1893. Первые фотографии мира безмолвия, сделанные французом Луи Бутаном.
1926. Первые цветные подводные фото, сделанные американцами.
1913. Первые подводные киносъёмки. Оператор – американский газетчик Джон Эрнест Уильямсон.
1914. Уильямсон снял первый подводный фильм с хронометражем 60 минут под названием «Подводная экспедиция Уильямсона». Сам автор даже не замочил ног, поскольку снимал из наблюдательной кабинки под килем баржи.
1943. Изобретение французами Жаком-Ивом Кусто и Эмилем Шаньяном акваланга.
Начало 1960-х. Первые документальные короткометражные подводные фильмы и художественные ленты, короткие, «подводные» сцены которых снимались в специальных бассейнах киностудий.
1961. Первый в мире полнометражный художественный фильм с участием актёров, действие которого, помимо суши, происходило под водой – в естественной морской среде.
США: «Эти сумасшедшие русские…»
Итак, к началу 1960-х зрители только начинали знакомиться с тайнами подводного мира океана, благодаря в первую очередь отважным операторам: итальянцу Фолько Квиличи и французу Жаку-Иву Кусто. Русские тоже не собирались отставать – снимали эпизоды «гидрокосмоса» для научно-популярных короткометражных фильмов.
Опыта крупномасштабных съёмок под поверхностью океанов и морей не имела ни одна кинодержава. О полноценных художественных полнометражных картинах в то время вообще никто не помышлял, и когда в мире узнали о том, что в СССР в начале 1961 года запущен в производство художественный фильм с подводными съёмками, да ещё и в естественных условиях, сообщение вызвало шквал скепсиса.
В США откровенно смеялись над «сумасшедшими русскими», предрекая полный провал затеи. Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Не имея ни опыта, ни техники, русские затеяли снимать под водой фильм с актёрами…». Но уже сформированная в начале 1960 года группа студии «Ленфильм» с энтузиазмом принялась за дело.
«Человеку-амфибии» – 90!
2018 год, богатый на массу памятных дат, отметился ещё одной. 90 лет назад читатели молодого СССР на страницах популярного журнала «Вокруг света» (издаваемого и поныне) впервые познакомились с удивительной, яркой, если не сказать, сенсационной работой ленинградского писателя Александра Романовича Беляева – захватывающим научно-фантастическим романом «Человек-амфибия», написанным автором в 1927 году.
«То, что надо!»
Несбыточная, как считали американцы, затея впервые пришла в голову Владимиру Чеботарёву в 1960 году. Начинающий режиссёр мечтал снять какой-нибудь красивый и необычный фильм. К его идее присоединился опытный коллега Геннадий Казанский, за плечами которого было шесть фильмов, включая знаменитую сказку «Старик Хоттабыч» со множеством спецэффектов.
Просматривая «сценарный портфель» «Ленфильма», среди массы материалов в основном на военно-патриотические, производственные темы и экранизации классиков русской литературы, Чеботарёв натолкнулся на сценарий с броским и необычным названием «Человек-амфибия», первоисточником которого был одноимённый фантастический роман Александра Беляева. Режиссёр, неравнодушный с детства к фантастике, сразу понял: «То, что надо!».
От революции – к любви и океану
Авторы сценария Гольбурт, Каплер и Ксенофонтов внесли существенные изменения в сюжет Беляева – киновариант литературного первоисточника превратился в романтическую мелодраму с латиноамериканской экзотикой. Революционная борьба классов была оттеснена на второй план, уступив невероятно красивой, трагической истории любви странного юноши – человеко-рыбы Ихтиандра и юной Гуттиэре.
Per аspera аd… аqua
Чеботарёва не смутил тот факт, что сценарий уже читали многие коллеги по «цеху», но никто не рискнул его ставить. Главная причина – отсутствие технологий подводных съёмок, тем более с актёрами. Несмотря на несбыточность постановки, режиссёр всё же решил переговорить со знакомыми подводниками. Узнав о возможностях акваланга и сделав лично несколько погружений, режиссёр пришёл к выводу, что его мечта осуществима. Чеботарёв прекрасно понимал, через какие сложности предстоит пройти, осуществляя невиданный, уникальный проект не только в истории отечественного, но и мирового кинематографа.
Главные трудности – финансовые затраты, съёмочная аппаратура и актёры, которым предстоит работать в глубине океана. Причём главный герой фильма Ихтиандр должен действовать в кадре без акваланга!
И всё же загоревшаяся удивительным проектом группа творцов решила рискнуть. Кто-то, переиначив крылатое выражение на латыни «Per aspera ad astra» (через тернии к звёздам), тогда произнёс: «Per аspera аd аqua» (через тернии к воде).
Мегаподводный блокбастер (каким он мог быть)
Начали с подсчёта затрат. Смета «Человека-амфибии» получилась по тем временам баснословной, если не безумной – свыше 3 миллионов рублей. Съёмки предполагалось проводить на Красном море, известном своей роскошной подводной фауной и прозрачностью воды (идеальная видимость – до 90 метров!). От всех искусственных водоёмов авторы решили категорически отказаться – только натура.
В октябре 1960 года обратились к египтянам, те дали согласие, но, увы, спустя месяц отношения Египта и СССР разладились. Киношники бросили взор на соседний берег Красного моря.
Был составлен договор с властями Объединённой Арабской Республики, на свободное передвижение советской киногруппы по всей прибрежной акватории моря и его береговой линии. Для подстраховки на случай неблагоприятных подводных условий щедрые арабы бесплатно были готовы предоставить возможность работать русским в местном океанарии (на тот момент самом большом в мире).
Была даже достигнута договорённость с Жаком-Ивом Кусто. Известный океанограф готов был оказать любую посильную помощь. Оставалось только зафрахтовать местный корабль, и можно было начать съёмки первого в мире подводного двухсерийного блокбастера, но земная реальность начала перекрывать творцам «кислород»…
«Санкции» Фурцевой
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила от имени партии и правительства о том, что фильмы дороже трёх миллионов рублей советскому народу не по карману. Смету пришлось ужимать: из двухсерийного фильма оставили одну серию. Вместо миллионов выделили всего 400 тысяч рублей (сумма обычного «сухопутного» художественного фильма). Заменили «широкий формат» на «широкий экран». Красное море «перекрасили» в Чёрное. В латиноамериканский «город контрастов» было решено «загримировать» (впоследствии не без успеха) Баку… Но даже тогда не удалось уложиться в предлагаемую сумму. Началась чиновничья волокита, потянулось время…
В первых числах февраля 1961 года изрядно «похудевший» задумками и финансами проект «Человек-амфибия» был всё же утверждён к производству. Авторы не унывали, фильм ещё могло вытянуть высокое мастерство самого рискового оператора «Ленфильма» Эдуарда Розовского, имевшего опыт подводных погружений и молодых актёров, которых предстояло только найти, а затем ещё обучить работать глубоко под водой.
15 Ихтиандров и 10 Гуттиэре. Акулы в упряжке. Сверкающая тайна костюма человека-амфибии. Когда рыба жрёт декорации. Автомобиль против Ихтиандра. Вертинская утонула! Триумф «Амфибии», выбитые стёкла в кинотеатрах и «морской дьявол» с вояжем по СССР. 21 век: Ихтиандр – девушка, Гуттиэре – юноша… Продолжение – в следующей нашей встрече.
Все материалы рубрики "Синескоп"
Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№14 (1498) // 04.04.2018 г.
0 комментариев