Главная / Люди родного города / «Бицепс», любовь моя!
«Бицепс», любовь моя!
Уникальному студенческому театру в декабре 2015 года исполнилось полвека


Именно так назвал профессор, член Союза писателей России и основатель и вдохновитель студенческого театра эстрадных миниатюр «Бицепс» Борис Ильич Кузник книгу, увидевшую свет больше десяти лет назад. Но под этими словами мог бы с радостью подписаться каждый, кто прошёл «школу» этого уникального студенческого театра и которому в декабре 2015 года исполнилось полвека!

Как всё начиналось
Давно уже стало традицией бывших актёров театра собираться в канун Нового года на кафедре нормальной физиологии ЧГМА. В день, когда в 1965 году в Читинском государственном медицинском институте появился студенческий театр эстрадных миниатюр «Бицепс». Вот что пишет об этом Борис Кузник: 

«28 октября 1965 года ко мне в рабочий кабинет на кафедре ввалилась ватага студентов второго курса во главе с Володей Игумновым.
– Борис Ильич, мы хотим создать студенческий клуб.
– И с чего же вы хотите начать?
– С вечера смеха. Надо сделать так, чтобы наш клуб сразу же завоевал популярность среди студентов. А для этого надо поставить такой спектакль, чтобы все сразу же умирали со смеху.
– А репертуар у вас есть?
– Если бы был, то зачем бы мы к вам пришли? – откровенно признался стоящий чуть в стороне от всей компании Гоша Будажабон.
– Ну вот что, ребята. Завтра я уезжаю в командировку в Москву. Когда вернусь, тогда и поговорим.

Уникальность студенческого театра «Бицепс» в том, что он не был похож ни на один профессиональный или студенческий театр того времени. Это был одновременно театр миниатюр, театр песни, пластики, поэзии, балагана, театр классических и современных произведений. Этот театр откликался на все события жизни — если что-то происходило, то это моментально попадало на сцену нашего театра.

Борис Кузник

На следующий день после моего приезда ребята вновь собрались в моём кабинете. Но к этому времени у меня уже созрел план будущего спектакля.

Премьеру спектакля назначили на 11 декабря. В зале яблоку негде было упасть. Студенты толпились в проходах, стояли на подоконниках…».
Именно этот день и считается днём рождения «Бицепса». 

Как продолжалось 
В подавляющем большинстве те, кто прибивался к «Бицепсу», оставались там до окончания института. А кое-кто задерживался и на более продолжительный период. Всех актёров можно условно разделить на три состава (которые в своей книге Борис Ильич в шутку называет «созывами»). Первый – с момента основания театра и до начала 70-х годов прошлого века, второй, в который входила и я, – начало и середина 70-х и, наконец, третий – с 85-го до начала 90-х. Все три состава за исключением так называемых «вечных» актёров (Ольга Колесникова, Иосиф Пинелис, Сергей Иозефсон) существовали друг от друга, можно сказать, изолированно. Познакомились мы только в 2000-х, когда Борис Ильич решил возродить традицию всем вместе отмечать день рождения театра. Но ещё ближе нам удалось узнать друг друга только в ноябре 2015 года, когда появился новый, сплочённый коллектив единомышленников. 

А началось всё с того, что год назад, во время очередной встречи, Борис Ильич предложил к 50-летию «Бицепса» показать общественности города… спектакль! Иными словами, мы должны доказать, что, несмотря на возраст, ещё на что-то да способны. А возраст у большинства вполне солидный: кому-то далеко за 60, а кому-то и за 70! Самым «юным» – под и за 50. Идею Бориса Ильича все приняли на «ура», но не исключено, что некоторым, так же, как и мне, было сложно поверить в реальность её воплощения. Как говорится, нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Оказалось, можно!

Судьба «Бицепса», народного театра, лауреата многочисленных региональных, всесоюзных, международных фестивалей, не была усыпана розами. Сказалась советская идеология с её шорами и запретами. Театр закрыли в 1979 году, несмотря на то, что он завоевал звание лауреата международного смотра студенческих театров, в 1985-м был открыт вновь. В 1991 году после отъезда в Одессу Г. Будажабона театр перестал существовать. Одному Б.И. Кузнику, занятому большой общественной нагрузкой, с театром было не справиться. 

За время существования «Бицепсом» было поставлено 43 спектакля разных жанров, дано сотни выступлений, в том числе и за пределами региона. Своё мастерство «Бицепс» показывал в Барнауле, Ташкенте, Иркутске, Улан-Удэ, Хабаровске, Москве (и не один раз!), в других городах страны.

Как это было
Борис Ильич полагал, что без молодой поросли спектакль не сыграть. Хотя бы потому, что по возрасту мы не очень-то годимся на роль студентов. И предложил присоединиться к нам актёрам существующего в ЧГМА народного театра-студии «На тихой улице». И вот первая репетиция. Нас, выходцев из «Бицепса», гораздо больше, чем представителей театра-студии. У всех естественная эйфория от встречи, мы шутим, смеёмся, подпрыгиваем и пританцовываем. Ещё бы! 40-50 лет – долой! Все вернулись назад, в юность! Студенты сидят в зале, вжавшись в стулья, и молча наблюдают за группой стариков, впавших в детство.

