Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был Иванушка-дурачок. Крестьянствовал – на поле работал, а как вечор, так отужинает он и думы мечтательные разводит. Хотел Ванюшка ямщиком быть телеги чудесной, между звёзд летающей. И всё бы хорошо, да вот однажды в этом тридесятом государстве беда приключилась – похитил царевну из соседнего тридевятого царства ворог чёрный Кащей вместе со своими помощниками и ратями несметными – белыми да страшными. Заточил Кощеище поганый царевну в свой замок круглый, огромный, железный, в небесах далёких подвешенный. И решил Иванушка отыскать красавицу да избавить мир честной от Кащея и помощников его. И отправился Иванушка в дорогу дальнюю да опасную…
Сказка «звёздная» и сказитель её
Любимая сотнями миллионов мальчиков и девочек от трёх до 99 лет сказка о борьбе добра и зла, смыслом легко переводимая на язык любой страны. И на русский – тож. Иван, Иоганн, Ян, Джованни, Джон… – лишь имечко главного героя менялось в зависимости от державы, где сказывалась сия история. Но было у нашего героя имя интернациональное, для всех сразу – Люк, а фамилия Скайуокер (Небоходов – ежели по-русски). Кащей звался Дартом Вейдером, принцесса – Леей Органой, а тридесятое государство именовалось захолустной крестьянской планетой Татуин, затерянной на чёртовых галактических куличках великой космической Империи. И наши персонажи, и Татуин с другими остальными мирами инопланетными «проживали» в великой, всем ныне известной космической сказке, или, как её ещё называют, «космической опере» под общим названием «Звёздные войны», что выдумал великий космический сказочник – режиссёр Джордж Лукас. Из одной, самой первой истории «Звёздных войн», известной как «Эпизод IV: Новая надежда», что вышла на экраны 25 мая 1977 года и произвела фурор сюжетом и невиданными спецэффектами, она получила продолжение в 1980-м («Эпизод V: Империя наносит ответный удар»). Затем и 1983 году («Эпизод VI: Возвращения джедая»). С каждой частью Лукас всё больше удивлял новыми чудесами, хотя как режиссёр он самоустранился сразу после «Новой надежды» – стал продюсером, управляющим проектом – короче, художественным руководителем.
О пробуждении Силы
Ныне великий космический киносказочник Джордж Лукас, коему в этом году 71 год стукнул, планировал тряхнуть стариной и возрадовать сотни миллионов почитателей продолжением легендарной эпопеи «Звёздные войны». Но забыл звёздно-сказочник, что возжелал он в своё время богатства и продал права на продолжение истории своей космической купцам-продюсерам студии «Уолта Диснея». Отстранили они старца, наняли новых писарей-сценарников да кликнули режиссёра, мастака-мастера по делу космическому Джей Джей Абрамса, известного по «Звёздному пути» о двух частях (2009, 2013), и появилась картина с названием привычным и героями – и старыми достославными, и новыми – «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Мировая премьера её состоится 14 декабря, в США – 18 декабря, а в «Удокане» (и всей России) – 17 декабря!
Начнём синескоп-звёздную трилогию!
Сегодня самое подходящее время запустить синескоп-трилогию, в которой я поведаю вам, мои «звёздно-войновые» соратники, прелюбопытную историю, как создавался один из самых легендарных фильмов мирового кинематографа – сказочно-космическая, «воинствующая» история «Звёздные войны. Эпизод IV: «Новая надежда» (и отчасти её последующие два продолжения).
О Лукасе славном и космолюбивом
Давным-давно, в 1974 году, в далёкой-далёкой от нашей советской страны, в заокеанской соединённо-штатской «галактике» бушевали… «Звёздные войны»… правда, на бумаге. Именно в эту годину добрый молодец славный, именуемый Джорджем Лукасом, 30 годов от роду, после двух кинолент своих удачных (фантастической «ТНХ-1138» и ностальгическо-комедийной о калифорнийских отроках 1942 года «Американские граффити») задумал сделать нечто, душу ему радующее: космическое, романтическое, приключенческо-драматическое и дивно фантастическое.
Весь 1974-й и часть следующего года Лукас писал 200-страничный фолиант, который озаглавил «Звёздные войны». Конструкция сценария стала такой громоздкой, что никто, помимо самого автора, не мог разобраться в ней до экранизации.
