Главная / Авторы / Сергей Гриднев / Ближе к размеренной «неметчине»
Ближе к размеренной «неметчине»
Показ фильма «Берлин и Бранденбург с высоты птичьего полёта»


В студии читинского фотографа Сергея Цапаря прошёл показ фильма «Берлин и Бранденбург с высоты птичьего полёта» режиссёра Яна Тенхофена. С работой своих читинских друзей – предпринимателей, дизайнеров, журналистов – познакомила уже известная читателям «ЧО» Ольга Делан – уроженка Краснокаменска, живущая не один десяток лет в Берлине и снимающая фильмы о российской глубинке. 

В этот раз Ольга, являющаяся для нас своеобразным мостиком в Западную Европу, презентовала работу своего немецкого коллеги. Примечательно, что забайкальцы стали первыми зрителями, оценившими картину.

Много ли мы знаем о столице Германии и о немцах вообще, если исключить искренние восторги побывавших там земляков, их фотографии идеальных колхозных полей в социальных сетях, да расхожий набор штампов про немецкую аккуратность и расчётливость?

Летательный аппарат-дрон, с которого был снят фильм и который визуализирован для зрителя парящим в вышине беркутом, поднимая нас над Берлином, Бранденбургом, Потсдамом и окрестными селениями, при этом… опускает на землю. Да-да, пролетая десятки километров над оживлёнными улицами или лесными озёрами, дрон периодически приземляется, дабы с зоркостью беркута выведать о жизни местного населения. А она, эта жизнь, с виду неприметна и обыденна до мелочей.

Берлин – столица, крупнейший город Германии, второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза с населением около 4 миллионов человек – один из тех городов мира, где люди, хотят они того или нет, умеют быть добрыми соседями.

9 ноября 1989 года пала Берлинская стена – символ длившегося 40 лет раздела города, немецкой нации и целого континента. Процесс объединения города, да и немцев вообще, кажется, идёт до сих пор. Стена стояла с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года, её протяжённость 155 км с более чем 40 км в городской черте. 

Фильм показывает: немцы – это современники, устремлённые по большей части в будущее. Иного выбора у стареющей нации просто нет. Потому пасеку с пчёлами в Берлине можно встретить на одной из крыш старинного собора, а пловчиху с мировым именем – увидеть тренирующейся в пруду.

Пасторальные планы берлинского пригорода тоже интересны. Прежде всего потому, что поля фермеров соседствуют с гектарами отборного сосняка, который никто не выпиливает и не поджигает. А владелец свинофермы даёт зрителям своего рода мастер-класс по разведению хрюшек: «Если вы хотите, чтобы у ваших свиней было много свободы, вы должны много работать!». 

И он работает: животные пасутся на ферме, свободно перемещаясь по большущему пастбищу, а за мясом парнокопытных выстраиваются в очередь гурманы. Это вам не напичканная химией китайская свинина.

При этом у фермеров хватает и проблем. Дети, вырастая, едут в города, и бизнес держится только на немцах предпенсионного, пенсионного возраста.

А у искусства или хобби возраста, похоже, нет. Это видно по той увлечённости, с которой творят местных художники-импрессионисты или поют прихожанки-католички. Это деятельность если не в унисон, то непременно с деликатным учётом интересов твоего соседа.

Не знаю, какую идею изначально режиссёр Ян Тенхофен вкладывал в картину, но ему более всего, на мой взгляд, удалось передать тему достойной экологичности бытия немцев, даже зажатых среди стекла и бетона городских кварталов. Ну, а реальная экологическая обстановка в Германии из разряда тех, у которой стоит учиться.

Погубив немало природы во второй половине ХХ века, немцы позже сумели перестроиться и, хотя имеют местами мутные реки и оголённые угольные выработки, пекутся о будущем своих немногочисленных детей.

Планы фильма наводят на мысль о том, что ни один из уголков нашей прекрасной Земли не может быть чужим по определению. Даже для иностранца!

Человек приходит в этот мир, чтобы в до обидного малый промежуток времени вдохнуть тепло своего присутствия и любовь к жизни в пустоши, чащобы или сердца близких или далёких. И немецкому режиссёру в целом удаётся показать берлинцев мудрыми созидателями.

Но и кинодеятели с русскими корнями не сидят в Берлине, сложа руки. Новый фильм Ольги Делан «Ступай-ка, Ольга, домой! Или Любовь по-сибирски» зритель дождётся уже скоро.

– В середине осени работа над картиной будет завершена, и фильм выйдет к массовой аудитории, – сказала зарубежная гостья. – Осенью он сперва пойдёт по фестивалям, после чего, весной 2017 года, его увидят и мои земляки-забайкальцы.

Все материалы рубрики "Темы"
 

Сергей Гриднев
Фото автора

«Читинское обозрение»
№22 (1402) // 1.06.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2022 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net