Ну, а потом началась работа. Было решено на юбилейном спектакле показать основные этапы становления «Бицепса» –  от смешных миниатюр из студенческой жизни до фрагмента из «Сказа про Федота-Стрельца – удалого молодца» Леонида Филатова. Обязательным компонентом должна была быть и «Зримая песня». На всё про всё полтора месяца. А тут ещё длительная командировка Бориса Ильича. Свои полномочия он передал Иосифу Пинелису (актёру с 49-м стажем!) и Сергею Иозефсону, отвечающим за постановку миниатюр. Людмила Мутовина добровольно взялась репетировать со студентами «Зримую песню». 

И тут наши руководители столкнулись со сложностями, которые упирались в… вопиющую недисциплинированность молодых актёров. То же самое было и со «Зримой песней», но там возникла ещё одна проблема: нехватка поющих на сцене. Вернувшийся из командировки Борис Ильич оказался в шоке, ведь до представления оставалось всего-то две недели…

Но удивительное дело, всё вдруг решилось. Студенты перестали пропускать репетиции и начали работать в полную силу. «Зримую песню» выручили пришедшие на помощь хористы из народного студенческого хора ЧГМА «Гаудеамус». 

Показать себя на сцене
На одной из репетиций Иосиф Пинелис сказал: 
– Нужно, чтобы каждый из старых артистов хоть раз показал себя на сцене. Пусть все видят, что мы все ещё живы! 

В итоге сложился очень гармоничный спектакль, в котором студенты играют студентов, а пожилые (в том числе и настоящие профессора) – профессоров. Что касается самого Пинелиса, то ему пришлось всё же стать студентом в миниатюре «Отелло». 

Бесподобной игре Пинелиса-студента и преподавателя-Иозефсона позавидовал бы любой профессиональный артист. Неслучайно им в своё время, как и ещё пятерым актёрам «Бицепса», предлагали работу в Читинском драматическом театре безо всякой дополнительной подготовки. Не согласился никто.

Примечательно, что на этот раз в качестве актёра выступил и Борис Ильич Кузник. Именно с его прочтения отрывка из поэмы «Евгений Читинкин» и начинался спектакль. 

С лёгкой руки Пинелиса были задействованы все старые актёры, но с разной долей нагрузки. Мне, например, выпала роль, состоящая из… шести слов. Что ж, таково моё актёрское дарование. Зато Пинелис и Иозефсон только и успевали перевоплощаться то в профессора, то в студента, то в дурака-царя (Пинелис), то в недалёкого генерала (Иозефсон). Поразили всех Татьяна Наумкина (тоже мастер перевоплощений) и Наталья Боровик. Их звонкие голоса, похоже, были слышны в самых отдалённых уголках медакадемии. А ведь они тоже из «бывших» –  из третьего «созыва» театра. 

Как рождались звёзды
Все, кто в своё время решил связать свою жизнь с этим удивительным коллективом, сейчас, на склоне лет, считают, что вытянули счастливый билет.

Удивительное дело, человек, который, казалось бы, ничего не умел, очень скоро (а то и не очень) открывал в себе уникальные актёрские (и не только) данные. Наш режиссёр Георгий Будажабон (Борис Ильич из-за недостатка времени осуществлял в основном стратегические функции) умел разглядеть изюминку в каждом. Так случилось со студентом стомфака Виктором Усачёвым. До «Бицепса» он и не помышлял о сцене. А оказалось, природа одарила его таким незаурядным талантом, что одно только появление перед зрителями вызывало у них неудержимый смех.

Прошли годы. И теперь уже определённо можно сказать, что среди бывших актёров нет ни одного, который бы не состоялся как личность. Все, кто играл в последнем спектакле, за исключением двух человек (да и то потому, что они не имеют уже отношения к медицине) – врачи высшей категории. А наш «золотой фонд» – Пинелис и Иозефсон, доктора медицинских наук, профессора. Людмила Мутовина, которой по ряду причин пришлось покинуть институт, сейчас член Забайкальской краевой общественной писательской организации, автор многих текстов песен, написанных в содружестве с врачом высшей категории и заслуженным деятелем искусств Забайкальского края, композитором Натальей Балабановой, участницей «Бицепса» первого созыва. 

Так что же явилось первопричиной такого количества «звёзд» в студенческом театре? Звёзды ли шли в театр, или же театр делал звёзд, пусть даже не в театральной, а в другой области? Думаю, всё-таки, второе. Потому что именно «Бицепс» научил нас ценить время, умению учиться (а потом и работать) в любых условиях, а самое главное – быть людьми. 

Ещё не вечер
Поначалу думалось, что всё ограничится одним спектаклем. Потом – двумя (оба прошли при полном зале). Перед вторым выступлением было немного грустно. Все мы привыкли друг к другу, узнали каждого с новой стороны, да и с молодёжью сроднились. За время репетиций мы, похоже, стали моложе, а студенты – взрослее. 

И вдруг, в самом конце, когда все мы, выйдя на сцену, исполнили нашу коронную песню шутов, Борис Ильич обратился к молодым актёрам:
 –  А теперь скажите честно: вам понравилось работать со старым составом «Бицепса»?

И все в один голос ответили: «Да!». Оказалось, что это совсем не конец. Что впереди ещё репетиции и выступление. Когда? В 20-х числах февраля. 
Я взглянула на молодых, что стояли на сцене. Их было раза в четыре больше, чем нас. 
Стало быть, жизнь продолжается!

Все материалы рубрики "Люди родного города"

Алла Озорнина
Фото Галины Рогалёвой

«Читинское обозрение»
№4 (1384) // 27.01.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net