Главная / Авторы / Людмила Полетаева / Борец за народное счастье
Борец за народное счастье
К 190-летию со дня рождения Николая Гавриловича Чернышевского


В своём дневнике он писал: «Я нисколько не подорожу жизнью для торжества своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства и довольства, уничтожения нищеты и порока». А помним ли мы сегодня, что наш педагогический институт носит имя этого публициста и философа, учителя и литератора? В своё время коллега-энтузиаст Б.Л. Лига открыл в нём музей Н.Г. Чернышевского, наполненный прекрасными экспонатами, привезёнными с родины писателя – Саратова, из Москвы и Петербурга, Александровского Завода и Якутии.

Его полное собрание сочинений содержит 16 томов, из которых несколько относятся к эпистолярному наследию. В письмах из Забайкалья и Вилюйска своим сыновьям он сообщал много интересного из разных научных знаний, есть в них и неординарное решение математических задач, и философские размышления на темы любви и дружбы, воспитания воли и характера. Его сочинения и сегодня поражают глубиной начитанности человека, для которого жизнь была проверкой прочности своих убеждений и стойкости души.

В доме «Учителя»
Два года назад в конце июня я с группой краеведов побывала в экспедиции «По каторжному Забайкалью». Давно хотелось посетить место захоронения декабриста Михаила Лунина в Акатуе и домик Чернышевского в Александровском Заводе и в Кадае. Свершилось. Впечатления живы и по сию пору. Во-первых, природа наша удивила своим разнотравьем, чудными цветочными полянами с кустами марьиных кореньев и ирисов. Во-вторых, много на пути встречалось природных и рукотворных памятников, среди них и отважным защитникам свободы края. Утром поспешили к музею Николая Гавриловича Чернышевского. Осмотрели домик, в котором он жил на поселении, теперь превращённый в музей. Мне как филологу особенно важна была эта встреча. Много в своих лекциях я рассказывала об удивительном человеке и писателе, роман «Что делать?» которого мы знали со школьной скамьи. И вот я нахожусь на той самой земле, по которой в конце XIX века он ходил, обдумывая сюжет нового романа, вскоре появившегося здесь.

На столе находится редкий экземпляр книги «Пролог», созданной в Забайкалье, а изданной в 1877 году в Лондоне. Беру роман «Что делать?» 1906 г. издания, бережно листаю страницы, пытаясь почувствовать атмосферу прошлого, он издан в Санкт-Петербурге, в известной для своего времени типографии М.М. Стасюлевича. Старший научный сотрудник музея Светлана Георгиевна Грицких – типичный музейный работник – с особой сердечностью, как дорогих гостей, принимает нас, спеша показать и рассказать то, что нигде в другом месте мы не увидим и не услышим. Останавливаем внимание на большой журнальной стопке: «Неужели это настоящий «Современник» 50-60-х годов?». Десять его томов, представленных в экспозиции, являют собою удивительно ценный подарок одного жителя г. Горький – Л.С. Гетца. В 1983 году открытию музея оказали неоценимую помощь работники Читинского краеведческого музея имени А.К. Кузнецова, сегодня он называется Дом-музей имени Н.Г. Чернышевского, являясь его филиалом. В этих краях писатель и общественный деятель, один из видных революционеров-демократов, так называемый шестидесятник XIX века провёл пять лет в тюрьме и год на поселении.

Экспозиционные материалы музея размещены в двух комнатах. В одной из них находятся пристенные и напольные стенды, в которых выставлены фотографии, документы и материалы о жизни и деятельности Чернышевского. По воспоминаниям старожилов, в этой комнате ссыльный писатель занимался обучением разным дисциплинам крестьянских детей, за это его так и прозвали – «Учитель». Во второй комнате воссоздана обстановка, в которой он жил: кровать, над ней – полка с книгами. Слева – письменный стол с чернильницей и подсвечником, рядом лежит ксерокопия письма жене Ольге Сократовне.

