Середина декабря. Близится завершение лающе-хвостатого 2018 года, богатого на киношные события. И вот ещё одно – Юбилейное (именно с большой буквы!), мимо которого просто невозможно пройти – идеальная, даже не золотая, а просто «бриллиантовая» тема для предновогоднего «Синескопа». Нашему самому любимому, самому кассовому за всю историю отечественного кинематографа фильму, без которого просто немыслимы многие праздники (включая новогодние) – картине гения-режиссёра Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» – 50 лет!!! Ура! Сегодня о ней! Но…
Вначале были… стулья
Ровно дюжина. Гамбсовских. В одном из которых …бриллианты! Да-да… именно в стуле, а не в руке! Всё дело в том, что после «Кавказской пленницы» (вышла на экраны 3 апреля 1967) знаменитый комедиограф Леонид Иович Гайдай задумал экранизировать одну из своих любимых книг – «12 стульев» Ильфа и Петрова. Режиссёр отправился со своей идеей к руководству, да не к родному, «мосфильмовскому», а сразу на самый «верх» – председателю Госкино А. Романову. Однако тот моментально разрушил планы Гайдая, сообщив, что похождениями великого комбинатора О. Бендера, верней их второй частью – «Золотым телёнком» уже занимается другой режиссёр – Михаил Швейцер. Расстроенному Гайдаю Романов посоветовал пока заняться каким-нибудь другим проектом, а тем временем подождать и понаблюдать, что получится у Швейцера и в случае удачи запустить в производство экранизацию «12-ти стульев».
«Что делать? Находиться в простое и ждать больше года?» – Гайдай крепко задумался… Троица: Трус, Балбес, Бывалый + Шурик, по его мнению, несмотря на зрительскую популярность, себя изжила. О чём снимать новый фильм?. И тут помог случай… Даже сразу два. И вполне реальных. А киношникам, даже комедиографам, как выражался один из героев будущего комедийного шедевра…
«В нашем деле важен реализьм!»
– как со смаком говаривал один из героев будущего «бриллиантового» шедевра. В истории создания фильма он также имел место. Однажды на глаза «фирменным» гайдаевским сценаристам («Операция «Ы», «Кавказская пленница») – Якову Костюковскому и Морису Слободскому попалась газета «Правда», где публиковался цикл статей о контрабандистах. В одной из них рассказывалось о том, как преступники использовали оригинальный способ провоза контрабанды – в гипсе курьера. О втором подобном случае как-то писал популярный в то время журнал «За рубежом». Швейцарскими полицейскими был задержан контрабандист с якобы сломанной и загипсованной рукой. «Повреждённая» конечность была набита контрабандными сокровищами. Правда сия история приключилась не в приморском южном городе, а в снежных Альпах. Но суть дела не меняет – вдохновлённые оригинальным «реализьмом» сценаристы поделились идеей с Гайдаем. Режиссёр был в полном восторге и немедленно ухватился за пока абсолютно сырой, туманный проект, уже тогда рассчитывая, что в главной роли непременно будет Юрий Никулин.
Контрабандисты: Граф, Механик и Малыш
Костюковский, Слободской и сам Гайдай засели за сценарий с рабочим названием «Контрабандисты». К концу октября 1967 года была написана его окончательная версия.
Интересно, что в новой картине авторы тоже планировали «троицу» преступников: Граф, Механик и Малыш. Впрочем, от последнего вскоре отказались. Сценарий был одобрен худсоветом «Мосфильма». И не успели отстреляться в полной мере все бутылки шампанского нового 1968 года, как уже 3 января главное управление кинематографии дало «зелёный свет» на съёмки новой комедии.
Ещё о «реализьме»
Любопытно, что «контрабандно-бриллиантового» фильма Гайдая могло и не быть, если бы сценаристы додумались проконсультироваться с таможенниками. Оказывается, даже по советским, достаточно строгим, законам можно было беспрепятственно ввезти в страну 2,5 кг золота и определённое количество бриллиантов. И не надо было для этих целей ломать руку. К счастью для зрителей авторы фильма узнали об этом уже после окончания съёмок…
«Бриллиантовый» кастинг
На роль Семёна Семёновича Павлика (таким был первый вариант фамилии главного героя проекта «Контрабандисты»), а затем Тимошкина (второй вариант фамилии), который стал ныне всем известным Горбунковым, естественно, утвердили Юрия Никулина. По этому поводу выдающемуся советскому клоуну предоставили даже полугодичный отпуск в цирке, чего раньше никогда не случалось. На Горбункове-Никулине дело вдруг застопорилось – кому из актёров предлагать остальные роли, было неизвестно. Гайдай начал по порядку:
Граф (он же Геша Козодоев, в версии Лёлика – Козладоев). Пробовался Георгий Вицин, но режиссёр решил, что он будет «двойником» Труса из «троицы» и отказался от его кандидатуры. «Примеряли» роль незадачливого контрабандиста Михаил Пуговкин, Валерий Носик, Рудольф Рудин и молодой Андрей Миронов (см. иллюстрацию – фотопробы). Гайдай сделал ставку на последнего.
Механик (он же Лёлик). Пробовался всё тот же Пуговкин, затем Анатолий Папанов и Леонид Сатановский. Папанов с лёгкостью обошёл конкурентов, поражая всех своей сочной и смачно-жлобской «лёликовостью».
