать их. Ответом обществу стал царский манифест «О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка».
Взрыв 1 марта 1881 года. Петербург
Революционерка
Анна Якимова родилась 12 июня 1856 года в семье сельского священника в Вятской губернии. После окончания епархиального училища в Вятке работала сельским учителем. За распространение нелегальной литературы была арестована и три года провела в Петропавловской крепости. После освобождения вступила в революционную организацию «Земля и Воля» и, став профессиональной революционеркой, скрывалась от властей. Вскоре вошла в состав руководства организацией и стала членом террористической группы «Свобода или Смерть», которая готовила покушение на царя. Она была в центре всех событий: изготавливала взрывчатые вещества, готовила взрывы в Зимнем дворце, на железной дороге и на улицах столицы, где обычно проезжал царь. Находясь на нелегальном положении, жила под разными именами, была «конспиративной женой» А.И. Желябова, Ю.Н. Богдановича, Н.И. Кибальчича и имела псевдоним Баска. В день покушения она находилась на Малой Садовой и должна была подать сигнал о подрыве заложенной в подкопе мины. Но царь свернул на набережную Екатерининского канала, где также были бомбисты… Якимовой удалось скрыться, и она была арестована только через полтора месяца в Киеве и вновь оказалась в Петропавловской крепости. В числе других 20 арестованных её обвиняли в организации восьми покушений на царя! И ей в числе десяти других был вынесен смертный приговор. Эта весть вновь взбудоражила не только Россию, протестовала и Европа. Французский писатель Виктор Гюго, глава и теоретик французского романтизма выступил в защиту осуждённых.
В тюрьме выяснилось, что Якимова ждёт ребенка, Александр III смягчил ей приговор, заменив смертную казнь на бессрочную каторгу. В тюрьме родился сын, он постоянно кричал и по предписанию врача ей к тюремному пайку (хлеб и кипяток) стали выдавать молоко. В пути на каторгу по настоянию друзей она оставила сына в Красноярске в семье ссыльного врача. На Кару прибыла в 1885 году, а спустя семь лет с разрешения начальства стала проживать в вольной команде. Здесь она вступила в брак с политическим ссыльным Моисеем Андреевичем Диковским. Ещё несколько лет они прожили в Акатуе, а в 1899 году получили разрешение поселиться в Чите под надзором полиции. Под влиянием революционных событий, разразившихся в Петербурге в 1905 году, Якимова-Диковская вступает в партию эсеров, покидает Читу и ведёт революционную агитацию в Москве, а затем в Одессе, Тифлисе, Риге, Баку, Батуми. В Петербурге она наверняка побывала на месте памятного взрыва, где уже был построен храм Спас на Крови.
…Вновь был арест, возвращение в Читу и здесь восемь месяцев тюрьмы. Последующие десять лет Анна Якимова-Диковская учительствовала, давая частные уроки.
Звёздный час
В феврале 1917 года в Чите получили известие о свержении самодержавия, а затем и амнистии политзаключенных. Город готовили к их встрече — изготовили знамёна, у железнодорожного переезда построили праздничную арку, украсив её хвойными ветками и лозунгом «Да здравствуют борцы за свободу!». Прибывшие узники тюрем объединились с бывшими политкаторжанами, живущими в Чите. Знамя победившей революции единодушно доверили Баске — старейшей народоволке, совершившей, как все считали, главный подвиг. И она шла впереди колонны. Это был её звездный час! Справа от неё со штандартом шёл также старый каторжанин, узник Кары и Акатуя — Алексей Кириллович Кузнецов. Кроме демонстрации состоялись митинги у Церкви декабристов и у подножия Титовской сопки на месте расстрела активных участников революции 1905 года. Наверное, в это время она была самой знаменитой читинкой. В июле 1917 года она навсегда покинула Читу.
Персональная пенсионерка
Известно, что в 1917 году она принимала участие в выборах в Учредительное собрание. С 1923 года она как знаменитая революционерка стала получать персональную пенсию. Вошла в руководство «Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев», писала статьи и редактировала журнал «Каторга и ссылка» (выходил в 1920-30-е годы). Всего за эти годы ею было написано 37 работ. Под её редакцией вышел сборник «Кара и другие тюрьмы Нерчинской каторги» (1927). Видимо, этот сборник послужил тому, что в Чите вспомнили о Баске. Ещё был жив соратник А.К. Кузнецов, создавший Музей революции, и в Усть-Карск командировали одного из членов отделения Общества бывших политкаторжан с целью сфотографировать домик, где она проживала. В семье и в кругу соратников её по-прежнему называли Баской. Умерла Анна Якимова-Диковская в свой день рождения — 12 июня, когда была в эвакуации в Новосибирске в 1942 году.
В 1970 году руководитель издательства Забайкальского филиала Русского географического общества А.И. Сизиков написал, что как-то к нему зашёл Андрей Моисеевич Якимов-Диковский, сын знаменитой Баски, родившийся на Каре, известный врач-курортолог. В итоге благодаря ему в изданиях филиала появились воспоминания о А.В. Якимовой-Диковской.
О памяти
Прошло более 140 лет с тех пор, как народовольцами был убит российский самодержец Александр II. Вспомнили ли об этом в современном российском обществе? Немногие средства массовой информации откликнулись на эту дату. Это были, в основном, интернет-издания в Санкт-Петербурге. В них самые полярные оценки тех событий — от героизации революционеров-народников до уничтожающей критики. Достаточно привести заголовки некоторых материалов: «140 лет назад народовольцы совершили свой бессмертный подвиг», «Когорта героев» и — «Террористы-цареубийцы», «Фанатики-террористы» и т.д. Общественное мнение опять разделилось. Заметно, что память о прежних «пламенных революционерах» как-то стирается и о них больше вспоминают как о «террористах». В обществе проявляются «верноподданнические» и даже монархические настроения и на этой волне революционная тематика становится неактуальной.
Происходит эта идеологическая замена постепенно и у нас в крае. Например, при объединении двух университетов и создании Забайкальского государственного университета «потерялось» имя революционера-демократа Н.Г. Чернышевского и т.д. Сейчас об А.В. Якимовой-Диковской (Баске), некогда самой знаменитой читинке и персональной всесоюзной пенсионерке, помнит лишь узкий круг историков-профессионалов, занимающихся историей политической каторги. Так что остаётся только грешить на собственную память — «covid»!
Все материалы рубрики "Чита вчера: история, лица"
Александр Константинов,
профессор, доктор исторических наук,
председатель Забайкальского отделения
ВОО «Русское географическое общество»
«Читинское обозрение»
№5 (1697) // 02.02.2022 г.
Вернуться на главную страницу
0 комментариев