Февраль. Суровый месяц красных зорь и настоящих мужчин. Среди его дней не только известная красная дата, выкованная ещё в 1922 году, но и то время, когда началось рождение одной из самых потрясающих легенд отечественного кинематографа – ярчайшего кинополотна, которому исполняется ныне 85 лет! Бессмертная, как и её главный герой, картина, написанная режиссёрами – братьями Васильевыми – «Чапаев»!
Герой, книга и не братья
Великое советское киночудо «Чапаев» сложилось из многих чудес. И первое из них – сам герой, Василий Иванович Чапаев, поднятый революцией из низов, народный командир, чьи подвиги описал его друг и боевой комиссар Дмитрий Фурманов. Новую жизнь этой талантливой книге дали молодые режиссёры «Ленфильма» Георгий и Сергей Васильевы – оба участники Гражданской войны, начинавшие свой путь в кино с монтажёров. Надо заметить, вопреки расхожему мнению, братьями Васильевы не были вообще, по крайней мере поначалу. Сошлись творцы-однофамильцы ещё в 1925 году в монтажном цехе ленинградской студии «Совкино». Вскоре единомышленникам и горячим поклонникам кино прискучило монтировать чужой материал. Хотелось большего. Для Васильевых, как режиссёров, дебютом стал совместный полнометражный документальный фильм «Подвиг во льдах» о спасении итальянского полярника Нобиле и его команды советским ледоколом «Красин», что вышел на экраны 23 октября 1928 года. В титрах своего следующего, уже художественного, фильма «Спящая красавица» авторы настолько творчески сроднились, что в титрах уже значились как «братья Васильевы».
Всё началось с… кроликов и скандала!
В конце лета 1932 года режиссёры уже стояли на пороге своего самого главного в жизни фильма, когда на студии, переименованной в «Ленфильм», разгорелся нешуточный скандал. Васильевым было поручено снять научно-популярный фильм по кролиководству под названием «Кролики питательные и вкусные». Тема была «гастрономическая» и вполне безобидная, однако кролики на экране лихо прыгали под …джаз! Васильевы очень любили эту «буржуазную» музыку, на том и погорели, да так, что едва не распрощались с работой. Ситуацию спас лишь соцзаказ, спущенный «сверху» – к 17-й годовщине Октябрьской революции правительство СССР требовало снять картину на тему Гражданской войны. Поскольку незанятых режиссёров на тот момент на студии не оказалось, провинившихся любителей «чуждой» музыки вызвали в сценарный отдел «Ленфильма».
Сценарий «из-под топора»
В отделе Васильевых познакомили со сценарием «Чапай» (именно такое рабочее название поначалу имел будущий киношедевр), написанным по одноимённой книге (1923 год) Дмитрия Фурманова его вдовой Анной Фурмановой при участии В. Трофимова. Братья-режиссёры схватились за голову: написанное было просто топорным. Все персонажи получились плакатно-«ходульными», главные герои и того хуже: Фурманов был олицетворением ходячей морали, произносившим газетные передовицы, а Чапаев ему беспрекословно подчинялся. Никакого ординарца Петьки, ни боевой пулемётчицы Анки не было и в помине.
Главный не одобрил, но…
Не понравился первый вариант сценария и самому главному кинолюбителю СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину: «Как хотите, но чтобы Чапаев был живым человеком, а не ходячим транспарантом с лозунгами и шашкой!». Генсеку, тонко и почти профессионально разбирающемуся в кинематографе, также хотелось увидеть в картине больше романтики. Именно он предложил ввести в картину женщину-бойца, обозначить таким образом лирическую линию и заодно показать роль женщины в Гражданской войне. Так появилась знаменитая Анка.
Правда о настоящей Анке и…
Самое интересное, что этот персонаж имел реального прототипа – в лице бойца 25-й стрелковой дивизии Марии Поповой, которая доставляла на передовую боеприпасы и ухаживала за ранеными.
Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемёт молчал – прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулемётчик тяжело ранен. Красноармеец приказал Марии: «Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемёт водить буду». «Ты что, с ума сошёл, что ли? Я боюсь», – Мария попыталась уйти. Выстрелив из нагана, пулемётчик предупредил девушку: «Следующая пуля — тебе…». Что делать – легла, отвернулась, зажмурилась и давай поливать колчаковцев свинцовым ливнем. Так Мария Попова стала пулемётчицей. Анкой же её назвали в честь автора первой версии сценария «Чапая» и главного консультанта картины, жены Дмитрия Фурманова – Анны Никитичны.