Шеф (он же и есть Шеф). У многих поклонников фильма уже многие годы ходит слух, что главу контрабандистов играет сам Гайдай. Сие заблуждение чистой воды. Это актёр Николай Романов, за которого к тому же «говорит» другой актёр – Константин Тыртов. Шефом также могли стать Борис Рунге (пан Профессор из «Кабачка «13 стульев»), Владимир Пицек и Павел Шпрингфельд. Что же касается самого Гайдая: представлен в фильме лежащим на асфальте вниз лицом гражданином, который при подъёме нетрезвым вокалом исполнил голосом Г. Вицина известные строки: «Ля-ааа, ля-ля-ля ля-ааа ля-ля…» из «медвежьего» хита, что звучал в предыдущем фильме Леонида Иовича.
Незнакомка-блондинка-подельница преступников (она же «невиноватая» Анна Сергеевна). На роль знойно-блондинистой «сексбомбы» Гайдай пригласил… Клару Лучко, но та, узнав, кого ей придётся играть, сразу отказалась. Тогда режиссёру пришлось выбирать из других, менее известных актрис: Лилии Юдиной, Эве Киви и Светланы Светличной.
Худсовет студии всех трёх… не одобрил. Руководство посчитало Юдину – «излишне откровенной», Эве Киви – «чуждо-не нашей», а Свету Светличную «слишком соблазнительной» (см. фото). Но Гайдай проявил упорство и даже упрямство и настоял на последней, завив худсовету, что «постарается её «соблазнительность» в фильме уменьшить». К счастью, слова своего не сдержал.
Управдом – друг человека (она же В.С. Плющ). Хамовитой управдомшей могла стать неудавшаяся «знойно-эротическая» соблазнительница – актриса Клара Лучко (даже трудно представить) и Татьяна Гаврилова. Но утвердили Нонну Мордюкову более удачно подавшую свои данные на роль домовой «бандерши».
Половина Семёна Семёновича (она же Надя).Что же касается горячо любимой подруги жизни тов. Горбункова, то режиссёр, не долго думая, уложил в его постель свою собственную жену – актрису Нину Гребешкову, хотя та усиленно сопротивлялась, мечтая увидеть себя в роли крутой домуправши. А ещё женой Горбункова могла стать Ия Савина.
Пара «семейных» курьёзов с женой Горбункова (забегая вперёд). Вскоре после выхода фильма пошла как-то Нина Гребешкова на рынок купить свежей картошки. Поинтересовалась у одной частницы: «Почем?» – «Рупь!» – «Дороговато, но давайте..» Тётка взвесила Гребешковой картошку, а потом и говорит: «А если в следующий раз придёшь с мужем, Никулиным, отдам бесплатно!».
В другой раз, уже когда прошли годы и все зрители уже знали, что она жена Гайдая, люди всё равно не унимались. Как-то подошла к Гребешковой женщина в магазине: «Ну, как же вы могли бросить такого знаменитого артиста Никулина ради режиссёра Гайдая?»
…Окончательно худсовет утвердил состав исполнителей в конце марта 1968 года. В это же время Гайдай изменил название своего кинопроекта – «Контрабандисты» стали «Бриллиантовой рукой», хотя оно оставалось по-прежнему ещё рабочим.
Локации земные и подводные
До и после худсовета Гайдай с оператором и директором картины были заняты тем, что искали места для натурных съёмок (как сейчас говорят – «локации») в Крыму, но остановились на Туапсе, Сочи и Адлере. А в Крыму в конечном итоге прошли лишь подводные съёмки, где Лёлик (его изображал дублёр Папанова) нанизывал рыбу на крючок Семён Семёновича, а затем удирал при помощи аквапеда (этакая «торпеда» с пропеллером на носу) без нижнего белья, вызывающе сверкая могучим незагорелым голым задом и буксируя «прицепом» перепуганного Козодоева.
Интересный факт о подводном транспорте Лёлика. Аппарат для передвижения под водой, похожий на торпеду с пропеллером на носу, сконструировали мастера Ялтинской киностудии (филиал московской студии им. Горького). Ручка аппарата была ничем иным как ручкой от обыкновенной ручной дрели. При помощи оригинального привода дрель передавала вращение пропеллеру, и «аквапед» вполне реально тащил за собой контрабандиста. Только не очень быстро. Специальная съёмка смогла придать неплохую скорость Лёлику.
Паломничество в «заграницу»
По сценарию, часть фильма должна была сниматься за границей. В те времена зарубежные киноэкспедиции были большой редкостью, поэтому в группу Гайдая началось форменное паломничество. Рвущиеся «глотнуть заграничной жизни» киноспециалисты были вскоре страшно разочарованны, когда узнали, что «город контрастов» Стамбул будет сниматься в Баку! Паломничество моментально прекратилось.
«Крок искус ту беншлак мордюк!» – тайна загранично-контрабандистского языка. КГБ, пионеры и синагога. Гибель Никулина и его труп в гостинице. «Немая» Светличная. Атака мороженным. Сколько стоит «ай лю-лю»? Правда об усах, Володьке Трынкине и теплоходе. «Чьйорт побьери!», корки и пятая точка. Другой финал «Руки». «Бриллиантовые» гонорары… об этом и не только во второй части юбилейно-полувековой истории о рождении «бриллиантоворукой» легенды отечественного кинематографа.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№50 (1534) // 12.12.2018 г.
0 комментариев