Её исполнительской манере присущи музыкальный темперамент, отточенность пианизма, артистизм. В то же время друзья и коллеги отмечают в ней сдержанность, скромность, нежелание рассказывать о себе. И всё-таки в канун юбилея мне удалось разговорить эту красивую, стройную, интеллигентную женщину. 3 июня отмечает 50-летие Инна Матафонова – ведущий преподаватель отделения фортепиано краевого училища искусств, педагог высшей квалификационной категории, концертмейстер, куратор школы одарённых детей, участница всех концертов фортепианного отделения и училища в качестве солистки.
Родилась в Чите. Окончила среднюю школу, одновременно – музыкальную (с отличием). Поступила в музыкальное училище. Получила красный диплом и направилась в Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки. По окончании вернулась в Читу, в родное учебное заведение, но уже преподавателем. И вот уже 25 лет сочетает педагогическую деятельность с концертмейстерской.
Инна Петровна, ваши родители далеки от музыки. Мама – учитель математики, папа – строитель. Как вам удалось прирасти к музыке на всю жизнь?
– Мой отец в юности самостоятельно выучился играть гармошке, на слух подбирал любую песню. О нотах не имел понятия. Жили они тогда в Шахтаме. В клубе – вечеринки, танцы под гармошку, домашние праздники. Так что в доме у нас постоянно присутствовала музыка. Мама очень любила и желала петь, но были проблемы со слухом. Ей хотелось, чтоб дочь была более восприимчивой, научилась слушать и слышать музыку. Так я попала в музыкальную школу.
Во втором классе нас учила Надежда Петровна Аношкина. Я была влюблена в неё. Она просто заразила нас музыкой. Устраивала тематические концерты, посвящённые Баху, Чайковскому, побуждала писать музыкальные пьески, стихи, рассказы по играемой музыке. Каждому сделала альбом, а в нём поздравления, пожелания, наши фотографии, которые сама делала и вклеивала, подписывала.
В консерватории посчастливилось заниматься с профессором Зельмой Шмариевной Тамаркиной. Потрясающий педагог, музыкант от Бога, человек необыкновенного жара, пыла, энергетики. На пятом курсе она уехала в Израиль. Это была для меня трагедия, казалось, обрушился мир. Тяжело переживала. Постоянно вспоминаю Зельму Шмариевну, её погружение в музыкальную ауру, необыкновенное владение звуковой палитрой рояля.
Часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям – серьёзная, к которой относят симфонии, оперы, романсы, камерные пьесы для фортепиано, скрипки, струнного квартета, или лёгкая, развлекательная, то есть эстрадные песни, опереточные арии, бальные танцы. В 70-80-е годы, в период широчайшего распространения в нашей стране самодеятельных и профессиональных вокально-инструментальных ансамблей, эти споры разгорелись с особой силой. Музыкальную классику даже называли «пошловатой». Ваше мнение?
– Любая музыка должна иметь право на существование. Для разных вкусов, разных восприятий. Многие известные эстрадные исполнители получили классическое образование: Дима Маликов, Алла Пугачёва, Николай Басков и другие, но поют эстрадные песни. Каждый выбирает свою дорожку. Кто-то совмещает и то, и другое. Вот Денис Мацуев ездит по городам, выступая не только в концертных залах, но и на самых разных площадках, стараясь привлечь как можно больше людей к концертам классической музыки. Это очень здорово. Конечно, классическая музыка требует определённой подготовки, но часто люди, далёкие от неё, с удовольствием ходят на концерты.
Классика – это настоящая музыка, дающая пищу уму и душе. А вообще, любая музыка развивает слух, обогащает человека, делает его жизнь более интересной. Каждый выбирает то, что ближе и понятнее его душе.
Вы ведущий преподаватель фортепианного отделения. И концертмейстер. Выезжаете в командировки, входите в состав жюри на конкурсах юных пианистов, проводите семинары, открытые уроки, ведёте педпрактику у студентов, участвуете в концертах, что тоже требует подготовки… Как всё успеваете?
– Я об этом не задумываюсь. Чтобы быть в форме, надо заниматься. Это специфика исполнителей, нашего обучения. Помимо занятий на уроках надо самому много времени уделять работе на инструменте. Главное, чтоб было желание. Я с удовольствием занимаюсь сама, с исполнителями на народных инструментах (балалаечниками, домристами). С ними я выезжаю на конкурсы в Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ.
Ваши студенты – лауреаты и дипломанты краевых, региональных, всероссийских конкурсов. Вы воспитали немало специалистов, которые успешно учатся в консерватории, работают в разных городах России и в Забайкалье.
– Да, наиболее способные ученики принимают участие в различных конкурсах. Мои дети (дочь и сын) постоянно участвовали в городских, краевых, региональных конкурсах. В 2002 году Элла Скоробогатова стала дипломантом конкурса «Надежда» в Красноярске, Вера Пономарёва в 2013 году получила диплом во Всероссийском конкурсе в Абакане. Но главное, наверное, не подготовка к конкурсам, а то, чем будет заниматься твой ученик в дальнейшем. Очень хочется, чтобы студенты по окончании училища оставались в нашей профессии. Мои бывшие воспитанники Наташа Позднякова, Аня Переверзева, Аня Лоскутова, Полина Шаповаленко, Кристина Петрова (у них сейчас другие фамилии, вышли замуж) работают в музыкальных школах Читы.
Ваш 13-летний сын Егор тоже преуспевает в игре на фортепиано, занимает призовые места в соревнованиях разного уровня. Как вы думаете, свяжет ли он свою жизнь с музыкой?
– Время покажет. Мальчик очень мобильный, увлекающийся. С удовольствием играет на фортепиано, освоил аккордеон, гитару. Но у него есть и другие увлечения: бальные танцы. Здесь – тоже определённые успехи. Дома что-то изобретает, строит корабли, снимает камерой, учит китайский язык. Трудно сказать, что станет главным в его жизни.
А что выбрала дочь?
– Кристина окончила школу №4 и сейчас учится в Иркутском университете на факультете юриспруденции и китайского языка. Благодаря ей мы всей семьёй несколько лет назад побывали в Финляндии и Болгарии, куда она ездила в составе танцевального клуба «Данс-миссия».
Как вы проводите свободное от работы время, выходные дни?
– Зимой ездим на Высокогорье – катаемся на лыжах, на коньках. Летом – Алханай, Арей, Арахлей, Жёлтое море. Помогаем родителям на даче.
За плечами – 25 лет работы. Есть большие успехи, множество почётных грамот и благодарностей. А чего бы вы ещё хотели?
– Совершенствоваться дальше. Не терять форму. Когда-то немецкий философ и композитор Фридрих Ницше писал: «Без музыки наша жизнь была бы ошибкой». Лучше не скажешь. Для меня это – состояние души, моя любовь, суть моего мировоззрения. Не представляю, как бы сложилась моя жизнь, не будь в ней музыки.
Все материалы рубрики "Люди родного города"
Беседовала
Людмила Арзамасцева
«Читинское обозрение»
№22 (1454) // 31.05.2017 г.
0 комментариев