Бывший православный священник, революционный деятель Александр Николаевич Добромыслов работал заведующим отделом этнографии в Читинском краеведческом музее с 1921 по 1934 год. Как и многих советских этнографов, его постигла участь необоснованно репрессированного.
17 июля с 1970-80-х годов отмечается как День этнографа (за дату был взят день рождения известного этнографа и путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая). В связи с праздником хочется напомнить читателям об одном из первых представителей, если можно так выразиться, читинской школы этнографии.
Александр Николаевич Добромыслов изучал традиционную культуру народов Забайкалья, публиковал результаты своих научных изысканий, выступал с лекциями, популяризируя знания о быте, хозяйственной деятельности, культурных традициях местного населения. В 1929-м, с 8 июня по 27 июля он совершил экспедицию в верховья реки Ингоды в сёла Ново-Салия, Новопавловское, Дешулан и Ключи. Десять дней, с 3 по 13 июля, он находился среди крестьян села Дешулан, расспрашивал их о трудностях земледелия, семейных порядках, старых устоях, о чём вёл записи в полевом дневнике. Вот лишь некоторые отрывки из этого дневника.
«3 июля. Село получило название от речки, которая сейчас от дождей сильно прибыла. В засушливое время она пересыхает. Близко к селу подходит и р. Ингода, по которой жители на паромах сплавляют в город хлеб, орехи и проч. Основано в (?) г. выходцами с Чикоя. До них здесь жили так называемые ясачные, это метисы (русско-буряты) – карымы, укочевавшие в Агу…
4 июля. Справился насчёт лодки. Нашли одну, но цена непомерно высока – 60 руб… Другая оказалась дешевле, но старая, у кузнеца. Кузнец – тип интересный. Он мне задал вопрос: «Правда ли, что Земля меняется, что горы – одни поднимаются, другие опускаются?». На это я ответил, что – правда. Тогда он сказал: «Ну вот, я всегда так говорил». Мы с ним стояли на высоком яру, который подмывался прибывшей Ингодой и отваливался. Часть селения уже смыта водой в старые годы; некоторым домам эта опасность угрожает, если не в этот год, то в ближайшие. Я указал кузнецу на это обстоятельство, подтверждающее мысль, что лицо Земли меняется.
Ингода сильно прибыла. Вода пришла валом. Низменные места она уже залила. Несмненно, в Чите остров (Хитрый остров ныне уже пострадал) – пострадает. Жаль, что нет телеграфа, по которому можно бы было послать предупреждение о надвигающейся опасности.
5 июля. Интересный тип N, у которого я остановился. Он семейский с ног до головы, как, по-видимому, и вся его семья. Обилие икон, на стене в рамках под стеклом разные свидетельства: о награждении медалью в память царствования Александра III; от группы духовенства;… о службе в каком-то частном предприятии… Квартирование у него разных правительственных лиц и проч. сделали из него человека бывалого, во многом сведущего в вопросах, собственно с крестьянством подчас ничего общего не имеющих. Обстановка его дома отличается от такой же в рядовых домах. В передней комнате – обои, пол крашеный. Стулья, скатерти, зеркало в золотой багетной раме, разные безделушки на столе. В буфете – посуда фарфоровая, хрустальная, серебряные ложки. Занавески на окнах из бумаги (они в Чите крестьянами охотно раскупаются). В зимовье обстановка гораздо проще, такая же, как у всех крестьян. Табак в семье никто не курит. Разве ребята тайком курят, но сам я не наблюдал.
Семейские села Бичура. 1930 г. Фото А.Н. Добромыслова.
Все 6 дочерей «вышли замуж по-хорошему», как выражается хозяйка (т.е. не ушли убегом) – и они этим гордятся. «Другие-то убегают», – прибавляет она. Тяжёлый запах самогона в доме свидетельствует о том, что выгонкой занимаются (наверное, вся деревня гонит, за малым исключением).
7 июля. Был у крестьянина N. Семья пока крепкая. Четверо сыновей женатых. Все живут вместе: всего больших и малых 19 душ. Виден достаток. Выписывают «Крестьянскую газету», «Батрак». Во дворе видел прибор для выгонки конопляного масла, где роль играет пресс с железным винтом.