…о «Петьке»… офицере!
Полгода Васильевы писали более подходящий материал. Использовали и личные воспоминания ветеранов-чапаевцев. Ввели в новую версию сценария, который назывался теперь «Чапаев», ещё одного персонажа, без которого так же немыслима ныне картина – бесшабашного ординарца комдива Петьку. К слову, Пётр Исаев – Петька – в реальной жизни рядовым не был (с Первой мировой войны вернулся в звании унтер-офицера), как не был поначалу и ординарцем легендарного начдива. У Чапаева он на первых порах командовал эскадроном, затем был назначен начальником связи 1-й бригады чапаевской дивизии. Он также выполнял обязанности комиссара. И лишь с февраля 1919 года Пётр Семёнович Исаев был переведён на должность ординарца начдива и офицера по особым поручениям.
«Чапаев»… молчащий?
Окончательная версия сценария «Чапаев» была написана в феврале 1933 года и была через несколько месяцев опубликована в толстом журнале «Литературный современник». Тем не менее, несмотря на официальную публикацию, сценарий в будущем продолжал беспрерывно редактироваться на протяжении всех последующих съёмок картины.
Картина была запущена в производство уже на следующий месяц… Ныне мало кому известно, но фильм был запланирован …немым! Директор студии попросту отказывался читать звуковой вариант сценария. В студийной многотиражке режиссёров обвиняли в «ослаблении и игнорировании немого фронта», в деляческих позициях и т.п. Решающую поддержку Васильевы получили у худрука студии Адриана Пиотровского и со стороны ведущих мастеров «Ленфильма». Фильм был запущен в производство звуковым.
Чапаевский «кастинг»
Стремясь раскрыть своего героя психологическими средствами, и сделать его «живым», как советовал Сталин, постановщики обратились к знаменитому актёру мхатовской школы Николаю Баталову («Путёвка в жизнь», 1931). Но он, перегруженный работой в театре, ответил отказом. Тогда на роль Чапаева утвердили актёра Василия Ванина («Возвращение Максима») – см.фото.
Пулемётчицей Анкой стала Варвара Мясникова. Удивительно, что эта актриса, спустя годы, прославилась ещё одной, причём совсем не «боевой», но не менее знаменитой ролью… феи в сказке Н. Кошеверовой «Золушка» (1947)!
Ординарцем Чапаева было предложено стать… Борису Бабочкину! Однако, спустя всего неделю, Васильевы поняли, что наделённый недюжинным темпераментом и яркой эмоциональностью Бабочкин вовсе ни какой не Петька, а сам… Чапаев!
Режиссёры предпочли держать своё новое решение некоторое время в секрете от актёра. Бабочкину (см. фото) прочитали сценарий. 29-летний актёр был просто потрясён. Позже выяснилось, что Борис вырос в тех же местах, где потом гремела слава Чапаева. Комсомольская юность привела будущего актёра в политотдел 4-й армии Восточного фронта, куда входила 25-я Чапаевская дивизия. Правда, с самим комдивом он знаком не был. Хотя сам Борис Андреевич всегда отмечал: «Возможно, я не раз встречал Чапаева, только не знал, кто он…». Бабочкин с большим энтузиазмом приступил к работе над своим новым образом.
Роль Петьки досталась начинающему 24-летнему актёру, в недавнем прошлом, слесарю ленинградского машзавода, Леониду Кмиту («Смелые люди», 1950).
Образ заклятого врага Чапаева, белогвардейского полковника Бороздина было поручено воплотить яркому актёру ленинградского академического театра драмы, Иллариону Певцову, в театральной студии которого, кстати, обучался сам будущий «Чапаев» — Бабочкин.
Непосредственно к съёмкам «Чапаева» братья Васильевы приступили в марте 1933 года.
…Начдив остался… жив: невиданный финал ленты! Огурцы – противники. Когда Будённый и Ворошилов были за белых! …Об этом в следующем «Синескопе».
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№8 (1544) // 20.02.2019 г.
0 комментариев