Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Покаяние здесь горячее
Покаяние здесь горячее


Тут всё, как в обычном храме, — иконостас, алтарь, горящие церковные свечи, умиротворяющий запах ладана. Только вот прихожане не совсем обычные — молодые парни в одинаковых серых робах.

В храме на территории исправительной колонии № 3 УФСИН России по Забайкальскому краю прошёл благодарственный молебен в честь иконы Божьей Матери.

Храм Казанской иконы Божьей Матери, одноимённый с главным собором края, на территории исправительной колонии № 3 был построен ещё в конце 90-х силами самих осуждённых и при активном содействии администрации учреждения УФСИН и сотрудников ИК. Тогда к этому благому делу подключились и неравнодушные земляки, по мере своих возможностей оказывая финансовую помощь. В этой небольшой уютной церкви всё сделано своими руками — обрамление икон, сам иконостас, богослужебные подсвечники.

— В своё время в колонии срок отбывало много талантливых ребят, — рассказывает священник Алексей Янковский, помощник начальника УФСИН России по Забайкальскому краю по организации работы с верующими, руководитель отдела по тюремному служению Читинской епархии. — Сейчас заключённые с такими золотыми руками редко встречаются, наверное, это веяние времени, когда молодёжь в основном увлечена гаджетами.

Двери храма открыты для всех

Подойдя к церкви, мы видим группу осуждённых, которые, несмотря на ненастную погоду, ожидают батюшку на улице — им заранее было объявлено, что сегодня состоится молебен. Заметно, что кто-то пришёл сюда по зову души, кто-то — просто из интереса, но отец Алексей с радостью открыл двери церкви всем прихожанам и, после необходимых приготовлений, начал службу. В помещение храма заглянул и представитель буддийского учения, который, увидев корреспондента газеты, попросил сфотографировать их святыню, расположенную неподалёку от православной церкви, — буддийскую ступу.

Как мы уже писали, УФСИН России по Забайкальскому краю плотно взаимодействует с представителями основных конфессий, распространённых на территории региона, — Православной церковью, Духовным управлением мусульман и Читинским дацаном. При управлении УФСИН даже сформирована специальная рабочая группа по межрелигиозным вопросам, которая разрабатывает мероприятия, воспитывающие уважение к культуре представителей других религий, и способствуют снятию межконфессиональной напряжённости.

Работа тюремного служения имеет очень давнюю историю, ведь делом попечения заключённых в России занимались ещё издревле.

— Все мы больны грехом и в той или иной мере являемся духовными инвалидами, — говорит отец Алексей. — Однако и людям, которые находятся в местах лишения свободы за совершение какого-то преступления, унывать не стоит, нужно помнить, что мы всегда можем прибегнуть к покаянию. Ведь где, как не в тюрьме, можно одуматься, осознать свою прежнюю жизнь, сделать правильные выводы и прийти ко Христу? За свою девятилетнюю практику работы в системе УФСИН я не раз встречал таких заключённых, в местах лишения свободы они, как правило, становятся старостами храмов. После освобождения они часто создают семьи, устраиваются на работу и продолжают ходить в церковь. С некоторыми из них мы даже продолжаем общение. Практикуем и такое, что бывших осуждённых, которые пришли к Богу в местах лишения свободы, мы приглашаем на беседы в колонии. Очень приятно видеть людей, которые после выхода на свободу, несмотря на все трудности, не наступили на старые грабли, а смогли духовно укрепиться и продолжать жить по Божьим заповедям. Конечно, никто не застрахован от срывов, от того, что в какой-то момент можно окунуться в грех. Для ребят, которые в данный момент находятся в местах лишения свободы, в помощь есть духовная литература, которую они всегда могут взять в библиотеке колонии или в местном храме. Движение духовного сопровождения заключённых у нас в крае развивается — сейчас заканчивается строительство храма на территории ИК-5, что в посёлке Антипиха, планируется возведение церкви в ИК-2.

Прежде всего — покаяние

О чём думали эти ребята, среди которых большинство молоденькие, во время молебна, с чем они обращались к Богу, конечно же, никто не знает, однако все они со свечами в руках достояли до конца службы и остались на проповедь.

— Бог создал нас со свободной волей, а это означает, что у нас всегда есть выбор — идти в храм, молиться, преображаться, искать Божьей помощи и спасать свою душу или не делать этого, — обращался отец Алексей к присутствующим. — Господь, уважая нашу свободную волю, ничего не навязывает. Однако важно помнить о том, что на первом месте всегда должно быть покаяние, а потом уже обращение с какими-то просьбами. Ни в коем случает не стоит испытывать потребительское отношение к Богу. Господь знает, что нам нужно и полезно, как говорится, волос с вашей головы не упадёт без Его воли. Может быть, это звучит немного жестоко, но то, что вы сейчас находитесь здесь, — тоже в своём роде милость Божья. За годы моего тюремного служения нередко бывало и такое, что заключённые говорили мне: «Батюшка, хорошо, что я здесь. Если бы я был на свободе, то, наверное, продолжал бы такую же никчёмную жизнь. Может быть, меня и в живых-то уже не было…». Посещение храма, пусть даже небольшого, пусть даже не во время службы — это всегда благодать и утешение.

Если есть потребность, в храме для осуждённых совершают таинство Крещения, перед этим, как и полагается, ведутся огласительные беседы. По словам Алексея Янковского, к сожалению, случается и такое, что в храм в исправительной колонии приходят просто потому, что скучно и хочется сменить обстановку. При этом внутри человек нисколько не меняется. Но зато, если уж человек пришёл здесь к Христу, он чаще всего обретает истинную веру и начинает понимать смысл жизни:

— И если на свободе чаще может проскальзывать какой-то формализм, то здесь эта искренность в вере чувствуется острее. И покаяние здесь горячее…

Священник признаётся, что часто задаёт себе вопрос — в чём причина того, что в местах лишения свободы человек, казалось бы, покаялся, пришёл к вере, но, оказавшись на свободе, снова берётся за старое.

— Я порой объясняю это явление «загадочной русской душой», — говорит он. — Если говорить о социальных мотивах, то здесь играет роль нехватка реабилитационных центров, где людей, вышедших на свободу, могли бы принять, помочь им с оформлением документов, устройством на работу, поиском жилья. У нас есть ребята-волонтёры, в основном из числа бывших осуждённых, которые стараются оказать помощь таким людям, многие из них объединились в так называемое Миссионерское тюремное служение. Очень хочется, чтобы всё это развивалось. Однако, у Бога всё бывает в своё время. Для тех, кто умеет ждать…

Все материалы рубрики «Темы»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№39 (1731) // 28.09.2022 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net