Только и разговора о том, что хлеба в своём селении и некоторых смежных неважные, причём ранние лучше, поздние – хуже. По общему отзыву, выпавшие обильные дожди в продолжении всей весны без достаточного тепла не пошли в пользу. Морозы задерживают рост хлебов. «Для нашей земли нужно только два хороших дождя, но вовремя», – говорят. Вывод: нужно изучить климатические условия Ингодинского района, его особенности, а для этого на местах должны быть организованы опытно-наблюдательные станции. Кстати, во время первого нынешнего разлива Ингоды на низких местах потопило несколько сот гектаров посевов.
Во многих случаях женщины у семейских консервативны. Сегодня одна из них заявила, что семейские женщины потому бросают носить кокошники, что избаловались. Ей указали на то, что тут не в баловстве дело, а в том, что на свете всё меняется. Это её не убедило. Много разговоров про целебные свойства Арейского озера. «Говорят, там до 1000 народа понаехало. Продукты есть, но по ценам дороже читинских».
10 июля. У председателя сельсовета видел невостребованные газеты наших некоторых местных крестьян, в том числе «Безбожник». У семейских! И вдруг антирелигиозная газета!
Сегодня хозяйские дети уехали пахать с плугом и сохой. Здесь ещё пашут и сохой, но уже порядочно изменённой. По словам моего хозяина, это уже третий тип сохи, по-моему, близкий к исчезновению…
Рисунок швейки из села Дешулан, выполненный А.Н. Добромысловым. 1929 г.
11 июля. Был у самого старого жителя Дим. М. Богданова. Ему 80 лет, его старухе – около этого. Все дети (8 сыновей) померли. Один внучёк – 8 лет. Ещё работают. Оба они не семейские. Зовут себя «сибиряками». Переселились 14 лет назад с Чикоя из села Гутай…
Жители теперешних Ключей (рядом с Дешуланом) частью тоже семейские, частью – казаки. Их пустили и «себе на голову» (по выражению Богданова), так как пришлось попуститься частью своего земельного надела. Теперь уже и тесно стало. Пришлось корчевать лес для пашен, что и сейчас продолжается по увалу.
Подтверждается мнение, что в долине р. Ингоды когда-то жили народы разных эпох. Так, Богданов на пашне выпахал медный топор, который он, по его словам, отдал кому-то для предоставления в Чит. музей. В стены дома самого Богданова вбиты (как вешалки) железные широкие наконечники стрел, найденные тоже на пашне.
Жена Богданова для лечения пользуется травами. У неё сушатся свинячий багульник и мята… Про черногрив сообщила, что он находится далеко в хребтах и очень пользителен от всяких болезней: простуды, «от сердца», головной боли («голову просветляет»). Способ употребления: лист сушат, толкут, просеивают, порошок нюхают от головной боли; корень настаивают на вине. «Сурьёзное лекарство», – говорят местные.
Старики Богдановы к семейским относятся с некоторым предубеждением. Так, своему внучку, любителю до рыбной ловли, они говорят: «Ты, сынок на речку не бегай, столкнут тебя в воду: семейшина-то она отчаянная».
Говорили о свадьбах убегом, что теперь уже практикуется. На вопрос: сердятся ли родители на убежавшую дочь и как долго, были разные ответы: «Таких дурных нет, чтобы сердиться»; «Отец так и не простил, в Землю ушёл, подох»…
12 июля. …Пришла подгулявшая компания. Один сильно пьяный старик, каждое слово, сопровождая матом, приставал ко мне с разговорами о том, на каком основании вы, служащие, получаете каждый день жалование, а крестьяне ничего не получают. Эти выпады не что иное, как наболевший вопрос о взаимоотношениях между городом и деревней.
Был у N… Когда речь пошла о заговорах, ещё существующих в деревне, одна женщина сказала: «Поневоле к знахарке пойдёшь, когда фельдшер с пустыми руками приезжает. Бывало, в старые времена приедет фельдшер и целый ящик с собой разных лекарств привезёт».
А.Н. Добромыслов.
Александр Николаевич Добромыслов в 1938 году был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной шпионской деятельности и приговорён к расстрелу. В конце концов, государство признало свою неправоту и реабилитировало этого человека посмертно (в 1956 году).
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Наталья Константинова,
кандидат исторических наук
«Читинское обозрение»
№28 (1512) // 11.07.2018 г.
0 комментариев