Тайна путаницы с «Эпизодами»
Всех будущих зрителей разных стран мира совершенно запутывала странная, если не сказать, дурацкая, последовательность фильмов эпопеи «Звёздных войн», заявленных в титрах. К примеру, фильм был первым, но титры «вещали», что это «Эпизод IV: Новая надежда». Возникали резонные вопросы: «А куда делись предыдущие «Эпизоды»?», «Фильм показывают «задом наперёд», без начала?», «Где увидеть первые три «Эпизода»?». Путаницу усугубляло то, что Лукас ничего особо не объяснял.
«Звёздно-войновый» факт (Неправильные герои правильного плаката). На самом первом и самом знаменитом постере фильма, нарисованном к его премьере в 1977 году братьями Хильдебрандтами под названием «Берегись! Идёт звёздная война!», изображённые главные герои: Люк Скайуокер и принцесса Лея лицом (а Люк и телом – этакий накаченный супермен) даже не походят на своих киноперсонажей… А если посмотреть внимательней на лицо принцессы, то черты лица имеют скорее «азиатско-внеземной» тип, нежели «европейско-инопланетный»… Почему? К этой загадке мы ещё вернёмся в следующем «эпизоде» нашей синескоп-были о космосказке Лукаса…
В 200 страниц сценария Джордж умудрился натолкать события сразу двух трилогий. Причём изложить события решил «с конца» – экранизировать сразу вторую половину сценария (Эпизод IV, V, VI), а первую («Эпизод I: Скрытая угроза», «Эпизод II: Атака клонов», Эпизод III: Месть ситхов») оставить «на потом» – для интриги. Лукас детально проработал сотни персонажей вселенной «Звёздных войн» – с именами, биографиями, тщательно прописанными характерами… Основной акцент режиссёр сделал на Эпизоде IV – эта часть сценария была самодостаточной по сюжету – имела начало, финал и в случае провала фильма не требовала продолжения.
Была ещё одна причина – в одном из своих интервью, уже после выхода фильма на экраны, Джордж объяснил: «Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы крепость-планета Звезда Смерти. А она появлялась только в четвёртой части. Поэтому я и начал с неё».
Лукас заимствует
Всё новое, как известно, – это хорошо забытое старое. Лукас, как типичное дитя Голливуда, недолго думая, решил воспользоваться этой международной истиной на все 100%. А потому множество элементов «Звёздных войн», дабы особо не ломать голову, хитроумный режиссёр сначала в сценарии, а затем и в работе над картиной, позаимствовал из более ранних кинофильмов других кинематографистов. Вот краткий перечень «займов» Лукаса:
— Персонажи Оби-Ван Кеноби и дроиды C-3PO и R2D2 весьма напоминают героев японского фильма , "Три негодяя в скрытой крепости" (реж. Акиро Куросава, 1958), где самурайский воин спасает принцессу при помощи двух мелких мошенников.
— Внешний вид «золотого» робота C3PO был с незначительными отличиями, практически полностью скопирован с робота из классического фильма немца Фрица Ланга «Метрополис» (1926).
— Внешний вид пылесосо-холодильноподобного R2D2 – «тюнингованная» версия советского развед-робота из фильма Е. Шерстобитова «Туманность Андромеды» (1969).
— Финальный бой между космическими кораблями повстанцев и имперскимим истребителями заимствован из британской картины о Второй мировой войне "Разрушители плотин" (реж. М. Андерсон, 1954), но ещё ближе он к аналогичной сцене в "Эскадрилья 663" ( Великобритания -США, реж. У. Громан, 1964).
— Заключительная сцена чествования героев практически покадрово скопирована с документальной картины… гитлеровского режиссёра Ленни Рифеншталь «Триумф воли» (1934), повествующей о съезде нацистской партии!
И это ещё далеко не полный перечень «займов» Джорджа. Впрочем, мы ещё не раз обратимся к ним…
Работу над литературной версией и эскизами будущего фильма Лукас закончил во второй половине 1975 года. И вот тогда начались ожесточённые… сценарные войны.
Во второй части «звёздно-войновой» синескоп-трилогии читайте: Откуда джедаи пошли… Зелёный-презелёный контрабандист, девочка-джедайка и псы-пилоты. Планета из… Библии. Эти страшные звёздно-сценарные войны! Самолёты Второй мировой в космосе! Калмыки – раса инопланетная. Роботы – это должно звучать смачно! Котлетные звездолёты, обуваемые корабли, картофельные планеты и ещё много чего…
Эпизод II
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№49 (1377) // 9.12.2015 г.
0 комментариев