В Алекзаводе им были написаны такие произведения, как роман «Пролог», где продолжает развиваться тема новых людей, повесть «История одной девушки», в которой дана критика буржуазной семьи и брака, построенных на расчёте и лживой морали; пьесы «Мастерица варить кашу», «Драма без развязки». Надо отметить, что при содействии Чернышевского был создан первый в крае каторжный театр, где все роли исполняли мужчины, но он явился прообразом настоящего в будущем драматического театра. В тюрьме и на поселении им был задуман большой роман «Рассказы из Белого дома» об общественно-политическом движении на Западе и в России, но писатель в 1871 году вынужден был его уничтожить. В условиях каторги он скрывал записи от начальства. Роману «Пролог» посчастливилось увидеть свет при жизни Чернышевского благодаря его сотоварищу М. Муравскому, который после своего освобождения сумел переправить копию за границу, и в 1877 году при содействии К. Маркса он был напечатан в Лондоне. Позже стал известен и в России. Как много интересного и поучительного могут поведать артефакты истории прошлого, зримо воссоздавая атмосферу той поры.

  
Дом-музей Н.Г. Чернышевского в Александровском Заводе и одна из его экспозиций. Фото автора

И снова актуально
Бережно храню старенькую книжку 1949 года издания, приобретённую в начале своей педагогической деятельности, с оригинальным названием «Когорта славных». Автором Ю.П. Фроловым обращено внимание на жизнь молодых людей с пытливым умом и сильным характером. Она о шестидесятниках XIX века, среди которых оказалось немало прототипов героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Вспоминаю увлечённое чтение этой книги, которую не хотелось читать наскоро, а хотелось разобраться во всех перипетиях судеб героев, среди которых были Софья Корвин-Круковская и Владимир Ковалевский, Мария Бокова и Иван Сеченов, ставший прообразом Кирсанова в романе «Что делать?», Иван и Дмитрий Павловы. Вскоре они станут известными учёными мирового масштаба, с ними был не просто знаком Чернышевский, он был в дружбе с этими удивительными современниками. Все они желали обрести прочные научные знания, особо тогда модным было увлечение естественными науками, стремительно развивающимися. Они рассуждали так: «Наука требует от человека всей его энергии. Препятствия закаляют волю и не могут победить любви человека к знанию».

В школе происходит лишь знакомство с необычной и трудно читаемой книгой Н.Г. Чернышевского «Что делать?», где обретают свою жизнь публицистические отступления о разумном эгоизме и эмансипации женщины (синем чулке), об особенном человеке и новых людях. Это своеобразный роман-эксперимент, исследование, утверждающее возможность истинно человеческих отношений между людьми, пролагающий гуманные практические пути воспитания нового человека. И хотя герои – современники, но их жизнь устремлена в будущее, о котором мечтал писатель, ставя вопросы взаимодействия мощного прогресса техники и гражданской ответственности, думая о том, что нравственные качества должны быть более важными, об этом и аллегория – 4-й сон Веры Павловны.

Нечто подобное мы встречали в мировой и русской литературе как особый её жанр – социальной утопии. Вспомним «Утопию» Томаса Мора, «Город солнца» Кампанеллы, «Солярис» Станислава Лемма, «Понедельник начинается в субботу» братьев А. и Б. Стругацких и др. Писатели, размышляя о будущем, предостерегали против культа индивидуализма, проповедуемого на Западе. Совершая экскурс в научную фантастику, в осмысление жанра утопии, мы видим, сколь актуально сегодня звучит эта тема будущего, а значит книга «Что делать?» русского писателя-демократа Н.Г. Чернышевского, примыкающая к этому ряду, не перестаёт волновать. Ставя вечные вопросы бытия и пытаясь ответить на них по-своему, писатель заботливо рисует образ будущего, как содружество людей «добрых и сильных, честных и умеющих». Автор этого романа, как и других произведений, старался показать новых людей всесторонне: их жизненные установки, принципы, труд, мораль, частная жизнь. К восприятию такого серьёзного чтения надо себя готовить, роман «Что делать?» как классическое произведение воспринимается полемически. Читать и перечитывать заново, находя вдруг что-то новое – это прекрасно, и это не иллюзии. Нами руководит сегодня одно желание – стать опять читаемой страной, как прежде! И пусть это не будет утопией!

Все материалы рубрики ""
 

Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№30 (1514) // 25.07.2018 г.

Вернуться на главную страницу

2 комментария

  • H Heating Film

    Я разбираюсь в этом вопросе. Готов помочь.

    Ответить
  • H Heating Film

    Жаль, что не смогу сейчас участвовать в обсуждении. Очень мало информации. Но с удовольствием буду следить за этой темой.

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net